Слайд 1А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман. Образ главного героя.
8 класс
Слайд 2ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
А1. Какие песни исполняли в определенные дни года, по праздникам?
1.обрядовые 2.календарные 3.исторические
А2.
Описание жизни святого, совершавшего подвиги во имя христианской веры – это
1.летопись 2.предание 3.житие
А3. Один из трех родов литературы, повествование, характеризующееся изображением событий.
1.эпос 2.лирика 3.драма
А4. Литературно-художественное направление, наследовавшее традиции античности, провозгласившее в драматургии правило трех единств.
1.романтизм 2.классицизм 3.реализм
Слайд 3ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
А5. Какая из басен И.А. Крылова рассказывает о стратегии и
тактике Кутузова в Отечественной войне 1812 г.?
1. «Обоз» 2. «Лягушки, просящие царя» 3. «Ворона и лисица»
А6. Кто является автором думы «Смерть Ермака»?
1. А.С. Пушкин 2. К.Ф. Рылеев 3. Д.И. Фонвизин
А7. Из какого произведения взят денный отрывок:
«Кого? За что? В день моего сговора! Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание дня до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу»
1.«Шемякин суд» 2. «О покорении Сибири Ермаком»
3. «Недоросль»
А8. Действия пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» происходят в
1. доме госпожи Простаковой 2. поместье Стародума
3. имении Скотинина
Слайд 4Работа с высказываниями
«У каждого из нас — свой Пушкин, остающийся в
то же время одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца», — так сказал о Пушкине русский поэт XX столетия А.Т. Твардовский.
Другой замечательный русский поэт М.И. Цветаева, с ранних лет полюбившая Пушкина и пронесшая эту любовь и интерес к его творчеству через всю жизнь, написала эссе «Мой Пушкин».
«Пушкин — наше все», как сказал критик Ап. А. Григорьев. Пушкин принадлежит всей России, всему миру».
«Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет», — сказал поэт Ф.И. Тютчев.
Слайд 5В «Капитанской дочке» изображено крупнейшее восстание крестьян под предводительством Пугачева.
В «Дубровском» —
недовольство крестьян Дубровского, выступивших со своим барином против несправедливости со стороны Троекурова.
Слайд 6ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА
У Пушкина рождается замысел создания подлинно реалистического образа, который рождается
в борьбе с реалистической точкой зрения на вождя восстания, под воздействия народного отношения к нему. Но Пушкин не только писал произведения на исторические темы, он фактически был историком в прямом смысле слова.
В 1830-е годы по поручению Николая I он работал над историей Петра Великого, а в 1834 г. закончил труд «История Пугачева», который по указанию Николая I вышел под названием «История пугачевского бунта». Работая над ним, Пушкин изучает архивные документы, едет туда, где развертывались события. Он посещает Казань, Оренбург, Берду и другие станицы яицкого (уральского) казачества. Послушаем, что известно о работе Пушкина над материалами о пугачевском восстании.
Слайд 7Краткое содержание романа «Капитанская дочка»
Действие романа начинается в 1772 году. Главный
герой романа - молодой дворянин Петр Гринев, добрый, умный и смелый юноша.
16-летний Гринев отправляется служить в армию в Оренбург. Вместе с ним следует его верный слуга - добрый старик Савельич.
По дороге на службу Гринев попадает в метель и сбивается с пути. На дороге он встречает бродягу, который помогает ему добраться до ночлега. Гринев еще не знает, что перед ним будущий разбойник Емельян Пугачев. В благодарность за помощь добрый Гринев дарит бродяге свой заячий тулуп.
Наконец Петр Гринев прибывает на службу в Белогорскую крепость под Оренбургом. Гринев служит под начальством доброго капитана Миронова. Петр Гринев влюбляется в капитанскую дочь - Марью Миронову.
В 1773 году вспыхивает крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Пугачев и его шайка захватывают Белогорскую крепость, убивают коменданта Миронова и его жену. Маша Миронова остается сиротой.
Разбойники собираются повесить Гринева, но Пугачев узнает в нем старого знакомого. Он сохраняет юноше жизнь, помня его доброту. Пугачев отпускает Гринева и Марью на волю.
Гринев отправляет Марью к своим родителям. Сам он поступает на службу, чтобы бороться против пугачевцев. Наконец армия побеждает разбойников, Пугачева арестовывают. В это же время арестовывают Гринева за "дружбу" с Пугачевым. Императрица Екатерина II назначает Гриневу в наказание ссылку в Сибирь.
Марья Миронова едет в Петербург, чтобы просить императрицу о помиловании. Императрица изучает дело Гринева, и вскоре его освобождают из тюрьмы. Пугачева публично казнят. Марья и Петр Гринев женятся и живут счастливо.
Слайд 8Работа с документами
Положение крепостного крестьянства:
1. Указ о праве помещиков отдавать крепостных
крестьян на каторгу (1765 г.)
Буде кто из помещиков людей своих… отдавать пожелает для лучшего воздержания в каторжную работу, таковых Адмиралтейской коллегии принимать и употреблять в тяжкую работу на толикое время, на сколько помещики их похотят…
2. Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков (1767 г.)
Когда кто не из дворян и неимеющих чинов осмелится высочайшую ее величества особу подачей в собственные руки челобитен утруждать: то за первое дерзновение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе с наказанием публично,отсылать туда же на год, возвращая оных по прошествии срока на прежние жилища; а за третье преступление с наказанием публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск, с зачетом крепостных помещикам их в рекруты. А для повсеместного о сем сведения и исполнения сей указ… целый месяц в каждом месте в праздничные и воскресные дни, а по прошествии месяца ежегодно по одному разу во время храмовых праздников читать по всем церквам…
Слайд 9Работа с документами
Расправа помещика с провинившимися крестьянами “Журнал” (1763–1765 гг.)
№ 410.
Нашему человеку Ивану Владимирову нами приказано было, чтоб окорока свиные оба сделать на буженину с чесноком, другой с луком, а нами велено лопатку с луком сделать, и он приказу нашего не исполнил, за что вычесть у него в будущей 764 год из положенного жалованья рубль, а ежели посему исполнено и вычтено не будет, то у кого сей наш журнал, того сечь на дровнях, давая по сту ударов нещадно.
№ 468. Впредь Фёклу Яковлеву именем и отчеством не звать никому, а звать ее всем трусихой и лживицей; а ежели кто именем и отчеством назовет, того сечь розгами, давая по пяти твсяч раз нещадно.
№ 510. Впредь, ежели когда во время езды нашей в гости не положится в карман гребенка, да для чищенья платья невозьмется щетка, то того, кто нас будет одевать, да дневального лакея сечь розгами, давая по пяти тысяч нещадно.
Слайд 10Работа с документами
Семевский В.И. “Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. СПб.,
1881”
Помещики не имели по закону права над жизнью и смертью своих крестьян, но так как они могли наказывать их неограниченно, то тяжкие истязания нередко оканчивались смертью подвергнутого им крепостного. Истязания крепостных, кончавшиеся смертью несчастных жертв барского произвола, не всегда сходили с рук мучителям, как это видно из целого ряда дел, возбужденных правительственными властями. …Были приговорены исключительно к церковному покаянию 5 чел. (в том числе 4 женщины), на месяц в тюрьму – 2 женщины, на 6 недель на хлеб и воду и на один год в монастырь в работу – одна женщина, к пожизненному покаянию в монастыре – 1 мужчина, к “простой службе” в Нерчинске – один, 6на вечное поселение 2 ( в том числе одна женщина), к вечной каторжной работе – 5.)
Слайд 11Домашнее задание
Читать главы 8- 14. Отвечать на вопросы стр. 216-217