Слайд 1ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ:
«Духовные корни
русской художественной литературы
XIX – XX вв.
МБОУ
СОШ №4
Яцына Татьяна Николаевна
Слайд 3Православие – основа русского миропонимания
и русского способа бытия в мире.
Феномен
русской литературы
заключается в постановке
«вечных вопросов» бытия,
ответ на которые
пытались дать
в своем творчестве
почти все
отечественные писатели.
Перед учителем русской словесности стоит очень ответственная задача – воспитание духовности.
Слайд 4
«Русский учитель должен,
прежде всего, продумать и прочувствовать до конца свою
великую национальную задачу.
Он не специалист по ликвидации безграмотности, а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях».
И.А. Ильин
Слайд 5Духовность на уроках литературы воспитывается на основе опыта жизни и творчества
великих русских писателей, который является, по сути, опытом Веры.
"…Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла…"
Ф.М.Достоевский
Слайд 6 "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа
истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут… " (Мф. 6,19–20).
Нагорная проповедь:
Слайд 7Два типа культуры :
В связи с этим выделяются два типа
культуры - сотериологический (от греческого «сотерио», спасение) и эвдемонический (от греческого «эвдемония», счастье). Переходом от первого ко второму в европейской истории стала эпоха Возрождения, возродившая именно пристальное внимание к земным сокровищам — и предпочтение их. А тех, кто предпочитал духовное, приверженцы сокровищ земных объявили отсталыми и косными.
Слайд 8Расцерковленное общество
Вольтер
В Россию идеи эпохи Возрождения и последовавшей за ней эпохи Просвещения пришли вместе с западноевропейской литературой. Поэтому русская литература нового времени ( с XVIII века) является литературой расцерковленного общества (в отличие от древнерусской). Но несмотря на колоссальное влияние западной мысли, русская литература смогла преодолеть этот соблазн и осталась глубоко религиозной
Слайд 9"Ибо, где сокровище ваше,
там будет и сердце ваше " (Мф.
6,21).
Слайд 10Главная тема русской литературы
противоборство двух раздирающих душу и сердце наших
стремлений к сокровищам небесным и сокровищам земным. Это тема, проблема не просто литературы исключительно, это проблема жизни, творческих поисков (нередко — метаний) и самих писателей.
Слайд 11Что есть Истина?
В Православии Истина есть полнота Личности Христа Спасителя.
Православие не занято поиском Истины, оно заботит каждого человека мучительным сознаванием своей удалённости от Истины, направляет внимание ко внутреннему человеку. И каждый начинает сознавать в себе (а не вне себя) то страшное противостояние добра и зла, какое определяет конечную судьбу нашу не во времени, но в вечности
Слайд 12Различное понимание добра и зла
Человек обречён на выбор между добром и
злом, но трагизм этого выбора усугубляется ещё и метаниями между различными пониманиями добра и зла. Эту смятенность души высветила русская литература. Она сумела приобщить читателя к таким внутренним переживаниям, таким терзаниям совести, погрузить его в такие бездны души, о каких имела весьма малое представление литература европейская.
Слайд 13Опыт веры и опыт безверия.
Внутренним терзаниям русского человека со стороны дивились,
над ними недоумевали и даже насмехались, но они давали прочную закалку, крепили душевные силы, распространяли очищающее влияние на окружающий мир.
Наша литература запечатлела в слове и образе религиозный опыт русского человека — и светлый, и тёмный, и спасительный, и опасный для души. Опыт веры и опыт безверия.
Слайд 14Научные труды
1.В.Зеньковский «История русской философии»
2.Н.Бердяев «Русская идея. Основные проблемы русской
мысли XIX—XX века»
3. Михаил Дунаев «Православие и русская литература».
Слайд 16А.С.Пушкин
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять
его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Слайд 17Молитва Ефрема Сирина
Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.
(земной поклон)
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
(земной поклон)
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
(земной поклон)
Боже, очисти мя, грешнаго/грешную. (12 раз с поясными поклонами)
Слайд 18А.С.Пушкин «Отцы пустынники»
Это стихотворение написано незадолго до смерти и является как
бы подведением итогов духовного развития Пушкина. Стихотворение состоит из двух частей: вначале поэт раскрывает значение для себя великопостной молитвы, затем дает ее поэтическое переложение.
Слайд 19Исповедь поэта
Закономерен вопрос: не кощунственно ли вообще какое-либо вмешательство в канонический
текст, освящённый авторитетом и духовной практикой Церкви? Нет.Переложение, подобное пушкинскому, есть своего рода скрытый комментарий к тексту, а не подмена текста. Это рассказ человека о том, что для него значит данный текст, как он его понимает и воспринимает. Это его подлинная исповедь.
Слайд 20Исповедь поэта
При упоминании любонаналия Пушкин называет эту греховную страсть сокрытою змеёю.
И впрямь, знакомясь с живым обликом поэта (по свидетельствам современников, по письмам, другим источникам), трудно заподозрить в нем грех гордыни, стремления первенствовать (что, собственно, и означает любоначалие). Пушкин представляется скорее человеком простодушным, весёлым, доброжелательным, вовсе не гордецом, не высокомерным спесивцем.
Слайд 21Исповедь поэта
Но дело в том, что грех, не имевший явных внешних
проявлений, сокрытой змеёю грыз душу изнутри (в «Воспоминании»: "змеи сердечной угрызенья") Еще в стихотворении "В начале жизни школу помню я…" признавался он в том же, теперь довел раскаяние до предельно обострённого обозначения тайной страсти.
Далее Пушкин допускает перестановку, весьма значительную и знаменательную. К перечислению греховных страстей Пушкин присоединяет просьбу к Богу помочь ему узреть эти грехи свои и присоединяет к ним еще один из важнейших: грех осуждения.
Слайд 22Взгляд со стороны
Роуэн Уильямс, архиепископ Кентерберийский, глава англиканской церкви, (его
ранг в англиканской церкви соответствует нашему Патриарху).
В 2008 году архиепископ написал книгу «Достоевский. Язык. Вера , Повествование».
Слайд 24Роуэн Уильямс:
С тех пор как вышла моя книга, меня спрашивали не
раз: с какой стати современным людям сегодня читать Достоевского? В смысле - зачем его читать на Западе. Почему его читают в России - вопрос другой. Но только отчасти другой. Я бы на оба эти вопроса ответил так: Достоевский дважды представил нам образ мира, в котором отброшена твердая шкала ценностей и главным стала человеческая воля. А человеческая воля - вещь странная и дикая. И если она ничего не знает выше себя самой, и ничего, кроме себя, не любит, она превращается в разрушительную силу.
Слайд 25Роуэн Уильямс:
Би-би-си: Вам никогда в голову не приходило самому перейти в
православие?
Р.У.: Приходило. Я действительно подумывал об этом, когда был молод. Но я также чувствовал, что в таком шаге таится некоторая опасность. Скорее всего, мне на самом деле очень хотелось стать русским! Но поскольку я урожденный валлиец, это было трудновато. Так что можно считать, что это была попытка разобраться в себе, познать самого себя.
Слайд 26От созидательных идей,
Упрямо требующих крови,
От разрушительных страстей,
Лежащих тайно в их основе,
От
Правд, затмивших правду дней,
От лжи, что станет их истоком,
Одно спасенье – стать умней,
Сознаться в слабости своей
И больше зря не спорить с Богом.
Н.Коржавин