Слайд 1Уроки литературы в 8 классе
Д. И. Фонвизин
Слайд 2«Недоросль» как сатирическая комедия. Сюжет и конфликт комедии.
Урок 1.
Слайд 3Родословная. Детство
Какова по происхождению фамилия Фонвизиных?
Когда они появились в России?
Где родился
Фонвизин?
В честь кого он назван?
Где и как он учился?
Слайд 4Комедия «Недоросль»
Какие недостатки обличает Фонвизин?
В чьи уста вложил он свои сокровенные
мысли?
Слайд 5Постановка комедии
Где впервые была поставлена комедия?
Что сказал князь Потёмкин Фонвизину после
выхода комедии?
Что осудил писатель в комедии?
Что раньше обозначало слово «недоросль»?
Слайд 6Роды литературы
Эпос
Лирика
Драма
Чем, по-вашему, драма отличается от лирики и эпоса?
Она предназначена для
постановки на сцене
Её содержание – диалоги и монологи действующих лиц. Их речь сопровождается ремарками
Слайд 7Термины
Диалог – разговор двух или нескольких лиц
Монолог – речь, рассказ, выражение
мыслей и чувств от первого лица
Ремарка – авторское указание об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах
Слайд 8Драма – от греч. «действие»
В драматическом произведении движения событий протекают особенно
остро и напряжённо. В то же самое время события могут быть просты и обыкновенны., но каждое слово и движение раскрывает характер персонажа.
Слайд 9Основные виды (жанры) драмы
Трагедия
Драма (как жанр)
Комедия
Водевиль
Фарс
Мелодрама
Слайд 10Любовный конфликт
Экспозиция
Завязка
Кульминация
Развязка
Рассказ о Софье и о соискателях на её руку
Известие о
приезде Стародума
Попытка похитить Софью
Счастливый финал – соединение Милона и Софьи
Слайд 11Социально-политический конфликт
Экспозиция
Завязка
Кульминация
Развязка
Рассказ о Простаковой и её семье
Известие о приезде Стародума
Попытка похитить
Софью
В финале порок наказан – Простакова и её имение отданы под опеку
Слайд 12Урок Митрофана
Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение
истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
Слайд 13Тришкин кафтан
Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?
Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?
Слайд 14Нравы семьи Простаковых
Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их
родственниках?
Каковы взаимоотношения между членами семьи?
Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?
Слайд 15Отрицательные герои
Каково назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не должно
быть.
К какому выводу приходит автор по проблеме дворянства и крепостного права?
Слайд 16Образ Стародума
Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в
своих монологах?
Слайд 18«Недоросль» как комедия классицизма
Урок 2.
Слайд 19Направления в искусстве
Классицизм
Сентиментализм
Романтизм
Реализм
Модернизм
Слайд 20Классицизм сложился
В литературе
Живописи
Скульптуре
Архитектуре, садово-парковом искусстве
Музыке
Слайд 21По ходу лекции заполните таблицу
Слайд 22Запишите основные положения лекции
Классицизм сложился во Франции в 17 веке в
связи с началом эпохи абсолютной монархии
Слово произошло от латинского названия, что значит «образцовый»
Классицисты подражали древним грекам и римлянам
Слайд 23Принципы классицизма
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
Главная
задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга
Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее
Наследование античности как образцу
Подражание “украшенной” природе
Главная категория – красота
Слайд 24Пример классицизма в садово-парковом искусстве и архитектуре - Версаль
Версаль – резиденция
французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра. Природа приняла в нем строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.
Слайд 25Петродворец
Замечательным образцом садово-паркового искусства является и российский Петродворец. Хотя он создавался
почти на столетие позже, в нем, как и в Версале, воплотились многие сильные стороны классицизма. Прежде всего это строгая внутренняя соразмерность грандиозного ансамбля в целом, строгая разбивка парка поражает своими просторами и чистотой пропорций.
Слайд 26«Самсон, разрывающий пасть льва»
Как вы думаете, почему это классицистическое произведение?
Античный герой,
его красота, патриотическая тематика, прославление монарха
Слайд 27Классицизм в живописи
Картина Жака Луи Давида “Клятва Горациев”
Лысенко «Прощание Гектора
с Андромахой»
Найдите здесь черты классицизма
Слайд 28Основные требования классицизма в литературе
1. Герои - “образы без лиц”. Они
не меняются, являясь выразителями общих истин.
2. Исключалось использование простонародного языка в высокоих жанрах
3. Требование композиционной строгости
4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия .
5. Строгое деление на жанры.
6. Система амплуа в комедии(герой, героиня, ложный герой, субретка, обманутый отец, резонёр)
7. Деление героев на положительных и отрицательных
8. Герой-схема, носитель одного качества
9. Условность места действия
10. Застывшие характеры
Слайд 29Деление жанров
Высокие жанры
Низкие жанры
Ода
Героическая поэма
Трагедия
Гимны
Басни
Комедии
Сатиры
Слайд 30Мольер – знаменитый классицистический комедиограф Франции
“Задача комедии состоит в том, чтобы
бичевать пороки”.
Ж.-Б. Мольер
Слайд 31«Недоросль» как классицистическая комедия
Слайд 32Домашнее задание
Выучить теоретический материал
Заполнить таблицу
Художественный пересказ комических фрагментов