Слайд 1«И БАЛ БЛЕСТИТ ВО ВСЕЙ КРАСЕ»
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА
УЧЕНИЦА 8 КЛАССА «В»
МКОУ «СОШ№7»
ИМРСК
ЛЫСЕНКО НАТАЛЬЯ
Слайд 2Но чай несут; девицы чинно
Едва за блюдички взялись,
Вдруг из-за двери в
зале длинной
Фагот и флейта раздались.
Обрадован музыки громом,
Оставя чашку чаю с ромом,
Парис окружных городков,1
Подходит к Ольге Петушков,
К Татьяне Ленский; Харликову,
Невесту переспелых лет,
Берет тамбовский мой поэт,
Умчал Буянов Пустякову,
И в залу высыпали все.
И бал блестит во всей красе.
(А.С.ПУШКИН)
Слайд 3В Петербурге день начинался парадом (или просто службой) и оканчивался холостой
пирушкой, в
театре, в клубе или, наконец, на балу. Бал — это совершенно особенное событие в жизни человека XIX
века. Для юной девушки, которую только начинали вывозить, это повод для волнений: там ее увидят в
красивом бальном платье, и будет много света, и она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она легкая,
грациозная... В литературе так же отводиться место и для темы , посвященной балу.
Слайд 4Для того чтобы разобраться каким предстает перед нами бал в русской
литературе,
Мы проанализируем бал в трех произведениях. Л. Толстой «Война и мир»,
Л. Толстой «После бала», А. Пушкин «Евгений Онегин»
Слайд 5Описание балов встречается во многих текстах русской литературы. На протяжении XIX
— начала XX века балы были не просто развлечением, но и местом для неформального общения, местом, где молодой офицер низшего чина, умеющий танцевать и развлекать дам, мог почувствовать себя выше стареющего генерала, а мужчины и женщины — разговаривать друг с другом, не боясь пересудов в обществе.
Слайд 6Московский бал 1810 года, ставший дебютом для Наташи Ростовой, — первое,
что приходит в голову, когда речь заходит о балах в литературе. Запоминается этот эпизод прежде всего своим эмоциональным накалом, где смешаны мотивы ожидания, разочарования и радости. А между тем, помимо описаний чувств Наташи, Лев Толстой дает в «Войне и мире» довольно интересные подробности бального ритуала XIX века, начиная с того, что бал открывался полонезом, который после Великой французской революции вытеснил менуэт, считавшийся премьерным танцем, и заканчивая порядком, в котором располагались танцы: полонез, мазурка, вальс…
Слайд 8Еще немного про полонезы. Толстой указывает на то, что император Александр
I вел в этом танце хозяйку дома, что полностью соответствовало бальному этикету. Если же самодержец открывал придворный бал, то его партнершей становилась старшая (по положению мужа) приглашенная гостья. В случае с Александром I это часто была его невестка, Александра Федоровна. Имейте это в виду, если вам встретится не вошедшее в итоговый текст « Евгения Онегина», но также очень известное описание бала.
Слайд 10Частью мазурки была и игра с выбором партнера. В «Евгении Онегине»
этот эпизод танца послужил началом конфликта Онегина и Ленского.
Иногда такой выбор был сопряжен с угадыванием каких-либо качеств, причем выбирать могли не только юноши, но и девушки.
Слайд 12Завершался бал обычно котильоном — веселым танцем-игрой, сочетавшим в себе элементы
вальса, мазурки, галопа и многих других танцев.
Слайд 13Тема бала в литературе являлась ключевой. Кто-то принимал важное решение, решалась
чья -то судьба, кто-то находил свою первую и на всю жизнь единственную любовь, а кто-то расставался навсегда. Проливались слезы счастья и радости, горя и печали. Для меня бал является самым ярким, красочным эпизодом в художественных произведениях. Бал - кульминационный момент. Съезжаются гости, дамы в шикарных платьях, дорогих украшениях, все блестит, сверкает. Прекрасная музыка. Все танцуют вальс. Плетутся интриги, И происходит такое событие, которое может изменить, жизнь гостя, приглашенного на бал.
Всё кружится; в бурном вихре танца.