Слайд 1Литература 10 класс
Изучение творчества Ф.М.Достоевского, роман «Преступление и наказание»
Коблова Юлия Александровна,
учитель русского языка и литературы
Новосибирск 2019
Слайд 2 Данная подборка поможет учителю
провести лекционные
уроки о мировоззрении и творческом методе Ф.М.Достоевского;
организовать анализ ключевых эпизодов каждой части романа «Преступление и наказание»;
провести блиц-опросы на знание текста произведения;
собрать материалы для написания сочинений.
В презентации содержатся таблицы и схемы, словарь ключевых понятий, темы сочинений. Изучать роман рекомендуется с привлечением комментариев С.В.Белова.
Слайд 3Илья Глазунов. Достоевский. Ночь.
Слайд 4Готическая литература возникла во второй половине XVIII века и особенно характерна
для раннего романтизма (предромантизма).
Готический роман — произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения). Развивался в основном в англоязычной литературе. Это предтеча современных «ужасов».
Готическая литература возникла как реакция на торжество Просвещения(к.17-н.19в).
Слайд 5
Готический роман создает ощущение, что не все объяснимо (в противовес идеям Просвещения:
вера в возможность перестроить общественную жизнь на разумных началах), МИР лежит в ТАЙНЕ, во ЗЛЕ, во ТЬМЕ, в СТРАХЕ. Человек изначально не идеален, не запрограммирован на добро и истину. ДОБРО и ЗЛО соседствуют в человеке и мире, а человек должен каждую минуту выбирать (так появляется свобода воли каждого). Критерий выбора тоже неясен!
«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей,»-уверен Дмитрий Карамазов.
Художественный мир Достоевского - техника постоянного побуждения к беспокойству: нервность, издерганность, напряженные искания, хаотичность, разорванность, отсутствие твердых основ, прочных жизненных связей, изображение кризисных моментов.
Слайд 6
Герой Достоевского:
уединенное сознание, личность, порабощенная идеей, ипохондрик, «подпольный» человек (болезненная версия
образа маленького человека, но более глубокого и сложного, страдающего, взбунтовавшегося против мира, обнаружившего АД в самом себе).
«Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться!».
Достоевский Ф.М. «Записки из подполья»
Слайд 7
Все творчество Достоевского- сквозной текст, сюжет – путь к Богу.
Великое
пятикнижие – такое название дано неофициальному циклу из пяти самых масштабных романов русского классика Федора Михайловича Достоевского. Они были написаны один за другим и как бы представляют собой романный марафон гениального прозаика. В пятикнижие входят: “Преступление и наказание”(1866), “Идиот”(1868-69), “Бесы”(1871-72), “Подросток”(1875) и “Братья Карамазовы”(1879-80).
В обозначении “великое пятикнижие Достоевского” улавливается связь с “Пятикнижием Моисея” – пяти первых книг Библии евреев и христиан (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие). Моисею текст его труда продиктовал сам Бог, талант Достоевского так велик, что трудно представить, будто бы его книги написаны человеком, кажется, они также надиктованы какой-то божественной сущностью.
Слайд 8Достоевский на каторге
Наталья Дмитриевна Фонвизина
1805 - 1869 (урожд. Апухтина, во втором
браке Пущина)
Жена декабриста М.А. Фонвизина, последовавшая за ним в Сибирь, одна из замечательнейших русских женщин, по одной из версий, послужившая А.С. Пушкину прототипом Татьяны. В январе 1850 г., находясь на поселении в Тобольске, Фонвизина добилась свидания с находившимися в пересыльной тюрьме петрашевцами.
Провел в Омском каторжном остроге четыре года (1850–1854),
все время был в кандалах.
Петраше́вцы — осуждённые в 1849 году участники встреч у Михаила Буташевича-Петрашевского. В истории литературы XIX века так называемое дело Петрашевского, или петрашевцев, занимает видное
место, потому что ни в одном из русских политических процессов не участвовало столько литераторов и учёных. Кроме самого Петрашевского, издавшего под псевдонимом Кириллова замечательный «Словарь иностранных слов», были замешаны Достоевский, Плещеев, Пальм, Дуров, Толь, химик Ф. Львов.
Слайд 9Достоевский на каторге
В «Дневнике писателя»
за 1873 г. Достоевский вспоминал: «...В Тобольске, когда мы в ожидании дальнейшей участи сидели в остроге на пересыльном дворе, жены декабристов умолили смотрителя острога и устроили в квартире его тайное свидание с нами. Мы увидели этих великих страдалиц, добровольно последовавших за своими мужьями в Сибирь. Они бросили всё: знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга, самого свободного долга, какой только может быть. Ни в чем неповинные, они в долгие двадцать пять лет перенесли всё, что перенесли их осужденные мужья. Свидание продолжалось час. Они благословили нас в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием — единственная книга, позволенная в остроге. Четыре года пролежала она под моей подушкой в каторге. Я читал ее иногда и читал другим. По ней выучил читать одного каторжного».
А еще раньше в «Записках из Мертвого дома» Достоевский писал об этом Евангелии: «Эту книгу, с заклеенными в ней деньгами, подарили мне еще в Тобольске те, которые тоже страдали в ссылке и считали время ее уже десятилетиями и которые во всяком несчастном уже давно привыкли видеть брата».
Слайд 10Изменение убеждений Достоевского
Утопический социализм
(прообраз коммунизма)
Вера в возможность построения справедливого общества, основанного
на идеях братства, равенства (?)
Путь насильственный (революционный)
Почвенничество
каторга
Своеобразный, русский вариант христианского социализма, идеи сближения «образованного общества» с народом, на народной или национальной «почве» с религиозно-этической основой.
Путь эволюционный
Достоевский разделяет историческое развитие человечества на три стадии, соответствующие прошлому, настоящему и будущему:
1. В первобытных, патриархальных общинах, о которых остались предания как о “золотом веке” человечества, люди жили массами, коллективно, подчиняясь общему и для всех авторитетному закону.
2.Затем наступает время переходное, которое Достоевский называет “цивилизацией”- эпоха торжества теории разумного эгоизма, идей сверхчеловека, индивидуалистического самообожествления, наполеонизма, буржуазного мироисповедания. БОГА НЕТ, поэтому все дозволено!
3. В высшей стадии – «мировой гармонии»- человек приблизится к образу Христа как идеалу человечества(нравственная сила, духовное очищение каждого человека). ХРИСТОС- идея ЖЕРТВЫ во имя человечества.
Слайд 11Творческая история романа «Преступление и наказание»
1.Роман «Пьяненькие» - история семьи
пьяницы чиновника, продолжение разработки темы «униженных и оскорбленных».
2.Роман- «психологический отчет одного преступления»: писателя интересовало, как люди могут решиться на такое дело, откуда у них воля, как при этом работают их мозг, сердце, что они чувствуют. Подробно исследуя теорию своего героя, автор одновременно показывает, в какой жизненный тупик могут привести человека умозрительные идеи, кажущиеся благородными, самонадеянная попытка найти путь к счастью для всего человечества.
Дело Герасима Чистова: двадцатисемилетний приказчик, купеческий сын, раскольник (не отсюда ли и фамилия Раскольников в романе?) предумышленно убил двух старух, кухарку и прачку (вспомним Лизавету с бельем), с целью ограбления хозяйки квартиры.
Покушение на Александра II было совершено 4 апреля 1866 года бывшим студентом Дмитрием Каракозовым (Раскольников тоже был студентом). Каракозов не только стрелял в царя, но и совершал нравственное самоубийство. Его должна будет замучить совесть, потому что само дело не только богопротивное, но и натуре человека противное, сверхъестественное. ОТЕЦ – ЦАРЬ – БОГ
Слайд 12Приступая к анализу романа «Преступление и наказание», найдите определения данных понятий,
источники укажите. По мере изучения романа определите, как эти понятия связаны с художественной структурой и идейным содержанием романа.
Монолог
Диалог
Теория
Идеолог
Полифония
Двойничество
Идея сверхчеловека
Наполеонизм
Сократовский диалог
Преступление
Самопожертвование
Слайд 13Полифония, двойничество в романах Достоевского
Герой Достоевского- человек, корчащийся под бременем
гипертрофированной идеи, страдающий от своей теории. Одна идея (или ее вариации) может «взять в плен» нескольких героев, отсюда - двойничество.
ГЛАВНЫЙ
ГЕРОЙ, носитель теории
(голос)
ТЕОРИЯ / ИДЕЯ
ГЕРОЙ 1
(голос)
ГЕРОЙ 2
(голос)
ГЕРОЙ 3
(голос)
САМ АВТОР (голос)
ХОР ГОЛОСОВ, ПОЛИФОНИЯ, ДИАЛОГИЗМ («СОКРАТОВСКИЙ ДИАЛОГ»)
«Коперниковский переворот» в отношениях героя и автора
Слайд 14Теории героев романа Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Заполняйте таблицу по мере
изучения романа!
Слайд 15Изучение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Ключевые эпизоды 1 части романа
1.Анализ портрета
Раскольникова и его комнаты (гл. 1,3).
2.Анализ описания Петербурга, атмосфера города, цвет, воздух, настроение (гл. 1,5).
3.Семья Мармеладовых, история и трагедия этой семьи (гл.2).
4.Сонечка Мармеладова: портрет, ее место в семье, жертва ради семьи (гл.2).
5.Катерина Ивановна: портрет, поведение (гл.2).
6.Анализ письма матери Раскольникова (гл.3).
7.Свидригайлов: портрет, поведение (гл.3).
8.Петр Петрович Лужин: портрет, поведение, теория (гл.3,4).
9.Анализ эпизода на бульваре: пьяненькая девушка (гл.4).
10.Анализ 1-го сна Раскольникова (гл.5).
11.Разговор двух мещан (гл.5) и Лизаветы, описание Лизаветы (гл.6).
12.Разговор офицера и студента, теория студента (гл. 6).
13.Приготовления к убийству (гл. 6).
14.Убийство старухи и Лизаветы (гл. 7).
15.Поведение Раскольникова после убийства (1 часть гл.8, 2 часть гл.1).
Слайд 16Худ. Боклевский
Худ. И.Глазунов
Раскольников
Слайд 17Худ. Оксман
Худ. Д. Шмаринов
Раскольников
Слайд 18Худ. Д. Шмаринов
Петербург Достоевского
Слайд 19Анализ первого сна Раскольникова
Напишите мини-сочинение, проанализировав первый сон героя по следующим
признакам (письменная работа на одну страницу):
время и организация пространства, их символика;
персонажи и детали (предметы) сна;
смена настроений, чувств героев, авторская мотивировка (движущая сила) их поступков.
Как эпизод первого сна сцеплен с другими эпизодами (особенно со сценой убийства)?
Какова роль первого сна в раскрытии мотивов поступков Раскольникова в первой части романа? Как в связи с этим раскрывается замысел автора?
Не подменяйте анализ пересказом, комментируйте и анализируйте конкретные детали, применяйте разные виды цитирования, пользуйтесь комментариями С.В.Белова.
Слайд 20Жест Лизаветы во момент убийства- «цитата» иконного жеста ладонь праведника. Праведные
люди изображаются с характерным жестом: открытой ладонью, обращенной к молящимся. Праведный человек – человек правды – открыт для людей, в нем нет никакого лукавства, никакой тайной злой мысли или чувства.
Христианские мотивы
Слайд 21Блиц-опрос по 1 части романа «Преступление и наказание»
На что похожа
комната Раскольникова?
Перечислите все вещи, которые заложил Раскольников у старухи – процентщицы.
Как зовут сестру Раскольникова?
Как зовут старуху – процентщицу?
Какие добрые дела сделал Раскольников, нищий студент?
Как во время убийства держит топор Раскольников?
Как Раскольникову удалось незаметно пронести топор по улице?
Что олицетворяет собой слабая старая лошадь в первом сне Раскольникова?
Как раскольников узнает, что старуха - процентщица на следующий день будет дома одна?
Кому завещаны все деньги старухи процентщицы?
Что означает танец с шалью? Кто в романе его танцевал?
Слайд 22Изучение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Ключевые эпизоды 2 части романа
1.Выбрать из
2 части эпизоды, раскрывающие душевное состояние Раскольникова после преступления: болезнь, страх, бред, обмороки, мысли о самоубийстве – 6 гл., прокомментировать эпизоды.
2.Арест красильщика Миколы (гл.4), почему его считают преступником?
3.Лужин и его теория (экономическая) – 5 гл.
4.Разговор Раскольникова с Заметовым: зачем Раскольников себя разоблачает (гл.6)?
5.Возвращение Раскольникова на место преступления (гл. 6).
6.Смерть Мармеладова, помощь Раскольникова его семье (гл.7).
Слайд 23Блиц-опрос по 2 части романа «Преступление и наказание»
Вариант 1
Почему Раскольников, обещавший
жениться на дочери квартирной хозяйки, не сделал этого?
Зачем Раскольникова вызвали в полицию?
При каких обстоятельствах, от кого Раскольников узнал об аресте Миколки, подозреваемого по делу об убийстве старухи-процентщицы?
Закончите фразу, сказанную Раскольниковым Лужину, о разделе рубашки:«По вашей теории выходит, что и»…
Куда и почему поселились приехавшие в Петербург мать и сестра Раскольникова?
Кто ухаживает за Раскольниковым, который впадает в настоящую болезнь после убийства: бредит, кричит, теряет сознание?
Кто такие Кох и Пестряков?
Почему умирает Мармеладов?
Слайд 24Блиц-опрос по 2 части романа «Преступление и наказание»
Вариант 2
Что и почему
с Раскольниковым происходит в полицейском участке?
При каких обстоятельствах был арестован красильщик Миколка?
Почему, с точки зрения Лужина, лучше всего жену брать из бедных?
С каким событием из жизни самого Достоевского перекликается мысль Раскольникова о том, что приговоренный к смерти согласен жить на пространстве в 1 метр?
Какой был встреча Раскольникова с матерью и сестрой? В чём символизм этой сцены?
У кого просит прощения умирающий Мармеладов?
Боясь обыска, Раскольников избавляется от улик – награбленного. Как? В чём символизм его действий?
Кто такие Кох и Пестряков?
Слайд 25Изучение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Ключевые эпизоды 3 части романа
1.Разговор Раскольникова
с Порфирием Петровичем у следователя дома, внутренний разговор Раскольникова с самим собой? (5 глава).
2.Что такое преступление? Статья Раскольникова о преступлении: «право имеющие» и «твари дрожащие». Кого Раскольников к какому типу относит: себя, мать, сестру, Соню, старуху? Что значит «кровь по совести»?
3.Анализ 2 сна Раскольникова? (6 глава).
4.Душевное состояние Раскольникова после преступления? (по всей 3 части).
Ключевые эпизоды 4 части романа
1.Рассказ Свидригайлова о себе (1 глава): юность, причины смерти жены?
2.Рассказ Лужина о преступлениях Свидригайлова: доведение до самоубийства слуги, глухонемой девушки (глава 2). Сходство Свидригайлова и Раскольникова – в чем?
3.Размолвка с Лужиным (глава 2).
4.Раскольников у Сони. Чтение евангельской главы о воскрешении Лазаря, символика библейского фрагмента (4 глава).
5.Второй разговор Раскольникова с Порфирием Петровичем в конторе (5 глава).
Слайд 27Сочинение – рассуждение по роману «Преступление и наказание»
Анализ эпизода «Чтение библейской
легенды о воскрешении Лазаря»
Прочитайте 4 главу IV части романа, обратите внимание на поведение героев при встрече, на авторские ремарки. В чем «правда» Сони?
Проследите, как изменяется взгляд Раскольникова на «преступление» Сонечки.
Почему чтение Евангелия является кульминацией романа?
Почему именно Соне доверил Достоевский прочесть Евангелие?
Что (какие детали) из прочитанного в библейском тексте соотносится с самими героями? Как? Что это означает?
Этот эпизод очень символичен. В чем его символика? Свяжите этот эпизод с текстом последующих глав, с эпилогом. Прокомментируйте символы: свеча, лампа (лампада), камень и др.
Обратите внимание, что Раскольников приходит к Соне в 11 часов. Достоевский хорошо помнит Евангельскую притчу о том, что царствие небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. Выходил он нанимать в 3-м, 6-м, 9-м и, наконец, в 11-м часу. А вечером, рассчитываясь, управляющий, по распоряжению хозяина, заплатил всем поровну, начав с пришедшего в 11-м часу. И последние стали первыми, и это было проявлением какой-то высшей справедливости. Что это значит в контексте судьбы Раскольникова? Пользуйтесь комментариями С.В.Белова.
Слайд 28Изучение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Ключевые эпизоды 5 части романа
1.Подлость Лужина
по отношению к Соне (подкладывание денег), сцена на поминках (скандал). Роль Лебезятникова (конец 1 главы, 3 глава)
2.Высмеивание в образе Лебезятникова прогрессивных идей: эмансипация, гражданский брак, коммуна (гл.3).
3.Раскольников у Сони, наполеонизм Раскольникова, признание в убийстве (4 глава).
4.Судьба Катерины Ивановны и детей, помощь Свидригайлова. (конец 3 главы, 4 и 5 главы).
Ключевые эпизоды 6 части романа
1.Порфирий Петрович у Раскольникова (2 глава): Порфирий Петрович- суд земной, формальный, Бог – суд высший, абсолютный.
2.Встреча Раскольникова и Свидригайлова, рассказ Свидригайлова о своей жизни (3, 4 глава).
3.Встреча Свидригайлова и Дуни, перестрелка (5 глава).
4.Сон и самоубийство Свидригайлова (6 глава).
5.Разговор Раскольникова с Дуней (глава 7). Раскольников идет с повинной (глава 8): его мысли, раскаивается ли он? (8 глава).
Эпилог
Сон Раскольникова, истинное раскаяние. Покаяние – для других, раскаяние - внутри себя. Роль Сони.
Слайд 29Блиц опрос по 4, 5, 6 частям романа «Преступление и наказание»
Как
Марфа Петровна спасла Свидригайлова из тюрьмы в юности?
Как Свидригайлов относится к свадьбе Дуни и Лужина?
Лужин рассчитывал, что его брак с Дуней поможет ему сделать карьеру. Каким образом?
Как Лужин мстит Раскольникову за то, что тот расстраивает его свадьбу с Дуней?
Каму изначально принадлежало Евангелие, которое Раскольников и Соня читали вместе?
Какой герой высказывается о «прогрессивных» идеях: коммуна, гражданский брак, эмансипация?
Кому первом у Раскольников признался в убийстве?
Какую библейскую историю читают Раскольников и Соня вместе? Какова идея этой библейской притчи?
Кто искренне влюблен в Дуню?
Какова причина смерти Катерины Ивановны?
Почему Миколай, невиновный, признается и берет на себя убийство старухи?
Перед явкой с повинной Раскольников берет у Сони некий предмет, что это за предмет, какова его история?
Как образно Свидригайлов называет свое самоубийство, о котором думает?
Как жена Свидригайлова напоминала мужу о себе после собственной смерти?
Слайд 30Прокомментируйте одну из фраз, используя свое знание содержания романа Ф.М.Достоевского «Преступление
и наказание», опирайтесь на конкретные детали текста.
И. Золотусский: «Человек у Достоевского затевает спор с идеей, из которого он выходит победителем… рабство человека по отношению к идее осуждается Достоевским.»
Н. Бердяев: “Все творчество Достоевского есть художественное разрешение идейной задачи, есть трагическое движение идей. Все герои Достоевского поглощены какой-нибудь идеей, опьянены идеей, все разговоры в его романах представляют изумительную диалектику идей”.
«...Раскольников - единственный герой книги. Все остальные - проекции его души. Тут-то и находит объяснение феномен двойников. Каждый персонаж, вплоть до случайных прохожих, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, отражает частичку его личности» (П. Вайль, А. Генис «Страшный суд»)
Н.Н. Страхов: «Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум.»
Слайд 31Напишите сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», выбрав одну из
тем. При раскрытии темы опирайтесь на конкретные эпизоды романа, покажите в сочинении знание деталей текста.
1.«Преступление и наказание» - психологический роман.
2.ПреступлениЯ в романе «Преступление и наказание». Кто преступники в романе, в чем их преступления?
3.Христиански образы и библейские мотивы в романе «Преступление и наказание».
4.Роман «Преступление и наказание»-«петербургский текст». Как реализуется «петербургский миф» в романе?
5.«Дело не в отдельной ложной идее, не в ошибке Раскольникова, а в ограниченности любой идейности» (Г. Померанц).
6.«Преступление доводит преступника до душевного ада, неизбежного удела всех злодеев. Одинокие внутренние страдания, однако, к искуплению не ведут. Искупление приходит лишь через страдание на людях, вынесенное на суд общества, через намеренное самоуничижение и позор на глазах у ближних, только они могут принести страдальцу прощение, искупление, новую жизнь» (В. Набоков) Согласны ли вы с В.Набоковым? Прокомментируйте фразу, используя знание романа.