Презентация, доклад по литературе Л. Н. Толстой Кавказский пленник

Содержание

Цель Подготовить материал для сочинения-рассуждения «В чем смысл названия рассказа «Кавказский пленник»?

Слайд 1Литературная игра по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Составила:
Вязникова Ж. А.,
учитель

русского языка и литературы МОУ СОШ с. Толсты
Литературная игра по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»Составила:Вязникова Ж. А.,учитель русского языка и литературы МОУ СОШ

Слайд 2Цель
Подготовить материал для сочинения-рассуждения «В чем смысл названия рассказа «Кавказский

пленник»?

Цель Подготовить материал для сочинения-рассуждения «В чем смысл названия рассказа «Кавказский пленник»?

Слайд 3Разминка
Где родился Л. Н. Толстой? (1 команда)
Где провёл большую

часть своей жизни Л. Н. Толстой? (2 ком)
Какую роль в судьбе писателя играет дата «1851 г.»? (1 команда)
Какую задачу перед собой поставил и осуществлял в течение всей своей жизни Л. Н. Толстой? (2 ком)
В каких войнах участвовал Л. Н. Толстой? (1 команда)
Какие произведения были написаны на Кавказе? (2 ком)
Когда был написан рассказ «Кавказский пленник»? (1 команда)
О каких событиях повествует рассказ «Кавказский пленник»? (2 ком)



Разминка Где родился Л. Н. Толстой? (1 команда) Где провёл большую часть своей жизни Л. Н. Толстой?

Слайд 4Конкурс «Узнай героя»
«А он хоть не велик ростом, а удал был»

(1)
«А он, заместо того чтобы подождать, только увидел татар, закатился что есть духу к крепости» (2)
«Почти всю эту ночь не спал он. Ночи короткие были. Видит – в щёлке светиться стало. Встал он, раскопал Щёлку побольше, стал смотреть» (1)
««Эх, - думает он, - с ними что робеть, то хуже». Вскочил на ноги и говорит: - А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак.» (2)

Конкурс «Узнай героя»«А он хоть не велик ростом, а удал был» (1)«А он, заместо того чтобы подождать,

Слайд 5Конкурс «Узнай героя»
«Он ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег

и скучал» (1)
«А сам всё высматривает, выпытывает, как ему бежать» (2)
«По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит» (1)
«Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает» (2)
 

Конкурс «Узнай героя»«Он ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал» (1)«А сам всё высматривает,

Слайд 6«Найди лишнее»
«Перешёл он речку; побелел уже свет за горой. Пошёл лощиной,

идёт, сам поглядывает: не видать ещё месяца. Уже зарево посветлело и с одной стороны лощины всё светлее, светлее становится. Ползёт под гору тень, всё к нему приближается»
«Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу – выбрался месяц из-за гор – бело, светло, совсем как днём. На деревьях листочки видны. Тихо, светло по горам; как вымерло всё. Только слышно – в низу речка журчит»
«Стало солнышко закатываться. Стали снеговые горы из белых – алые; в чёрных горах потемнело; из лощин пар поднялся, и самая та лощина, где крепость наша должна быть, как в огне загорелась от заката»
«Боже мой, какая ночь! ни звёзд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него!»
«Найди лишнее» «Перешёл он речку; побелел уже свет за горой. Пошёл лощиной, идёт, сам поглядывает: не видать

Слайд 7«Литературоведческий» конкурс
Определите, какие изобразительно-выразительные средства использованы автором в отрывках:
1) «Перешёл он

речку; побелел уже свет за горой. Пошёл лощиной, идёт, сам поглядывает: не видать ещё месяца. Уже зарево посветлело и с одной стороны лощины всё светлее, светлее становится. Ползёт под гору тень, всё к нему приближается»
2) «Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу – выбрался месяц из-за гор – бело, светло, совсем как днём. На деревьях листочки видны. Тихо, светло по горам; как вымерло всё. Только слышно – внизу речка журчит»
Какую роль играет изображение природы в этом фрагменте?
«Литературоведческий» конкурсОпределите, какие изобразительно-выразительные средства использованы автором в отрывках:1) «Перешёл он речку; побелел уже свет за горой.

Слайд 8Конкурс иллюстраторов
1 ком- иллюстрация на стр.254,
2 ком – стр.256

Какие эпизоды рассказа проиллюстрировали художники? Зачитайте или перескажите их.
- Совпадают ли ваши представления о героях с изображениями на иллюстрациях? Какими вы представляете героев?

Конкурс иллюстраторов1 ком- иллюстрация на стр.254, 2 ком – стр.256 – Какие эпизоды рассказа проиллюстрировали художники? Зачитайте

Слайд 9 Конкурс «языковедов»
Задание 1 команде: выбери из списка глаголы, характеризующие Жилина

и Костылина: высматривает, ждал, ходит, рукодельничает, сидит, скучал, спит, насвистывает, выпытывает, как ему бежать, писал. Ответь на вопрос: «Как характеризуют героев данные глаголы?»
Задание 2 ком: Обыграйте фамилии героев, объясните их смысл, подобрав эпитеты (подсказка: Жилин – жила – жилистый, двужильный – крепкий, сильный, выносливый человек)

Конкурс «языковедов»Задание 1 команде: выбери из списка глаголы, характеризующие Жилина и Костылина: высматривает, ждал, ходит, рукодельничает,

Слайд 10Конкурс «лингвистов-переводчиков»
Используя следующие фразы персонажей рассказа, дайте ответ на вопрос: «Как

татары характеризуют Жилина и Костылина?»:

1 ком.: «Урус, - говорит, - джигит, джигит, урус!

2 ком: «Вот, ты всё серчаешь, а товарищ твой смирный…»

Конкурс «лингвистов-переводчиков»Используя следующие фразы персонажей рассказа, дайте ответ на вопрос: «Как татары характеризуют Жилина и Костылина?»:1 ком.:

Слайд 11Итоги урока
1) Как вы считаете, качества, которыми обладал Жилин, необходимы только

в экстремальной ситуации или в повседневной жизни? Приходилось ли вам наблюдать, как по-разному ведут себя люди в одной и той же ситуации?
2) Почему рассказ, повествующий о двух пленниках, назван «Кавказский пленник»?
Итоги урока1) Как вы считаете, качества, которыми обладал Жилин, необходимы только в экстремальной ситуации или в повседневной

Слайд 12ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить материал и план для сочинения-рассуждения «В чем смысл названия

рассказа «Кавказский пленник»?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕПодготовить материал и план для сочинения-рассуждения «В чем смысл названия рассказа «Кавказский пленник»?

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть