Слайд 1Презентация
Критический реализм
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 13
…для меня воображение всегда было выше
сущего, и самую сильную любовь я испытал
во сне.
Л.Н. Андреев
Слайд 17Вся литература была охвачена пафосом новаторства действительного или мнимого. Поиски нового
и в области содержания, и в области формы диктовались временем.
Слайд 19Жизнь России на рубеже XIX—XX веков обострила две противоборствующие тенденции в
литературе. С одной стороны — демонстративный уход от общественной темы, воинствующая проповедь эстетства, искусства для искусства; с другой — всё более крепнущее осознание писателями зависимости художника от общества, необходимости ответить на «проклятые» вопросы современности, раскрыть в художественных образах сложные и многообразные связи общественных явлений.
Слайд 24
В русской литературе конца XIX — начала XX в. шла сложная
противоречивая борьба различных направлений, течений, групп, сплетался сложный клубок множества идейно - эстетических концепций, отражавших разные стороны и грани общественной жизни и собственную жизненную практику писателей.
Слайд 28Проблема «писатель — жизнь — задачи искусства» встала в это время
как никогда остро.
Её заново решали писатели старшего поколения и молодые, только входившие в литературу.
Слайд 30 Реализм, как известно, появился в русской литературе в первой половине
19 века и на протяжении всего столетия существовал в рамках его критического течения.
Слайд 32Критический реализм конца 19 начала 20 века претерпевает существенные изменения по
сравнению с предыдущим периодом.
Слайд 34Если реалисты ХIХ века пристальное внимание уделяли социальной природе человека, то реалисты ХХ
века соотносили эту социальную природу с психологическими, подсознательными процессами, выражающимися в столкновении разума и инстинкта, интеллекта и чувства.
Слайд 38Крупнейшими представителями его были
Л. Н. Толстой, А.П. Чехов, В. Г.
Короленко.
Слайд 42 Л. Толстой упорно ищет новых действенных способов реалистической критики.
Вместо
традиционного романического повествования со сложным сюжетом и подробными пейзажными описаниями он вырабатывает более емкие формы, насыщенные авторской оценкой жизни.
В последних его произведениях решающую роль начинает играть авторский монолог, авторский приговор действительности и суд над нею.
Так написана «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната» и особенно выразительно в этом смысле «Воскресение».
Слайд 46В ту же пору пришло в русскую литературу и новое поколение
писателей, разных по своим политическим взглядам, творческим принципам, силе таланта:
Александр Куприн,
Николай Гарин - Михайловский,
Слайд 49 Николай Телешов,
Евгений Чириков,
Слайд 50 Сергей Гусев - Оренбургский,
Николай Тимковский,
Слайд 51Степан Петров - Скиталец,
Сергей Найденов,
Иван Шмелев,
Семён Юшкевич,
Слайд 53 Давид Айзман,
Сергей
Елпатьевский.
Слайд 58Творчество большинства названных писателей входило в русло демократического движения, особенно усилившегося
в период революции
905 года.
Общим для них было тяготение к реализму. Но все они по-разному осознавали и художественно отражали основные конфликты эпохи, по-разному относились к пролетарской революционной борьбе.
Слайд 62 Младшие современники А. Чехова пережили сильные потрясения войн и революций,
под влиянием которых еще больше расслоилась душа их героев.
Слайд 65В пору своего расцвета писатели - реалисты были верны передовым традициям
русской литературы.
Писателей общественного темперамента привлекали живые примеры жизни.
Слайд 67Идеалом Н. Гарина-Михайловского всегда была смело действующая и думающая личность; на
интеллигенцию он возлагал большие надежды. Гарин воссоздает волнующую правдой драму молодого человека: «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты».
Слайд 69Еще один представитель критического реализма в русской литературе - В. В.
Вересаев.
Он, как и Гарин, раскрывает внутренне бытие человека как результат его восприятия общественной атмосферы.
Слайд 70Писатели-реалисты начала 20 века создали новый тип прозы, освоили множество свежих
стилевых приемов, обратились к символизации деталей и красок.
Слайд 72Реализм 10-х годов обладает художественным своеобразием, широким тематическим.
В его пределах
трудились и те, кто тяготел к модернизму, и те, кто неуклонно следовал классическим традициям.
Слайд 7410 - е годы время расцвета таланта И. Бунина,
Л. Толстого,
Сергеева-Ценского,
А. Серафимовича и многих других.
Слайд 76 Одной из острых тем становится тема России, ее будущего. Обостряется
интерес к русской провинции в целом (Е. Замятин).
Слайд 78Реализм литературы 10-х гг проявляется в стремлении ознакомить с массовой Россией,
привлечь внимание к социальным слоям, которые не были еще предметом пристального изображения (И. Шмелев «Господин Уклейкин», «Человек из ресторана»).
Слайд 80Писатели - реалисты остались верны традиционному постижению связей человека и мира.
Литераторов больше волнует то, в чем проявляется общая жизнь человека и его связи с миром.
Слайд 81 Новый поворот литературы к натурфилософской тематике «человек и природа» полнее
всего реализована в произведениях М. Пришвина.
Слайд 83
Представление о причастности человеческой личности к жизни мира приводило писателей к
неоднозначным выводам. «Восторженной молитвой красоте мира» можно назвать произведения этого периода
А. Куприна, И. Бунина, Л.Толстого.
Слайд 87В творчестве А. Серафимовича в 10-х гг отчетливо проявляются черты социалистического
реализма - «Город в степи».
Слайд 89Сложная творческая эволюция характеризует писательский путь С. Сергеева-Ценского, в его творчестве
10-х гг реалистические тенденции часто переплетались с модернистскими.
Слайд 91В повести «Печаль полей» - человек часть огромного мира.
Слайд 92Повесть «Движения» - стала центральным произведением С. Сергеева - Ценского этого
периода.
Слайд 93Стремясь определить качественное своеобразие литературы 10-х гг, критика ввела термин «неореализм».
Слайд 95Одни критики распространили его на творчество всех крупных писателей - реалистов,
другие подразумевали под неореализмом творчество писателей, находившихся под сильным влиянием символизма.
Слайд 97Процесс взаимообогащения различных направлений и течений - факт развития русской реалистической
литературы в начале 20 века.
Слайд 100Такая «пограничность» наблюдается в творчестве Б.Зайцева, А.Ремизова, С. Сергеева-Ценского.
Слайд 101В начале 20 века в рамках реализма выделяют четыре течения:
1. критический реализм продолжает
традиции 19 века и предполагает акцент на социальной природе явлений (в начале 20 века это произведения А.П. Чехова и
Л.Н. Толстого),
Слайд 102
2. социалистический реализм -
термин Ивана Гронского, обозначающий изображение действительности в её
историко-революционном развитии, анализ конфликтов в контексте классовой борьбы, а поступков героев - в контексте пользы для человечества ("Мать«
М. Горького, а впоследствии - большинство произведений советских писателей),
Слайд 1043. мифологический реализм сложился ещё в античной литературе, однако в 20 веке
под мифологическим реализмом стали понимать изображение и осмысление реальной действительности через призму известных мифологических сюжетов
(в зарубежной литературе ярким примером служит роман Дж. Джойса "Улисс", а в русской литературе начала 20 века - повесть "Иуда Искариот" Л.Н. Андреева)
Слайд 106
4. натурализм предполагает изображение действительности с предельным правдоподобием и детализацией, зачастую неприглядной
("Яма" А.И. Куприна, "Санин" М.П. Арцыбашева, "Записки врача" В.В. Вересаева)
Слайд 109Перечисленные особенности русского реализма вызывали многочисленные споры о творческом методе писателей,
сохранявших верность реалистическим традициям.
Слайд 110Авторский взгляд всегда устремлен за пределы пространственного и временнóго существования героев.
Отсюда - появление фольклорных, библейских, культурологических мотивов и образов, что позволяло расширить границы повествования, привлечь читателя к сотворчеству.
Горький начинает с неоромантической прозы и приходит к созданию социальных пьес и
романов, становится
родоначальником
социалистического
реализма.
Слайд 112Творчество Леонида Андреева всегда находилось в пограничном состоянии: модернисты считали его «презренным реалистом»,
а для реалистов, в свою очередь, он был «подозрительным символистом».
При этом принято
считать, что его проза
реалистична, а
драматургия тяготеет
к модернизму.
Слайд 113Борис Зайцев, проявляя интерес к микросостояниям души,
создавал
импрессионистическую
прозу.
Слайд 114Попытки критиков дать определение художественному методу Ивана Бунина привели к тому, что сам
писатель сравнивал
себя с чемоданом,
обклеенным
огромным
количеством ярлыков.
Слайд 115Сложное мироощущение писателей - реалистов, разнонаправленная поэтика их произведений свидетельствовали о
качественном преображении реализма как художественного метода.
Слайд 116Благодаря общей цели — поиску высшей истины — в начале 20
века произошло сближение литературы и философии, наметившееся еще
в творчестве Ф. Достоевского и Л. Толстого.