Слайд 1Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы.
12
Слайд 2Апо́стол(древнегреч.— «посол») — один из учеников Иисуса Христа
«Апостол» — богослужебная книга, включающая часть
книг Нового Завета, содержащая часть Нового Завета (деяния и послания апостолов) и Апокалипсис, 1-я печатная книга Ивана Фёдорова (1564).
1. Апо́стол (греч.— «посол») — один из учеников Иисуса Христа, несущий людям его учение.
Святые апостолы. Двенадцать апостолов (ближайшие ученики, первыми посланные для проповеди). Апостолы-евангелисты (составители Евангелия: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов).
2. (перен., чего.)Последователь и распространитель какой-нибудь идеи (книжн.). Апостол науки. Апостол добра.
3. Богослужебная книга, содержащая «Деяния» и «Послания апостолов».
прил. апостольский, -ая, -ое (к 1 знач.).
Синоним слова апостол - вестник
Слайд 3«Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны»
Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шёл Другой». (А. Блок. 18 февраля 1918г.)
«Хама грядущего победит только Христос».
Д.Мережковский.
«Двенадцать» - поэма-предупреждение.
Красногвардейцы и Христос – воплощение земного и небесного.
Иисус Христос символизирует истину, гармонию.
Христа видит только автор.
Слайд 4Полемика:
«Своей поэму считали и красные, и белые…»
«Двенадцать»
«+» «-»
1. В. Соловьев 1. И. Бунин «вульгарное,
безобразное, больше ничего».
2.М. Горький 2. М. Волошин «12 распяли Христа»
«дневниковая запись
революционных дней».
3.А. Луначарский «Первое произведение о революции».
Слайд 5Система образов
Экспозиция
Старый мир
Катька
Писатель
Поп
Паршивый пёс
Старушка
Барыня в
каракуле
Новый мир
Будущее?
Иисус Христос
12, идущие
«державным шагом»
Петруха
Красноармейцы
Слайд 6
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок чёрные ремни,
Кругом – огни,
огни, огни…
Слайд 7Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в святую Русь…
Слайд 8Революционный отряд
« Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить!»
Слайд 10Образ красноармейцев
И опять идут двенадцать,
За плечами – ружьеца.
Слайд 11Красногвардейский патруль в Петрограде.
«…ко всему готовы, ничего не жаль…»
Слайд 12Характеристика двенадцати
2 глава – похожи на каторжников (цигарка, бубновый туз), неприятие
религии; ими движет желание найти врага
3 глава – рваное пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель.
11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом.
12 глава – «идут державным шагом»
Слайд 13Герои поэмы
обрисованы лаконично и выразительно.
Образное сравнение: «старушка, как курица,/кой-как перемотнулась
через сугроб».
Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель – /Вития…».
Хлесткий эпитет и оксюморон: «А вот и долгополый – /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?».
Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, /На спину б надо бубновый туз!» – коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет».
Подробнее показана Катька. Здесь и внешность:
«зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая»,
и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке»
Слайд 14В первой главе мы слышим
Многоголосие (какофонию):
«- Ох, Матушка Заступница!
Ох, большевики
загонят в гроб!..
Предатели!
Погибла Россия…
-Уж мы плакали, плакали…»
Слайд 15Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом», Писатель
– вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса «Предатели! Погибла Россия!», Товарищ поп, Барыня в каракуле, со своими спутницами, Бродяга – «Эх, бедняга».
Слайд 16От здания к зданию
Протянут канат.
На канате – плакат:
«Вся власть Учредительному
Собранию!»
Слайд 17
В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только
«двенадцати»:
«- Кто
еще там? Выходи!..
Кто в сугробе – выходи!..
Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!..
Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще
в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка,
барыня в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга – только пёс
появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться, почему.
После первой главы пес появится в девятой:
«Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес».
Слайд 18Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что пес
и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальной главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.
Слайд 19
Катька
– Из-за удали бедовой
В огневых её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле
правого плеча…
Слайд 20– А Ванька с Катькой – в кабаке…
– У ей керенки
есть в чулке!
Слайд 21Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит –
Елекстрический фонарик
На оглобельках…
Ах,
ах, пади!..
Слайд 22«А Катька где? – Мертва, мертва! Простреленная голова!»
Что, Катька, рада? –
Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!..
Слайд 23«Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны»
Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шёл Другой». (А. Блок. 18 февраля 1918г.)
«Хама грядущего победит только Христос».
Д.Мережковский.
«Двенадцать» - поэма-предупреждение.
Красногвардейцы и Христос – воплощение земного и небесного.
Иисус Христос символизирует истину, гармонию.
Христа видит только автор.
Слайд 25Образ Христа
Появление Христа, может
быть, залог будущего
света, символ лучшего,
справедливости, любви,
знак веры. Он «и от пули
невредим», и он мертвый
– «в белом венчике из
роз».
«Двенадцать стреляют в
него, пусть «невидимого».
Слайд 26Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни,
стихию революции.
Христос является воплощением того нравственного, духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры.
Слайд 27 «Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной
веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!»
(А. Горелов).
«…почему Христос?»
Слайд 29Изобразительно-выразительные средства
12
Слайд 30 «Музыка стихий» Изобразительно-выразительные средства
песни
молитва
высокий слог
красноречие оратора
плач
Слайд 31«Музыка революции»
«Слушайте музыку
революции», − призывал Блок.
В поэме и звучит
эта музыка.
Прежде всего, «музыка» у
Блока – метафора, выражение
«духа», звучание стихии
жизни.
Традиционные ямб и хорей
сочетаются с разностопными
размерами, иногда с
нерифмованным стихом.
Слайд 32Образы - символы
Ветер, вьюга, снег –
постоянные блоковские мотивы.
Символика:
цвет: «Черный вечер. /Белый снег», кровавый флаг;
число – «двенадцать»;
старый мир – «пес безродный»;
новый мир – двенадцать
красногвардейцев, образ Христа.
Слайд 33«Двенадцать» – честнейшая попытка понять
свою страну и свой народ. Не осудить
или оправдать, а понять.
И именно в этом непреходящее значение
Блока и его творчества.