Слайд 1Литературная игра по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Составила:
Вязникова Ж. А.,
учитель
русского языка и литературы МОУ СОШ с. Толсты
Слайд 2Цель
Подготовить материал для сочинения-рассуждения «В чем смысл названия рассказа «Кавказский
пленник»?
Слайд 3Разминка
Где родился Л. Н. Толстой? (1 команда)
Где провёл большую
часть своей жизни Л. Н. Толстой? (2 ком)
Какую роль в судьбе писателя играет дата «1851 г.»? (1 команда)
Какую задачу перед собой поставил и осуществлял в течение всей своей жизни Л. Н. Толстой? (2 ком)
В каких войнах участвовал Л. Н. Толстой? (1 команда)
Какие произведения были написаны на Кавказе? (2 ком)
Когда был написан рассказ «Кавказский пленник»? (1 команда)
О каких событиях повествует рассказ «Кавказский пленник»? (2 ком)
Слайд 4Конкурс «Узнай героя»
«А он хоть не велик ростом, а удал был»
(1)
«А он, заместо того чтобы подождать, только увидел татар, закатился что есть духу к крепости» (2)
«Почти всю эту ночь не спал он. Ночи короткие были. Видит – в щёлке светиться стало. Встал он, раскопал Щёлку побольше, стал смотреть» (1)
««Эх, - думает он, - с ними что робеть, то хуже». Вскочил на ноги и говорит: - А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак.» (2)
Слайд 5Конкурс «Узнай героя»
«Он ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег
и скучал» (1)
«А сам всё высматривает, выпытывает, как ему бежать» (2)
«По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит» (1)
«Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает» (2)
Слайд 6«Найди лишнее»
«Перешёл он речку; побелел уже свет за горой. Пошёл лощиной,
идёт, сам поглядывает: не видать ещё месяца. Уже зарево посветлело и с одной стороны лощины всё светлее, светлее становится. Ползёт под гору тень, всё к нему приближается»
«Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу – выбрался месяц из-за гор – бело, светло, совсем как днём. На деревьях листочки видны. Тихо, светло по горам; как вымерло всё. Только слышно – в низу речка журчит»
«Стало солнышко закатываться. Стали снеговые горы из белых – алые; в чёрных горах потемнело; из лощин пар поднялся, и самая та лощина, где крепость наша должна быть, как в огне загорелась от заката»
«Боже мой, какая ночь! ни звёзд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него!»
Слайд 7«Литературоведческий» конкурс
Определите, какие изобразительно-выразительные средства использованы автором в отрывках:
1) «Перешёл он
речку; побелел уже свет за горой. Пошёл лощиной, идёт, сам поглядывает: не видать ещё месяца. Уже зарево посветлело и с одной стороны лощины всё светлее, светлее становится. Ползёт под гору тень, всё к нему приближается»
2) «Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу – выбрался месяц из-за гор – бело, светло, совсем как днём. На деревьях листочки видны. Тихо, светло по горам; как вымерло всё. Только слышно – внизу речка журчит»
Какую роль играет изображение природы в этом фрагменте?
Слайд 8Конкурс иллюстраторов
1 ком- иллюстрация на стр.254,
2 ком – стр.256
–
Какие эпизоды рассказа проиллюстрировали художники? Зачитайте или перескажите их.
- Совпадают ли ваши представления о героях с изображениями на иллюстрациях? Какими вы представляете героев?
Слайд 9 Конкурс «языковедов»
Задание 1 команде: выбери из списка глаголы, характеризующие Жилина
и Костылина: высматривает, ждал, ходит, рукодельничает, сидит, скучал, спит, насвистывает, выпытывает, как ему бежать, писал. Ответь на вопрос: «Как характеризуют героев данные глаголы?»
Задание 2 ком: Обыграйте фамилии героев, объясните их смысл, подобрав эпитеты (подсказка: Жилин – жила – жилистый, двужильный – крепкий, сильный, выносливый человек)
Слайд 10Конкурс «лингвистов-переводчиков»
Используя следующие фразы персонажей рассказа, дайте ответ на вопрос: «Как
татары характеризуют Жилина и Костылина?»:
1 ком.: «Урус, - говорит, - джигит, джигит, урус!
2 ком: «Вот, ты всё серчаешь, а товарищ твой смирный…»
Слайд 11Итоги урока
1) Как вы считаете, качества, которыми обладал Жилин, необходимы только
в экстремальной ситуации или в повседневной жизни? Приходилось ли вам наблюдать, как по-разному ведут себя люди в одной и той же ситуации?
2) Почему рассказ, повествующий о двух пленниках, назван «Кавказский пленник»?
Слайд 12ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить материал и план для сочинения-рассуждения «В чем смысл названия
рассказа «Кавказский пленник»?