Презентация, доклад по литературе А.С. Пушкин Капитанская дочка. Анализ 1,2 глав (8 класс).

Содержание

Что такое эпиграф?Эпи́граф (от др.-греч. ἐπι-γρᾰφή — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное. Эпиграф используется в литературе, кинематографе, музыке.Википедия

Слайд 1А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ I –

II глав).
А.С. Пушкин «Капитанская дочка».  Истоки формирования личности Гринева  (анализ I – II глав).

Слайд 2Что такое эпиграф?
Эпи́граф (от др.-греч. ἐπι-γρᾰφή — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с

целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное. Эпиграф используется в литературе, кинематографе, музыке.
Википедия
Что такое эпиграф?Эпи́граф (от др.-греч. ἐπι-γρᾰφή — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл,

Слайд 4В качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» приводится в сокращённом виде русская

пословица. Знаете ли вы её целиком?


В качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» приводится в сокращённом виде русская пословица. Знаете ли вы её целиком?

Слайд 5В качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» приводится в сокращённом виде русская

пословица. Знаете ли вы её целиком?

Береги платье снову, а честь смолоду.
Именно в таком виде она прозвучала в наставлении Андрея Петровича Гринёва своему сыну при расставании в начале романа.

В качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» приводится в сокращённом виде русская пословица. Знаете ли вы её целиком?		Береги

Слайд 6Как вы поняли эпиграф? Какие вопросы больше волнуют в этом произведении

автора: исторические, социальные или вопросы морали, нравственности?


Как вы поняли эпиграф? Какие вопросы больше волнуют в этом произведении автора: исторические, социальные или вопросы морали,

Слайд 7Какова же идея произведения, судя по эпиграфу?

Какова же идея произведения, судя по эпиграфу?

Слайд 8Какова же идея произведения, судя по эпиграфу?
Главная идея связана с постановкой

нравственных вопросов.
Какова же идея произведения, судя по эпиграфу?		Главная идея связана с постановкой нравственных вопросов.

Слайд 9А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания

побудительное?


А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное?

Слайд 10А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания

побудительное?

Хочет заставить каждого из нас беречь свою честь.
Так что же такое честь? Почему издавна на Руси принято было честь почитать, уважать? 
Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы, доброе имя, почет, уважение.

А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное? Хочет заставить каждого из нас

Слайд 11Как автор хочет заставить каждого из нас беречь свою честь?
Честь можно

снискать добрыми делами, бескорыстием, человечностью.
Изменилось ли за века представление русских людей о чести?


Как автор хочет заставить каждого из нас беречь свою честь?  Честь можно снискать добрыми делами, бескорыстием,

Слайд 12Из письма А.С. Пушкина своему младшему брату Льву. 1822г. (Пушкину 23

года)

«Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты еще не знаешь…Не суди о людях по собственному сердцу, которое, я уверен, благородно и отзывчиво. Никогда не принимай одолжений. Одолжение – чаще всего предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает. Никогда не делай долгов, лучше терпи нужду. Никогда не забывай умышленной обиды, будь немногословен или вовсе смолчи и никогда не отвечай оскорблением на оскорбление».

Из письма А.С. Пушкина своему младшему брату Льву. 1822г. (Пушкину 23 года)		«Тебе придется иметь дело с людьми,

Слайд 13Кто является рассказчиком в «Капитанской дочке»? И в каком жанре он

рассказывает об этой истории своей жизни?


Кто является рассказчиком в «Капитанской дочке»? И в каком жанре он рассказывает об этой истории своей жизни?

Слайд 14Кто является рассказчиком в «Капитанской дочке»? И в каком жанре он

рассказывает об этой истории своей жизни?

Повествователем является сам Пётр Андреевич Гринёв и повествует в виде мемуаров (воспоминаний) или семейной хроники.

Кто является рассказчиком в «Капитанской дочке»? И в каком жанре он рассказывает об этой истории своей жизни?		Повествователем

Слайд 15Почему автор передоверил своё повествование рассказчику?

Почему автор передоверил своё повествование рассказчику?

Слайд 16Почему автор передоверил своё повествование рассказчику?
Повествование от чужого лица (Петра Гринёва)

предоставляла Пушкину большие возможности: воспоминания зрелого человека о времени молодости, представления и понятия русского дворянина XVIII века, его взгляд на историческое событие , участником которого он оказался по волею судьбы, - так через жизнь отдельного частного человека создавался «портрет времени».
Почему автор передоверил своё повествование рассказчику?		Повествование от чужого лица (Петра Гринёва) предоставляла Пушкину большие возможности: воспоминания зрелого

Слайд 17Когда Гринёв писал свои мемуары и сколько ему уже было лет?
«Ныне

дожил я до кроткого царствования императора Александра», Т.Е. после 1801 г., когда Александр I вступил на престол.
Когда Гринёв писал свои мемуары и сколько ему уже было лет?		«Ныне дожил я до кроткого царствования императора

Слайд 18Анализируем I главу

Анализируем I главу

Слайд 19Какое значение имеет имя главного героя?

Какое значение имеет имя главного героя?

Слайд 20Какое значение имеет имя главного героя?
Назван в честь деда. Уважение

к семейным традициям.
Что обозначает имя Петр?
Какое значение имеет имя главного героя? Назван в честь деда. Уважение к семейным традициям.Что обозначает имя Петр?

Слайд 21Что обозначает имя Петр?
Петр – по-гречески значит «камень», твердость характера, сила

духа.

Что обозначает имя Петр? Петр – по-гречески значит «камень», твердость характера, сила духа.

Слайд 22Расскажите о родителях Петруши. В какой семье он рос?
Свои тезисы подтвердите

текстом.
Расскажите о родителях Петруши. В какой семье он рос?Свои тезисы подтвердите текстом.

Слайд 23На какого литературного персонажа похож Петруша в начале романа?

На какого литературного персонажа похож Петруша в начале романа?

Слайд 24Петруша – Недоросль?
Первая глава романа напоминает нам комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль». Петруша

Гринёв так же, как и Митрофан, бездельничает, лазит на голубятню, с пренебрежением относится к учёбе. Его балует маменька. Так же, как у Митрофана, учитель Петруши невежествен. У Митрофана учитель — бывший кучер, у Петруши — бывший парикмахер. Обоим по шестнадцать лет. Но разница в изображении у Фонвизина и Пушкина существенная. Фонвизин смеётся и издевается над Митрофаном, его маменькой и учителями, его пьеса — это сатира. В пушкинском же романе то же самое описывается с добрым юмором и мягкой иронией. Кроме того, у Петруши и Митрофана совершенно разные отцы.
Петруша – Недоросль?Первая глава романа напоминает нам комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль». Петруша Гринёв так же, как и Митрофан,

Слайд 25Что сформировало нравственный облик Петруши, имеет ли при этом значение недостаток

его образования?
Что сформировало нравственный облик Петруши, имеет ли при этом значение недостаток его образования?

Слайд 26Что сформировало нравственный облик Петруши, имеет ли при этом значение недостаток

его образования?

Устои патриархальной семьи Гринёвых (где решения отца не обсуждаются), любовь членов семьи друг к другу, высокое понятие чести, хранимое Андреем Петровичем, - вот что сформировало нравственный облик юноши.

Что сформировало нравственный облик Петруши, имеет ли при этом значение недостаток его образования?		Устои патриархальной семьи Гринёвых (где

Слайд 27В чём состояло родительское благословение Петруши?

В чём состояло родительское благословение Петруши?

Слайд 28 Батюшка сказал мне: "Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников;

за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду".
Батюшка сказал мне:

Слайд 29Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную

службу и строгие представления о сыновнем долге?
Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем

Слайд 30Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную

службу и строгие представления о сыновнем долге?

Нельзя сказать. Но он перенял от отца прямоту и честность.

Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем

Слайд 31Как проявил себя Гринёв в первом самостоятельном поступке-эпизоде с Зуриным?

Как проявил себя Гринёв в первом самостоятельном поступке-эпизоде с Зуриным?

Слайд 32Как проявил себя Гринёв в первом самостоятельном поступке-эпизоде с Зуриным?
Юный Гринёв

очень доверчив к людям , и эта симпатичная черта душевной открытости не раз и подведёт молодого человека, и окажет ему услугу. Дерзкий ответ Гринёва Савельичу вызван, конечно же, не закоренелой грубостью барина по отношению к слуге, а смущением провинившегося, раскаяние которого было поначалу «безмолвным».
Как проявил себя Гринёв в первом самостоятельном поступке-эпизоде с Зуриным?		Юный Гринёв очень доверчив к людям , и

Слайд 33Понятны ли вам слова и выражения, встретившиеся в I главе:
Стремянный, ментор,

Придворный календарь, шаматон, паспорт, погребец, трактир, маркер, же ву при
Понятны ли вам слова и выражения, встретившиеся в I главе:		Стремянный, ментор, Придворный календарь, шаматон, паспорт, погребец, трактир,

Слайд 34Понятны ли вам слова и выражения, встретившиеся в I главе:
Стремянный (слуга,

находившийся во время псовой охоты при господах),
Ментор (наставник),
Придворный календарь (роспись чинов Российской империи),
шаматон (франц.: балбес, шалопай),
паспорт (здесь: отпускное свидетельство из Семёновского полка),
погребец (дорожный прибор),
трактир (здесь: гостиница с трактиром),
Маркер (лицо, прислуживающее при биллиарде),
же ву при (франц. искаж.: я вас прошу)

Понятны ли вам слова и выражения, встретившиеся в I главе:Стремянный (слуга, находившийся во время псовой охоты при

Слайд 35Анализ II главы.
1. Пересказ (д/з).

Анализ II главы.1. Пересказ (д/з).

Слайд 36Почему Пётр не послушался ямщика и Савельича, опасавшихся бурана?

Почему Пётр не послушался ямщика и Савельича, опасавшихся бурана?

Слайд 37Почему Пётр не послушался ямщика и Савельича, опасавшихся бурана?
Молодое нетерпение, и

легкомыслие, ещё одна молодая черта, сыграла здесь огромную роль, судя по последствиям. Эта черта характера свидетельствует о доверии к жизни, вере в благополучный исход.
Почему Пётр не послушался ямщика и Савельича, опасавшихся бурана?		Молодое нетерпение, и легкомыслие, ещё одна молодая черта, сыграла

Слайд 38Как назвал Гринёв «мужичка», который вывел его на дорогу во время

метели, и какой смысл вкладывают в это слово герой и автор?
Как назвал Гринёв «мужичка», который вывел его на дорогу во время метели, и какой смысл вкладывают в

Слайд 39Как назвал Гринёв «мужичка», который вывел его на дорогу во время

метели, и какой смысл вкладывают в это слово герой и автор?

Вожатым. Проводник, знающий дорогу, ибо впоследствии он спасёт Гринёва и выведет его на верный жизненный путь.

Как назвал Гринёв «мужичка», который вывел его на дорогу во время метели, и какой смысл вкладывают в

Слайд 40Что выдающегося в облике и поведении Пугачёва?

Что выдающегося в облике и поведении Пугачёва?

Слайд 41Что выдающегося в облике и поведении Пугачёва?
Его хладнокровие ободрило Гринёва, сметливость

и тонкость чутья изумили. «Два сверкающих глаза», «живые большие глаза» говорят о ярком темпераменте, воле физическом здоровье; вообще наружность «вожатого» показалась Гринёву «замечательна». Плутовское выражение лица вызвана необходимостью скрываться, беречь тайну.
Что выдающегося в облике и поведении Пугачёва?		Его хладнокровие ободрило Гринёва, сметливость и тонкость чутья изумили. «Два сверкающих

Слайд 42Как Пугачёв оценил подарок Гринёва?

Как Пугачёв оценил подарок Гринёва?

Слайд 43Как Пугачёв оценил подарок Гринёва?
Благодарный Гринёв, подаривший «своему вожаку» заячий тулуп,

делает, по словам Пугачёва, «милость». Этот широкий жест Гринёва поселил в сердце Пугачёва глубокую симпатию к нему, спаситель и спасённый теперь окажутся связаны таинственной связью.
Как Пугачёв оценил подарок Гринёва?		Благодарный Гринёв, подаривший «своему вожаку» заячий тулуп, делает, по словам Пугачёва, «милость». Этот

Слайд 44Какую роль в романе играет образ метели? Можно ли утверждать, что

«буран» - это «проявление природной стихии», или же автор наделяет сцены метели дополнительным символическим значением?
Какую роль в романе играет образ метели? Можно ли утверждать, что «буран» - это «проявление природной стихии»,

Слайд 45Буран предвещает бурные события в судьбе героя.

Буран предвещает бурные события в судьбе героя.

Слайд 46Какое значение имеет сон Гринева?

Какое значение имеет сон Гринева?

Слайд 47Какое значение имеет сон Гринева?
Блуждание по снежной пустыне? блуждание по мукам.
Мужик

с черной бородой ? Пугачев, позже благословит Петра и Машу.
Топор, мертвые тела ? вскоре ему это предстоит увидеть.

Какое значение имеет сон Гринева? Блуждание по снежной пустыне? блуждание по мукам.Мужик с черной бородой ? Пугачев,

Слайд 48Понятны ли вам слова и выражения, встретившиеся в II главе:
«яицкий казак»,

«целовальник», «армяк»
Понятны ли вам слова и выражения, встретившиеся в II главе:«яицкий казак», «целовальник», «армяк»

Слайд 49Понятны ли вам слова и выражения, встретившиеся в II главе:
«яицкий казак»

- казак с реки Яик на Урале, «целовальник» - продавец вина,
«армяк» - верхняя крестьянская одежда халатного покроя.

Понятны ли вам слова и выражения, встретившиеся в II главе:«яицкий казак» - казак с реки Яик на

Слайд 50Тест по I - II главам романа
Батюшка у окна читал…:
А) Московские

ведомости,
Б) Придворный календарь,
В) Вечернюю Москву,
Г) Отечественные записки.
Тест по I - II главам романаБатюшка у окна читал…:А) Московские ведомости,Б) Придворный календарь,В) Вечернюю Москву,Г) Отечественные

Слайд 512. Куда отец отправил служить Петра Гринёва?
А) в Петербург,
Б) в Оренбург,
В)

в Москву,
Г) в Симбирск.
2. Куда отец отправил служить Петра Гринёва?А) в Петербург,Б) в Оренбург,В) в Москву,Г) в Симбирск.

Слайд 523. В каком качестве служил Савельич Петру Гринёву?
А) учителем,
Б) стремянным,
В) дядькой,
Г)

телохранителем.
3. В каком качестве служил Савельич Петру Гринёву?А) учителем,Б) стремянным,В) дядькой,Г) телохранителем.

Слайд 534. По каким признакам вожатый определил направление пути?
А) по звёздам,
Б) по

дорожным столбам,
В) по ветру,
Г) по лаю собак.

4. По каким признакам вожатый определил направление пути?А) по звёздам,Б) по дорожным столбам,В) по ветру,Г) по лаю

Слайд 545. Выберите правильное продолжение фразы: «Вместо отца моего в постели лежит…»
А)

Зурин с чёрной бородою,
Б) домовой с чёрной бородою,
В) ямщик с черной бородою,
Г) мужик с чёрной бородою.
5. Выберите правильное продолжение фразы: «Вместо отца моего в постели лежит…»А) Зурин с чёрной бородою,Б) домовой с

Слайд 556. Выберите правильное продолжение фразы: «Одет он слишком легко. Дай ему

мой …»

А) лисий полушубок,
Б) заячий тулуп,
В) соболий воротник,
г) шерстяной плед.

6. Выберите правильное продолжение фразы: «Одет он слишком легко. Дай ему мой …»А) лисий полушубок,Б) заячий тулуп,В)

Слайд 567. Назовите фамилию, имя, отчество отца Гринёва.

7. Назовите фамилию, имя, отчество отца Гринёва.

Слайд 578. ФИО матери героя.

8. ФИО матери героя.

Слайд 589. Возраст героя к тому времени, когда он «выучился русской грамоте»

9. Возраст героя к тому времени, когда он «выучился русской грамоте»

Слайд 5910. Предмет, бережно хранимый матерью героя с момента крещения сына

10. Предмет, бережно хранимый матерью героя с момента крещения сына

Слайд 6011. Учебное пособие, из которого юный Гринёв изготовил бумажного змея во

«время урока»


11. Учебное пособие, из которого юный Гринёв изготовил бумажного змея во «время урока»

Слайд 6112. Название полка, куда герой был зачислен ещё до своего рождения.

12. Название полка, куда герой был зачислен ещё до своего рождения.

Слайд 6213.Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы.

13.Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы.

Слайд 63
Ответы:
1-б
2-б
3-в
4-в
5-г
6-б
7-Андрей Петрович Гринёв
8-Автотья Васильевна
9-12 лет
10-рубашка
11-географическая карта
12-Семёновский
13-Симбирск
13б –12б- «5», 11-9 –

«4», 8-6б.- «3», 0-5 б. – «2»

Ответы:1-б2-б3-в4-в5-г6-б7-Андрей Петрович Гринёв8-Автотья Васильевна 9-12 лет10-рубашка11-географическая карта12-Семёновский13-Симбирск13б –12б- «5», 11-9 – «4», 8-6б.- «3», 0-5 б. –

Слайд 64Домашнее задание
Читать 3-5 главы (ТЕСТ)
Напишите сочинение-миниатюру: «Какие впечатления произвёл на меня

Петруша Гринёв в начале романа (1-2 главы)?»
Домашнее заданиеЧитать 3-5 главы (ТЕСТ)Напишите сочинение-миниатюру: «Какие впечатления произвёл на меня Петруша Гринёв в начале романа (1-2

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть