Слайд 3Пятнадцатое мая.
Классная работа.
Слайд 5
Уроки нравственности, любви и доброты.
Уроки становления личности.
Слайд 6
.
.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»: история создания, жанр, особенности композиции.
Слайд 7Сформулируйте важную для вас лично цель дальнейшей учебной деятельности.
Слайд 8Цель урока:
Ознакомить учащихся с историей создания романа «Преступление и наказание»;
Раскрыть творческую
историю романа, характеристику эпохи, систему образов;
Воспитывать личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющую принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
Слайд 9Домашнее задание.
Знать содержание романа «Преступление и наказание». Подобрать цитатный материал
(цвет, цифра в романе).
Слайд 11Актуализация опорных знаний учащихся.
Каким мы видим Петербург в произведениях А.С. Пушкина,
Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова? В чём принципиальное отличие образа Петербурга у Ф.М. Достоевского?
Какой цвет преобладает в описании Петербурга? Что символизирует это цвет?
Слайд 13Символ серого цвета.
Серый цвет одновременно содержит в себе два цвета – черныйСерый
цвет одновременно содержит в себе два цвета – черный и белый. Так как этот цвет находится на границе двух антогоничных цветов, он символизирует собой одиночество, депрессию, отшельничество, печаль, болезнь, меланхолию, отрешенность, усталость, страх, испуг. Но у этого, на первый взгляд, унылого цвета есть и положительные характеристики. Это реализм, здравомыслие, информированность, смирение, гармония и стабильность.
Слайд 14Актуализация опорных знаний учащихся.
Можно ли считать Петербург персонажем романа? Почему?
Могла и
история преступления и наказания, описанная в романе, действительно произойти?
Как вы понимаете слова Ф.М. Достоевского: «Я – дитя века»?
Какие проблемы поднимаются в романе?
Слайд 16Мотивация учебной деятельности учащихся.
По словам автора романа, в его произведении есть
намёк на мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают блюстители закона, главным образом потому, что он и сам требует этого наказания.
Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека – представителя нового поколения. Материалы для истории, положенной в основу романа «Преступление и наказание», по свидетельству автора, можно было найти в любой газете, издаваемой в то время.
Слайд 17Своеобразие романа.
Построение сюжета. В обычном детективе весь интерес повествования заключён в
разгадке тайны преступления. Роман же представляет собой антидетектив, где преступник известен читателям с самого начала. В его тайну проникают также один за другим чуть ли не все герои романа, включая и самого следователя Порфирия Петровича. Однако при этом все посвященные, видя невыносимость нравственных мучений Раскольникова, сочувственно расположены к нему и ждут, когда он сам раскается и сделает явку с повинною.
Слайд 18Своеобразие романа.
Художественное время романа также не поддаётся обычному измерению. С одной
стороны, оно необычайно насыщено событиями, а с другой – иногда вообще перестаёт ощущаться. Трудно поверить, что всё сложное действие романа вмещается в рамки двух недель.
Ритм времени то замедляется, то бешено ускоряется. В течение одного дня часто совершается столько событий в жизни героя, сколько реальному человеку достало бы на целую жизнь. Вместе с тем романное действие часто прерывается длинными внутренними монологами и развёрнутыми описаниями душевного состояния героев.
Слайд 19Своеобразие романа.
Весь роман строится, как бесконечный, принципиально незавершённый диалог равноправных героев,
одинаково убедительно аргументирующих каждый свою позицию. Авторский голос оказывается лишь одним из них, и у читателя сохраняется свобода с ним не соглашаться.
Ф.М. Достоевский замыслил повесть «Преступление и наказание» как исповедь героя, в которой бы раскрылась борьба двух начал – добра и зла – в сердце человека. Но рамки предполагаемой повести оказались тесны для выявления художественной идеи произведения, и Достоевский сжёг уже почти завершённую повесть и взялся за роман.
Слайд 20Сюжет, композиция, жанр.
Первоначальный замысел об «идейном убийце» распадается на две неравные
части, которые и составляют основу сюжета.
Преступление и его причины
Влияние преступления на душу преступника.
Слайд 21Особенности композиции романа связаны с содержанием.
Преступление
Наказание
Занимает одну часть повествования: рассказывается о замысле и совершении преступления
Описывается в 5 частях: рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию.
Слайд 22Жанровое своеобразие.
Роман нельзя совершенно определённо отнести к уже известным в русской
литературе жанрам.
Роман: социально – бытовой, детективный; любовный; психологический; философский; религиозный.
«Преступление и наказание» – роман о преступлении, но отнести его к криминальному, детективному жанру нельзя, его называют романом – исповедью, романом – трагедией, одним из величайших философско – психологических романов.
Слайд 23Символика цвета и чисел в романе.
Жёлтый цвет.
Раскольников: жёлтая каморка с жёлтенькими
обоями.
Соня: Комната с «жёлтыми, обшмыганными и истасканными обоями».
Порфирий Петрович: Мебель из «жёлтого отполированного дерева».
Свидригайлов: жёлтый цвет обоев, где остановился герой.
Старуха – процентщица: Одета в «истрёпанную и пожелтевшую кацавейку, комната обставлена мебелью из жёлтого дерева.
Слайд 24Жёлтый цвет.
Создает в романе дополнительное ощущение болезненности. Усиливает атмосферу нездоровья, расстройства,
надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.
Слайд 25Число «три» в романе.
Марфа Петровна. Оставила три тысячи рублей Дуне по
завещанию. Выкупила Свидригайлова за 30 тысяч сребреников. Три раза приходила к Свидригайлову.
Соня. Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние 30 копеек. Катерине Ивановне выложила 30 целковых. В её комнате 3 больших окна.
Свидригайлов. Хотел предложить Дуне до 30 – ти тысяч. Вручает Соне 3 билета.
Раскольников. Трижды позвонил в колокольчик старухи. Трижды встречается с Порфирием Петровичем. Думает, что у Сони 3 дороги, когда она стоит в 3-х шагах от стола.
Дуня. Стреляет в Свидригайлова в 3-х шагах.
Разумихин. Три часа дожидается, пока проснётся Раскольников.
Слайд 27три
Основная константа:
мифопоэтического макрокосма:три сферы (уровня) вселенной,
прошлое, настоящее и будущее,
начало, середина, конец;
запад
(левая сторона), центр и восток (правая сторона),
три лунные фазы;
божественные троицы и триады[2] (трёхипостасные, трёхглавые, трёхтелые и т. д. — знак причастности сразу несколькими сферами мироздания ?),
Слайд 28Три.
человек рассматривается как триединство тела, души и разума (или духа),
рождение,
жизнь, смерть,
детство, зрелость, старость,
волшебное, человеческое и природное:
социальной организации (включая и нормы стандартного поведения):три высшие ценности,
наименьшее количество, составляющее родовую общину — маленькое «племя»,
три члена социальной структуры (семья — отражение Бога как Отца, Матери и Сына),
три социальные функции,
в общественной и судебной практике три — наименьшее количество людей, имеющих право принимать сколько-либо значительные решения (например, триумвират в Древнем Риме).
в искусстве — прежде всего как троичный принцип композиции в произведениях (трилогия, триптих или терцины, игра триадами[3] и т. п.
Слайд 30Символ цифры «семь».
Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья
и разума. Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, относящегося к числам мирового порядка.
Поэтому число 7 является символом союза Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением.
Слайд 32Домашнее задание.
Подобрать материал для обсуждения темы «Маленькие люди» в романе
«Преступление и наказание» (семья Мармеладовых, семья Раскольниковых).