Презентация, доклад по литературе Лирика С. Есенина /сопровождение к урокам по творчеству С.А. Есенина/11 класс

Содержание

Жизнь…Родился 21 сентября 1895г. в селе Константиново, под Рязанью, в крестьянской семье. Рос в религиозной семье деда-старовера.Стихи начал писать в 8 лет.В 1912-1915 учился в Москве в городском народном университете А.Л. Шанявского и работал

Слайд 1 Его берёзку, клён и собаку помнит каждый…

В.Т. Шаламов


Сергей Александрович Есенин
(1895-1925)

Его берёзку, клён и собаку помнит каждый…

Слайд 2 Жизнь…
Родился 21 сентября 1895г. в селе Константиново, под Рязанью,

в крестьянской
семье. Рос в религиозной семье деда-старовера.
Стихи начал писать в 8 лет.
В 1912-1915 учился в Москве в городском народном университете А.Л. Шанявского и работал корректором.
С 1914 – начал печататься в детских изданиях «Мирок»/«Берёза»(Аристон)/, «Проталинка», «Новь».
Весной 1915 – в Петроград и встречался там с А. Блоком, С. Городецким и др. Становится профессиональным поэтом.
В 1916 – первый поэтический сборник «Радуница»/высоко оценён критиками/
Вплоть до Февральской революции служит санитаром в военном поезде.
В 1918 году Есенин знакомится с Анатолием Мариенгофом и Вадимом Шершеневичем и становится одним из имажинистов (литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа; основное выразительное средство имажинистов - метафора).
В 1919 переселился в Москву. Первая половина 20 годов – наиболее продуктивный период творчества.
В 1921 году он познакомился с Айседорой Дункан /американская авангардная танцовщица/
В 1922-23 – длительное путешествие в Европу и США. Из поездки Есенин привез цикл стихов «Москва кабацкая» (изданный в 1924) и, вероятно, чувство обреченности. Он посмотрел на индустриальные страны и окончательно уверился, что любимый его крестьянский мир обречен.
1924 год - поездка в Азербайджан.
Ушёл из жизни в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года…/Ленинград, «Англетер»/

Жизнь…Родился 21 сентября 1895г. в селе Константиново, под Рязанью, в крестьянской семье. Рос в религиозной

Слайд 3…и творчество
1918 - книга «Голубень», поэма «Небесный барабанщик»… 
20-е годы – сборники

"Преображенье", "Ржаные кони", «Трерядница», "Страна советская", "Березовый ситец", "Персидские мотивы«, «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая» , поэмы /44/ «Пугачёв», «Кобыльи корабли», «Сорокоуст», «Русь советская», «Русь бесприютная», «Русь уходящая», «Анна Снегина»/1925/, «Страна негодяев», «Чёрный человек» /опубл. в 1926/…
… и стихи, много стихов /~527 (стихи и поэмы -15 тысяч строк )/
…и творчество1918 - книга «Голубень», поэма «Небесный барабанщик»… 20-е годы – сборники

Слайд 4Несказанное, синее, нежное… Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя

— поле безбрежное — Дышит запахом меда и роз.
Я утих. Годы сделали дело, Но того, что прошло, не кляну. Словно тройка коней оголтелая Прокатилась во всю страну.
Напылили кругом. Накопытили. И пропали под дьявольский свист. А теперь вот в лесной обители Даже слышно, как падает лист.
Колокольчик ли? Дальнее эхо ли? Все спокойно впивает грудь. Стой, душа, мы с тобой проехали Через бурный положенный путь.
Разберемся во всем, что видели, Что случилось, что сталось в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине.
Принимаю, что было и не было, Только жаль на тридцатом году — Слишком мало я в юности требовал, Забываясь в кабацком чаду.
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь, Так же гнется, как в поле трава… Эх ты, молодость, буйная молодость, Золотая сорвиголова!

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств! Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать. Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски. Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь! Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящих Я всегда испытываю дрожь. Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле… Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.

Несказанное, синее, нежное… Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя — поле безбрежное —

Слайд 5Читаем стихи и думаем: о чём говорит поэт?
«Запели тёсаные дроги…»
«Клён

ты мой опавший…»
«О красном вечере задумалась дорога…»
«Письмо к женщине»
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…»
«Спит ковыль. Равнина дорогая…»
«Неуютная жидкая лунность…»
«Мы теперь уходим понемногу…»
«Несказанное, синее, нежное…»
«Мы теперь уходим понемногу»
«Не жалею, не зову, не плачу…»
«Отговорила роща золотая…»

«Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть»

Напылили кругом, накопытили
И пропали под дьявольский
свист…

точное и краткое изображение всей революционной круговерти

Поразительно трезвое самосознание

Читаем стихи и думаем: о чём говорит поэт?«Запели тёсаные дроги…» «Клён ты мой опавший…»«О красном вечере задумалась

Слайд 6Ранняя лирика
Сергей Есенин (в отличие, например, от Блока) не склонен был

делить свой творческий путь на какие-либо этапы. Поэзия Есенина отличается высокой степенью цельности. В ней все – о России:
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», – говорил поэт.
Есенин принес в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками – «изумительными в своей красоте».
Ранняя лирикаСергей Есенин (в отличие, например, от Блока) не склонен был делить свой творческий путь на какие-либо

Слайд 7Ранняя лирика
Но вклад Есенина в русскую литературу связан не

столько с новизной тематики (пейзажная лирика – магистральная тема всей поэзии XIX века), сколько со способностью увидеть природу изнутри крестьянского мира. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»):
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Ранняя лирика  Но вклад Есенина в русскую литературу связан не столько с новизной тематики (пейзажная лирика

Слайд 8Ранняя лирика
Крестьянская Русь – центральный образ первых
сборников Есенина «Радуница» (1916)

и «Голубень» (1918).
Голубая, синяя – постоянные эпитеты есенинской России:
/Опять передо мною голубое поле./
/Водою зыбкой стынет синь во взорах…/
Если у Блока «синий» – цвет разлуки, печали, недостижимости счастья, то у Есенина – это цвет молодости, полноты светлых чувств, нежности.
Ключевые образы ранней поэзии – звон и сон (дрема, туман, дымка).
Ранняя лирикаКрестьянская Русь – центральный образ первых сборников Есенина «Радуница» (1916) и «Голубень» (1918).Голубая, синяя – постоянные

Слайд 9Ранняя лирика
Разумеется, Россия Есенина, так же как

и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, – это лишь поэтический миф. Для молодого Есенина она – воплощение рая. Однако постепенно этот образ осложняется. Примечательны переклички есенинского образа Руси с блоковской Россией. У обоих поэтов рядом с «Россией-тайной», «светлой женой» – другая, «матушка Русь», нищая и бесприютная: «Оловом светится лужная голь./Грустная песня, ты – русская боль».
Но, вопреки всему, чувства лирического героя неизменны: «Тебе одной плету венок, / Цветами сыплю стежку серую» и «…не любить тебя, не верить – / Я научиться не могу».

Ранняя лирика    Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, – это

Слайд 10Ранняя лирика
Лирический герой Есенина – «вечно странствующий странник»,

«в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что она – оставленная. Мотив покинутого отчего дома – один из ведущих в лирике Есенина.

Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге. И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож.

Ранняя лирика   Лирический герой Есенина – «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому

Слайд 11Особенности лирического героя есенинской поэзии
- максимальная приближенность биографии героя к биографии автора

(автобиографические мотивы – в основе большинства стихов Есенина);
– естественность тона, исповедальная открытость лирического героя («стихи – письмо от Есенина», – определял эту особенность Ю. Тынянов);
– ощущение героем кровной, смертной связи со всем живым в мире («понятен мне земли глагол»);
– открытость героя миру, благодарное его приятие, но при этом – тоска о «нездешних нивах» и о «той, что в этом мире нет».

Особенности лирического героя есенинской поэзии- максимальная приближенность биографии героя к биографии автора (автобиографические мотивы – в основе большинства

Слайд 12Послеоктябрьская лирика
«Последний поэт деревни». Несмотря на необыкновенную цельность есенинского художественного мира,

на протяжении творческого пути поэта стиль его «словесной походки» менялся. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном».
«Крестьянский уклон» заключался в том, что Есенин ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую Крестьянскую Республику – благословенную страну Хлеба и Молока. Однако очень скоро стало ясно, что ожидания Есенина не оправдались:
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Есенин будто заказывает панихиду по дорогому его сердцу обреченному миру…

Послеоктябрьская лирика «Последний поэт деревни». Несмотря на необыкновенную цельность есенинского художественного мира, на протяжении творческого пути поэта

Слайд 13Послеоктябрьская лирика
Год 1920-й – переломный в творчестве Есенина. Мотивы покинутого дома

осложняются у него конфликтом «Русь Советская» – «Русь уходящая». Сам поэт – в «узком промежутке» между ними: «Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец».
Литературовед Алла Марченко назвала героя лирики Есенина последних лет «разговаривающим Есениным». Стихи 1924–1925 гг. удивительно многоголосы. Сам поэт не знает ответа на вопрос «куда несет нас рок событий?», поэтому он дает право голоса многим своим героям – матери, деду, сестрам, землякам…
Послеоктябрьская лирикаГод 1920-й – переломный в творчестве Есенина. Мотивы покинутого дома осложняются у него конфликтом «Русь Советская»

Слайд 14Тема любви в лирике Есенина

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые

дали.
 В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить…
Это строки знаменитого стихотворения из цикла «Любовь хулигана» (1923). Действительно, в раннем творчестве Есенина (до начала 1920-х гг.) стихи о любви были редкость.
Любовь – центральная тема «Персидских мотивов» и так называемого «зимнего цикла» (конец 1925 г.//12 стихотворений за 3 месяца до смерти). Высокий эмоциональный накал, душевная обнаженность, безоглядная удаль – отличительные черты есенинской любовной лирики. В передаче стихии любовного чувства поэт глубоко индивидуален.
Тема любви в лирике Есенина Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали.  В первый раз я запел про

Слайд 15Любовная лирика
Есенинские стихи о любви подчеркнуто музыкальны. Кажется, что и все

очарование знаменитого «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» из «Персидских мотивов» именно в удачно найденной повторяющейся строчке – музыкальной теме всего стихотворения.
Обычно редко обращают внимание на то, что в стихах Есенина любимая, как и образ России, – лишь эхо, отзвук, тень, мечта.
Благодарное приятие – основной тон в отношении лирического героя к жизни – проявляется и в отношении к женщине – подруге, любимой. Он умеет проститься и расстаться с любимой светло, с благодарностью, без истерической натуги:
Любимая с другим любимым,
Быть может, вспомнит обо мне
Как о цветке неповторимом…
(«Цветы мне говорят – прощай…)

Любовная лирикаЕсенинские стихи о любви подчеркнуто музыкальны. Кажется, что и все очарование знаменитого «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

Слайд 16Особенности поэтического стиля
1) Песенно-фольклорное начало/прежде всего песенная мелодичность/. Не случайно до сих

пор Есенин остается поэтом, которого поют больше, чем кого-либо другого. Использование постоянных эпитетов и система сквозных лирических образов (клен, черемуха, яблоня, сад, осень).
2) Специфическая образность (так, строка «все пройдет, как с белых яблонь дым» из знаменитого «Не жалею, не зову, не плачу…» скажет гораздо больше, если знаешь, что яблоня у Есенина – это и реальное дерево, и образ души поэта). Словесный образ Есенина отражает «узловую завязь природы и человека». Отсюда – два любимых художественных приема поэта – олицетворение и метафора, которые нередко совмещаются в одном образе:

Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
(«О красном вечере задумалась дорога…»)

Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.
(«Эта улица мне знакома…»)

Особенности поэтического стиля1) Песенно-фольклорное начало/прежде всего песенная мелодичность/. Не случайно до сих пор Есенин остается поэтом, которого поют

Слайд 17Особенности поэтического стиля
Своеобразное открытие Есенина – «олицетворение наоборот», когда происходящее с

миром природы отождествляется с состоянием человека
(целиком на таком приеме построено стихотворение «Отговорила роща золотая…» «Роща золотая» – это и сам поэт, и его поэзия. Для Есенина поэзия – прекрасный сад (роща), где слова – листья, а образы – яблоки, стряхиваемые с души, когда нальются соком. Для поэта человек, поэзия и природа – одно нерасчленимое целое.
Лирический герой Есенина часто наделяет себя «портретными» признаками деревьев (чаще всего – клена), цветка, листа: «Сам себе казался я таким же кленом, / Только не опавшим, а вовсю зеленым…»; «Я милой голову мою / Отдам, как розу золотую…»
Особенности поэтического стиляСвоеобразное открытие Есенина – «олицетворение наоборот», когда происходящее с миром природы отождествляется с состоянием человека(целиком

Слайд 18Особенности поэтического стиля
3) Особенности цветовой и световой палитры. Преобладающие цвета в лирике

Есенина – синий, голубой, розовый, золотой, серебряный. Часто краски приглушены, смягчены, а пейзаж словно подернут дымкой:
Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.
Пейзаж Есенина, как правило, не внешний, с точно схваченными деталями, а внутренний – пейзаж души лирического героя.
Показательно, что в поэме «Черный человек» и последнем – «зимнем» – цикле стихов преобладают в основном два цвета – черный и белый:
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Особенности поэтического стиля3) Особенности цветовой и световой палитры. Преобладающие цвета в лирике Есенина – синий, голубой, розовый, золотой,

Слайд 19Спит ковыль. Равнина дорогая…
Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина

другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси - Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть! 1925

Тема? 
/ любовь к Родине, историческое прошлое и настоящее России – все это волнует С. Есенина, заставляя искать ответы на вопросы, оценивать себя, осознавать свою роль в происходящих событиях/.
Композиция?
/кольцевая, автор начинает и заканчивает произведение одной и той же мыслью – он всегда будет любить свою родину, независимо от того, какое будущее ее ждет/.
Жанр?
/лирическое стихотворение, можно также отнести к философской лирике, так как в нем поднимаются вопросы, не имеющие единого ответа, глубокие и сложные/.
Стихотворный размер?
/написан хореем используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ/.
Метафоры? 
/ “свинцовой свежести ковыль”, “не вольет мне в грудь мою теплынь”, “чужая юность брызжет новью”, “новью той теснимый”/.
Эпитеты?
/“Свет луны, таинственный и длинный”, “золотой бревенчатой избы”/.
Олицетворения?
“Спит ковыль”, “плачут вербы”, “шепчут тополя”.
Антитеза ?
 “Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”.

Спит ковыль. Равнина дорогая… Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет

Слайд 20Домашнее задание
1. Читаем стихи С. Есенина /см. записи в тетради/, выбираем

для заучивания стихотворение, посвящённое теме Родины, и то, которое нравится /обоснуйте свой выбор/.
2. Учебник, задание 10, стр. 164 /устно/
Домашнее задание1. Читаем стихи С. Есенина /см. записи в тетради/, выбираем для заучивания стихотворение, посвящённое теме Родины,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть