Слайд 1
Учитель русского языка и литературы
Клеткина Ольга Дмитриевна
МБОУ Кантемировская СОШ №2
Слайд 2
Роман
Бориса Пастернака
«Доктор Живаго»
1945-1955год
Слайд 3 История создания романа
Начал писать зимой
1917-1918 года
Осень 1946 года: «Исторический образ России за последнее 45-летие». Выражение его «взгляда на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и многое другое»
Роман закончен в 1955 году
Журнал «Новый мир» отверг роман, так как в нём усмотрели искажённое изображение революции и места интеллигенции в ней
В 1957 году напечатан в Италии
Слайд 4 Судьба романа
В 1958 году
Пастернаку присуждена Нобелевская премия «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы»
Исключили из членов Союза советских писателей
Организация в СМИ травли поэта
Заставили отказаться от премии
Роман опубликован в 1988 году в журнале «Новый мир»
Слайд 5
Нобелевская премия
Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за
мною шум погони,
Мне на волю хода нет.
Тёмный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придёт пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
1959 г.
Слайд 6
Почему же роман
«Доктор Живаго»
вызвал ТАКУЮ реакцию властей ?
Слайд 7
Внешне повествование вполне традиционно: рассказывается о судьбе человека в эпоху революции.
Но события романа даны через восприятие главного героя, это субъективное восприятие и составляет сюжет. Роман не вписывался в схемы социалистического реализма, предполагающего «активную жизненную позицию».
Судьба человека , по Пастернаку, не связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало жить. Главный герой романа Юрий Живаго не пытается бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним, оставаясь собой при любых условиях, сохраняя свою точку зрения.
Слайд 8
Первоначально герой с восторгом принимает октябрьские события 1917 года. Юрий Живаго
по-мальчишески восторженно говорит Ларисе: «Вы подумайте, какое сейчас время! И мы с вами живём в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода!».
Слайд 9
Вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения человека, обещанного первым революционными действиями,
новая власть поставила человека в жесткие рамки, навязывая при этом собственное понимание свободы и счастья. Но насильно сделать людей счастливым нельзя, единого рецепта не существует.
Слайд 10
В Гражданскую войну Живаго попадает в партизанский отряд. Трагизм Пастернаком передается
не через описание жестоких сражений, а через восприятие событий главным героем. Человеческая бойня нелепа. Единственное сражение, в котором принимает участие пленённый партизанами доктор, - доказательство этой нелепости. Ему приходится убивать тех, кого он считал своими.
Слайд 11
После войны Живаго возвращается в Москву и оказывается не ко двору
новой власти. Он не способен приспосабливаться, изменять самому себе. Пастернак видит высшую ценность в человеке, его личности, его частной жизни. Единственно важная «соль земли» - бессмертная душа человека.
Слайд 12
Герой Пастернака, Юрий Живаго , привлекает открытостью, умением любить и ценить
жизнь, незащищенностью, которая является признаком не безволия, а способностью к размышлению, сомнению. Герой – выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умен, добр, он сохраняет свободу духа, он видит мир по-своему и не подстраивается ни под кого, он личность.
Слайд 13
Роман «Доктор Живаго» состоит из 2-х частей: прозаической и поэтической. 16
частей романа повествуют о людях, событиях, большой истории. Здесь же показан многоплановый образ России в предреволюционные и послереволюционные годы.
В последней , 17-ой части, весь этот обширный материал как будто заново повторяется, но на этот раз уже в поэзии.
Поэзия и проза в романе Б. Пастернака образуют единство, являются, по сути дела, новой жанровой формой.
Слайд 14
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе.
Свеча горела.
Как
летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени.
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.