Слайд 1Иллюстрации художника А.Рейпольского
к повести-сказке
А. Погорельского
«Чёрная курица, или
подземные жители»
Слайд 2Повесть-сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» Антоний Погорельский сочинил для своего
племянника Алёши, будущего известного поэта, прозаика, драматурга Алексея Константиновича Толстого.
А.Погорельский
А.К.Толстой
Слайд 3
Алексей Дмитриевич Рейпольский - советский и российский художник-иллюстратор, родился
14 января 1945 года в Ленинграде, знаком читателям волшебных сказок, приключенческих историй, жизнеописаний выдающихся людей, русской классической прозы и поэзии. Он окончил графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина по мастерской М.А. Таранова в 1969 году. Является членом Союза художников РФ. Создал иллюстрации почти к трем десяткам книг.
Слайд 5Дом … был о двух этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по
которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу …
Слайд 6
Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два
перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились доиой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперёд.
Слайд 7
По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один,
и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой библиотеки.
Слайд 8
Алёша очень коротко с ними познакомился, всех знал по
имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что иногда несколько дней сряду не давал им ничего от крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти. Между курами он особенно любил одну чёрную хохлатую, названную Чёрнушкою.
Слайд 9
… Как вдруг увидел подле себя кухарку с большим ножом… Кухарка
бегала по двору - то манила курочек: «Цып, цып, цып!», то бранила их…
Слайд 10
Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг откуда ни
взялись маленькие свечки в серебряных шандалах, не больше как с Алёшин маленький пальчик, Шандалы эти очутились на полу , на стульях, на окнах, даже на рукомойнике, и в комнате сделалось так светло, так светло, как будто днём.
Слайд 11Алёша в первой комнате увидел всякого рода старинную мебель: резные стулья,
кресла, столы и комоды. Большая лежанка была из голландских изразцов, на которых нарисованы были синей муравой люди и звери.
Слайд 12
Они спустились вниз по лестнице, как будто
в погреб, и долго-долго шли по разным переходам и коридорам, которых Алёша прежде никогда не видывал. Иногда коридоры эти так были низки и узки, что Алёша принуждён был нагибаться.
Слайд 13
Алёша увидел двадцать маленьких рыцарей в золотых латах, с
пунцовыми на шлемах перьями, которые попарно входили тихим маршем. Потом в глубоком молчании они стали по обеим сторонам кресел. Вошёл в залу человек с величественною осанкою, на голове с венцом, блестящими драгоценными камнями. На нём была светло-зелёная мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом.
Слайд 14
Алёша … заметил, что между придворными стоял маленький человек,
одетый весь в чёрное. На голове у него была особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного набок, а на шее белый платок, очень накрахмаленный, отчего казался он немного синеватым.
Слайд 15
Дорожки усеяны были крупными разноцветными камешками, отражавшими свет от
бесчисленных маленьких ламп, которыми увешаны были деревья. Деревья были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые.
Слайд 16
Из сада пошли они в зверинец. Там показали Алёше
диких зверей, которые привязаны были на золотых цепях.
Слайд 17
Затрубили рога, и охотники пустились скакать во всю прыть
по разным переходам и коридорам… Вдруг из бокового коридора выскочило несколько крыс…
Слайд 18В продолжение нескольких недель учителя не могли нахвалиться Алёшею. Все уроки
без исключения знал он совершенно… не могли надивиться чрезвычайным его успехам… Сам директор училищ приезжал несколько раз в пансион и любовался Алёшею.
Слайд 19
Однажды учитель, не зная, что с ним делать, задал
ему выучить наизусть страниц двадцать к другому утру и надеялся, что он по крайней мере в этот день будет смирнее.
Слайд 20
На следующий день, в назначенный час, учитель взял в
руки книжку, из которой задан был урок Алёше, подозвал его к себе и велел проговорить заданное.
Слайд 21
- Вот конопляное зерно, которое выронил ты на дворе.
Напрасно ты думал, что потерял его безвозвратно. Король наш слишком великодушен, чтоб лишить тебя этого дара за твою неосторожность . Помни, однако, что ты дал честное слово сохранить в тайне всё, что тебе о нас известно…
Слайд 22
Министр поднял обе руки кверху, и Алёша увидел, что
они были скованы золотою цепью… Он ужаснулся!..
- Твоя нескромность причиною , что я осуждён носить эти цепи… но не плачь, Алёша! Твои слёзы помочь мне не могут… Одним ты можешь меня утешить: старайся исправиться и будь таким же добрым мальчиком, как и прежде.
Слайд 23
Под полом что-то шумит. Он встал с постели, приложил
к полу ухо и долго слышал стук маленьких колёс и шум, как будто множество маленьких людей проходило. Между шумом этим слышен был плач женщин и детей и голос министра Чернушки, который кричал ему:
- Прощай Алёша! Прощай навеки!..
Слайд 24Прочитана книга, рассмотрены картинки
Прочитана книга, рассмотрены картинки
Прочитана книга, рассмотрены
картинки. Рассыпались пустые рыцарские латы. Но сказка не кончена: тихим зимним вечером летит по Петербургу карета, унося Алешу из детства, из мудрых сказок, навсегда поселяющих в душе высокие представления о доброте и чести.