Презентация, доклад по литературе А.Т. Твардовский. Поэма По праву памяти

Содержание

эпиграфыЯ жил, я был - за все на свете я отвечаю головой. А.Т. ТвардовскийПамять активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение

Слайд 1Поэма А.Т. Твардовского "По праву памяти"

Поэма А.Т. Твардовского

Слайд 2эпиграфы
Я жил, я был - за все на свете я отвечаю

головой. А.Т. Твардовский
Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти.  Д.С. Лихачев
Зато и впредь как были - будем, -  Какая вдруг ни грянь гроза -  Людьми  Из тех людей, Что людям,  Не пряча глаз, Глядят в глаза. А.Т. Твардовский "По праву памяти"
Самая личная и нелегкая тема, тема моего поколения, вопрос совести и смысла жизни. А.Т. Твардовский
"Таит беспамятность беду", - сказано в архивах поэмы.

эпиграфыЯ жил, я был - за все на свете я отвечаю головой. А.Т. ТвардовскийПамять активна. Она не

Слайд 3Тема исторической памяти - одна из центральных в современной литературе. В

последние годы к читателю пришли многие произведения, так называемые "возвращенные", написанные 10-15 и более лет назад и целые десятилетия незаконно скрываемые от читателя.
Это "Реквием" А. Ахматовой, "По праву памяти" А. Твардовского, стихи Н. Гумилева и О. Мандельштама, "Поездка в прошлое" Федора Абрамова, "Облава" В. Быкова.
К сожалению, список непризнанных и непонятых в свое время писателей может быть продолжен, дополнен: Замятин, Бабель, Булгаков, Платонов, Шаламов, Гроссман, Бродский. И это не все. Но, несмотря на многочисленные унижения и разоблачения, преследования и запрещения, изгнания и репрессии, "другая" советская литература сохранила для нас историю. Только сейчас мы имеем возможность беспристрастно разобраться, какой же была эта жизнь, чем она все-таки была: праздником или панихидой, царством жизни или царством смерти? Эти художественные произведения, мемуары, документы многое открывают в нашем понимании истории.

Тема исторической памяти - одна из центральных в современной литературе. В последние годы к читателю пришли многие

Слайд 4Мы с вами знаем, что в поэтических произведениях на первый план

выступает лирический герой, его образ, его позиция, что художественный образ всегда историчен: Он отражает то время, в которое помещает его автор и которое им осмысливается. Наш сегодняшний разговор будет о времени, о том, как воспринимает его лирический герой поэмы и как, в свою очередь, время формирует его, о социальной ответственности каждого, о такой жизненной позиции, которая называется ГРАЖДАНСКОЙ.
Вопросы :
Обратимся к эпиграфам урока. Как вы понимаете слова Д.С. Лихачева о том, что "Память активна", память способна противостоять уничтожению временем? Убеждает ли поэма Твардовского в справедливости мысли Д.С. Лихачева?
Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова Твардовского: "Я жил, я был - за все на свете я отвечаю головой". Что мы можем сказать о позиции поэта, судя по этому поэтическому заявлению?

Мы с вами знаем, что в поэтических произведениях на первый план выступает лирический герой, его образ, его

Слайд 5История создания поэмы.
Обратим внимание на время создания поэмы: 1966-1969 годы -

и время ее появления в печати - февраль 1987 года. О чем это вам говорит? Почему поэма не была напечатана при жизни Твардовского?
А. Твардовский работал над поэмой в 1966-1969 годах. Это произведение, мыслившееся первоначально автором как одна из "дополнительных" глав к поэме "За далью - даль" (о чем свидетельствует и метр стиха), впоследствии приобрело характер самостоятельной "лирической поэмы", хотя автор назвал свое сочинение стихотворным циклом. Поэма была закончена и подготовлена самим Твардовским к печати в "Новом мире" за 2 года до смерти.
"По праву памяти" называют "завещанием" не только поэта, но и деятеля русской литературы. А. Твардовский писал: «Почувствовал то, что мне нужно обязательно высказать. Это живая необходимая мысль моей жизни".

История создания поэмы.Обратим внимание на время создания поэмы: 1966-1969 годы - и время ее появления в печати

Слайд 6Зачитаем эпиграф №4.
Самая личная и нелегкая тема, тема моего поколения, вопрос

совести и смысла жизни.
Страшная судьба постигла последнюю исповедальную поэму Твардовского. 23 апреля 1969 года - поэма получена в редакции и в тот же день сдана в типографию для уже набранного 5-го номера. Разрешения Главлита нет, как, впрочем, и отказа. Тем более мотивированного, - ситуация нередкая в тогдашней практике журнала. Чтобы не держать номер, редколлегия передвигает поэму в номер 6. Та же картина.
Поэма передвинута в номер 8 - тот же результат. Это было сложное время, когда острая принципиальная критика прошлого стала затухать, а вместо нее отчетливее проступало славословие по поводу "возрождения" современности, очищенной якобы от последствий культа личности, когда появилось явное стремление забыть, замолчать далеко неизжитую народную трагедию:
Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую боль и чтобы волны Над ней сомкнулись. Быль - забыть.
Твардовский борется, настаивает перед секретариатом правления Союза писателей СССР на обсуждении поэмы в писательской среде - слова его уходят как в вату. Тем временем поэма начинает ходить по рукам, ее переписывают и, наконец, без ведома автора печатают за рубежом. Это будет использовано как средство морального давления на непокладистого редактора, но не ускорит появление поэмы в советской печати.
От Твардовского, не имевшего отношения к этому изданию, ждали "отмежевания" и унизительных "объяснений". И вот публикация через 18 лет. Посмертно.
Да! Только в 1987 году, в годы Перестройки, через 15 лет после смерти автора, поэму удалось опубликовать на родине: сначала в "Знамени" (№2), затем - в "Новом мире" (№3).

Зачитаем эпиграф №4.Самая личная и нелегкая тема, тема моего поколения, вопрос совести и смысла жизни.Страшная судьба постигла

Слайд 7Поэма во многом автобиографичная. Задача, которую ставил перед собой Твардовский в

своей последней, исповедальной и запрещенной поэме, - произвести трудный расчет с прошлым, с иллюзиями, с горькими заблуждениями и ошибками соотечественников и своими собственными. Поэма "досказала" то, что издавна "жило, кипело, ныло" в душе автора. Поэма писалась еще в горькую годину и добиралась до своего адресата - читателя - долго. Но, наконец добравшись, оказалась удивительно ко времени, сделалась ее дороже множеству людей самых разных поколений и окончательно дорисовала облик поэта, сомкнув в единое целое его произведения, неизменно и страстно тяготевшие к правде сущей. Один из читателей Н.Н. Носков из города Курган писал так: "Жаль, что нет его в живых! Это народный и уважаемый, любимый и после смерти поэт!" Да, мы преклоняемся мужественной решимости автора противостоять - "по праву памяти" - вполне конкретным попыткам наложить запрет на правду, умышленному, сознательно организуемому "забвению" преступлений сталинского времени. (N.B. 1956-1964 гг. - широкая и активная критика культа личности Сталина; вторая половина 1960-х годов критика столь же активно заглушалась).

Поэма во многом автобиографичная. Задача, которую ставил перед собой Твардовский в своей последней, исповедальной и запрещенной поэме,

Слайд 8Композиционно поэма делится на 4 части:
1 часть - Вступление
2 часть -

Перед отлетом
3 часть - Сын за отца не отвечает
4 часть - О памяти
Вопрос :
Поэма написана в форме исповедального монолога. Можно ли определить жанр произведения как "семейная трагедия"?
Какие факты биографии легли в основу поэмы?

Композиционно поэма делится на 4 части:1 часть - Вступление2 часть - Перед отлетом3 часть - Сын за

Слайд 919 марта 1931 года роковая, черная дата семьи Твардовских. Без всякого

суда, без приговора - приказ: одеться, взять все необходимое. Поданы подводы. В Ельне - сборный пункт высылаемых.
Подоспели вернувшийся из Донбасса Трифон Гордеевич и выпущенный из тюрьмы Константин. В товарных вагонах - по 50 человек в каждом, с маленькими детьми - везли их 7 суток в скотских условиях.
В Северном Зауралье, глухой тайге, на реке Ляле, устроен был лагерь "спецпереселенцев".
Александр об этом не знал. Ему написали. Он ответил теплым письмом, что-то обещал. Второе письмо приводит в книге "Родина и чужбина" Иван Твардовский: "Дорогие родные! Я не варвар и не зверь. Прошу вас крепиться, терпеть, работать. Ликвидация кулачества - не есть ликвидация людей, тем более - детей".
Далее что-то вроде: ":писать я вам не могу:"
Это было как бы признанием того, что "мы - кулацкая семья".
"На том все и закончилось, - добавляет Иван Трифонович, - больше он не писал и о судьбе нашей ничего не знал до 1936 года". В письме к М. Исаковскому поэт сообщал, что Горбатенков распространяет против него по Москве "лживые и мерзостные слухи. Будто бы меня исключили из института, будто бы я хлопочу о возвращении родителей из ссылки и тому подобное, чего я во сне не видел". Но, по словам Ивана Твардовского, "ничто не может быть оправданием сыну, который в тяжелейшую для матери минуту не пришел к ней".

19 марта 1931 года роковая, черная дата семьи Твардовских. Без всякого суда, без приговора - приказ: одеться,

Слайд 10Чтение "вступления" (1 часть поэмы).
О каких былях и о какой самой большой

плате говорит поэт во вступлении? Чем вызвано его стремление к живым и павшим отнестись"? Расскажите о трагедии русского крестьянства и народа в целом в 1930-1940 годы, используя свой читательский опыт, материалы художественных произведений.
Во вступлении читаем о сторожевом знаке, который верно служит поэту на его поэтическом пути. Что это за сторожевой знак, который не позволяет "кривить душой", является "залогом речи нелукавой", заставляет, "чтоб слову был двойной контроль"?
Чтение

Слайд 11Работа над 2 частью поэмы (1 глава).
По свидетельству М.И. Твардовского, в

ходе работы над поэмой у Твардовского появилась мысль включить в нее "мотив отлета из родного гнезда", то есть тот уже опубликованный фрагмент, который появился до публикации поэмы как самостоятельное произведение под заголовком "На сеновале" (А. Твардовский из творческого наследия. 1987). Стихотворение "На сеновале", кроме двух строф, исключенных Твардовским, и составило первую часть поэмы - "Перед отлетом".
Задание:
Передать содержание первой главы. Как в первой главе переданы чувства и настроения юности? Насколько точен поэт в передаче надежд, устремлений своих молодых героев? (О чем тогда люди мечтали?). Что говорит о них "завет начальных дней"?

Работа над 2 частью поэмы (1 глава).По свидетельству М.И. Твардовского, в ходе работы над поэмой у Твардовского

Слайд 12Проблематика поэмы:
"По праву памяти" - это дальнейшее углубление темы, заявленной в

главах поэмы "За далью - даль" (поэтическое и гражданское осмысление трагических событий, связанных с периодом сталинщины. Цель одна - разоблачение культа личности Сталина и реабилитация невинно репрессированных).
В поэме "За далью - даль", создавая поэтическую летопись грандиозного пути, пройденного нашей страной после октября, Твардовский ярко воплотил мощь, размах достижений и побед, не забывая о периоде жестокого произвола, болезненно ударившего по судьбам тысяч "отцов" своего поколения. (Выборочное чтение глав "Две кузницы", "Друг детства", "Так это было". Как связаны эти главы с замыслом поэмы "По праву памяти"?)
Только по тональности, по интонации последняя поэма Твардовского отличается от "За далью - даль", тема памяти звучит суровее, строже; сказывается и то, что Твардовский пишет в изменившейся ситуации, когда пытались восторжествовать забвение, и то, что поэма взята во многом автобиографично, лично, исповедально. Итак, поэт шел от правды лично пережитого и выстраданного. Потому-то поэма написана в жанре исповедального монолога.

Проблематика поэмы:

Слайд 13Выделите основные темы этого произведения.
О чем она, последняя, предсмертная поэма

Твардовского?
Основные темы произведения:
тема раскаяния и личной вины человека;
тема памяти и забвения;
тема исторического возмездия;
тема "сыновней ответственности".


Выделите основные темы этого произведения. О чем она, последняя, предсмертная поэма Твардовского? Основные темы произведения:тема раскаяния и

Слайд 14 Работа над 3 частью поэмы (2 глава).
"Сын за отца не отвечает",

-  Сказал он, высший судия:
"Сын за отца не отвечает" - так называется центральная глава. Поэт ведет речь и о себе, и о своем отце, и о тысяче таких же сыновей и отцов. Какую долю "отец народов" уготовил их "детям" - эта проблема стала центральной в поэме.
Вопросы :
Что для поэта и миллиона его сограждан стоит за словами, давшими название 2-й главе?
Как показал Твардовский великую трагедию народа, своей страны? (Свои мысли подтвердить текстом).
Какая участь ждала детей репрессированных - так называемых кулацких сынков?

 Работа над 3 частью поэмы (2 глава).

Слайд 15Как показан "отец народный" Сталин в поэме?
Почему ночь, когда умер Сталин,

автор поэмы называет "благой"?
Глава заканчивается словами:
Но за всеобщего отца: Мы оказались все в ответе, И длится суд десятилетий, И не видать еще конца.
Как вы понимаете эти строки? Что "душу жжет" поэта?
Поэт бросает горький упрек своему поколению, своему народу, который допустил такое. По интонации поэма напоминает "Думу", только у Лермонтова упрек звучит явственнее, сильнее.
Кому адресована последняя поэма Твардовского?
Какой можно сделать вывод о проанализированной 2-й главе?


Как показан

Слайд 16Последняя глава названа "О памяти".
В последней главе многократно слышим ключевые слова

поэмы: "забыть", "забвение", "память", "правда", "быль", "боль". Что значат для Твардовского эти слова ? Выпишите эти определения. Какие поэтические обороты можно назвать афоризмами?
Можно представить поэму без этой главы? Какие мысли рождает она у нас, нынешних читателей? Понятны ли вам, людям "из другого поколения", мысли автора? Или для вас это уже "страницы далекого прошлого"?
Что пытаются предать забвению? Что же способствовало возникновению "культа личности" Сталина?

Последняя глава названа

Слайд 17Читая поэму А. Твардовского, следуя за его мыслью, разделяя его чувства,

убеждаемся: все мы в долгу перед прошлым и будущим, каждый из нас отвечает за свое время, которое это будущее готовит. Но не бывает ответственности без чувства памяти, сопричастности жизни. Поэма Твардовского - живая боль о времени, когда внушалось: "Предай в пути родного брата: и зверствуй именем вождя", а "рукоплесканья в честь отца народов заглушали боль народа.
Чтобы этого никогда не повторилось, мы должны знать правду, какой бы горькой она ни была: Слишком велика плата "за эти были" - миллионы погибших, искалеченные судьбы оставшихся в живых. Память, убеждает нас поэт, должна уберечь от повторения страшных ошибок.
Жизненное кредо Твардовского - отвечать за все, поэтическое - правда; за лирическим героем поэмы встает образ поэта - гражданина. Он учит нас милосердию, высокой нравственности, гражданственности, учит быть "людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза".
Последняя поэма Твардовского "По праву памяти" скрыто лирична, она звучит как покаяние за совершенное некогда предательство собственного отца во имя сталинской мертвой догмы.

Читая поэму А. Твардовского, следуя за его мыслью, разделяя его чувства, убеждаемся: все мы в долгу перед

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть