Слайд 2Александр Сергеевич Пушкин
Анализ стихотворения
«Узник»э
Слайд 3Эпиграф к уроку
Читается троЯким образом: первое - читать и не понимать;
второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано.
Я.Княжнин
Слайд 4Учимся понимать текст
Как вы думаете, о чём стихотворение
«Узник»?
Слайд 5Прочитайте произведение
Что непонятно?
Ваш прогноз подтвердился?
Слайд 6Учимся понимать поэтический текст
Словарная работа
Узник - человек, который находится
в заключении.
Темница - помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы.
Неволя - 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение.
Орёл - 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке.
Молвить – устаревшее: сказать, произнести
Вольные - 1.свободные, независимые. 2.устар.- свободолюбивые. 3.не ограниченные какими-нибудь правилами, нормами, законами (всего 11 значений).
Слайд 7Историческая справка
Охотничьих птиц на открытом воздухе не содержали. Их «выгуливали», но
недолго, привязывая (приковывая) на это время за ногу к особым пенькам. Все же остальное время птиц держали поодиночке в темных прохладных помещениях. И делалось это для того, чтобы птица выше поднималась в небо во время охоты.
Птичья охота была одной из царских забав. При Алексее Михайловиче, отце Петра I, даже боярам была запрещена соколиная охота. Право на неё имел только сам царь. И охотничьих птиц у него содержалось несколько тысяч! То было время расцвета соколиной забавы, и тогда вряд ли узника могли посадить в темницу к птице или птицу к узнику. А вот уже с Петра птичья охота перестает быть царской монополией. И состарившихся охотничьих птиц по дешевке могли продать кому угодно. Может быть, и смотреть за такой птицей мог по договоренности арестант.
В.Букатов
Слайд 8История создания стихотворения
Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с
театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. Он встречается с молодыми офицерами, вступает с ними в горячие споры о том, как добиться свободы. Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его приближенных расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя. И царь решил: „Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть их читает.
Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему:
— Все мои стихи сожжены — у меня ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу.
Слайд 9История создания стихотворения
Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович
был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью. И обещал ему от имени государя прощение. Вступились за Пушкина и его друзья, они попросили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев. Там он должен был служить чиновником.
Кишинев был в те годы глухой провинцией. Над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу.
Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так появилось стихотворение „Узник“. Его полюбили не только просвещенные читатели, но и простые люди: стихотворение стало народной песней
Слайд 11Пояснения
.
Кишинев — столица Молдавии. Кишинев был присоединен к России в 1812 году, то есть
всего за восемь лет до того, как туда сослали Пушкина. Русского населения там почти не было, кроме офицеров, под чьим руководством находились войска, охранявшие пограничную с Румынией и близкую от враждебно настроенной Турции территорию.
Ссылка — удаление осужденного с места его жительства с обязательным переселением его в определенную, как правило, отдаленную, местность. В России ссылка применялась по суду (с XVI века до 1993 года) или в административном порядке главным образом для людей, обвинявшихся в политических преступлениях.
За ссыльным устанавливался постоянный надзор. Он не мог без позволения уехать с места ссылки.
Слайд 13Если бы он уехал в другую страну, то, во-первых, могли пострадать
члены его семьи и его друзья; во-вторых, он бы фактически навсегда лишил себя возможности вернуться в Россию.
Представьте себе одиночество поэта, который внезапно остался один, вдалеке от друзей, от родных. Письма шли очень долго, к тому же они проверялись полицией: по существу, нельзя было написать ничего личного, так как все становилось известно посторонним людям. Поэт не сидел в тюрьме, он мог свободно ходить по Кишиневу, но сам Кишинев был для него большой тюрьмой, которую он не мог покинуть.
Почему А. С. Пушкин не мог бежать за границу?
Слайд 14Анализ стихотворения.
- Каждая строчка стихотворения Пушкина «Узник» говорит о свободе, хотя само
это слово ни разу не встречается в тексте. Свобода ощущается тем ярче, чем выразительнее описана несвобода, неволя.
Стихотворение построено на антитезе.
Слову сижу противопоставлено движение: «Давай улетим!»; решетке и сырой темнице — горы, тучи, морские края.
В первой строфе два товарища — узник и орел, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища — орел и ветер.
Слайд 15Диалог с текстом
Обратите внимание, как мрачно сосредоточенна интонация начала: нет простора,
нет красок, нет света, движения однообразны («клюет», «махая крылом»).
Почему орёл не улетает на свободу во время охоты, а возвращается к хозяину?
Такой орёл может быть символом свободы?
Почему он машет одним «крылом»?
Почему пища «кровавая»?
Какие тропы в 1 строфе использовал Пушкин?
Слайд 16
Первое четверостишие представляет читателю крайне печальную картину: губительную темницу, которая ограничила волю и
свободу молодого орла. Орёл - это символ свободы. Птица в небе всегда воспринимается людьми как символ веры в лучшее, счастливой свободной жизни. Контраст образа вольной и сильной птицы с образом сырой тюрьмы с решёткой на окне пробуждает в читателе сопереживание к этому персонажу.
Слайд 17Диалог с текстом
Вторая строфа
Почему орёл «бросает» пищу?
Что
значат слова «как будто»?
Кому принадлежит прямая речь?
Почему в конце восклицательный знак?
Найдите тропы во 2 строфе.
Слайд 18Но вот во второй строфе появляется движение: «бросает», «смотрит». Пространство начинает
раздвигаться. В этой строфе очень много глаголов, что придает речи устремленность вдаль, напряженность. Найдите их в тексте.
В последней строфе торжествует чувство свободы? Как вы это поняли?
Появляются краски – чистые, сияющие, синий и белый цвета. Вместо темницы – свет. Вместо решеток – простор. Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер; они говорят о стихийности, величии, свободе. Повторы придают речи поэтичность и песенный характер.
Фраза "Давай, улетим!» привлекает внимание читателя к своему стихотворению ещё больше. Ожидание свободы, надежда на то, что птица вернётся в естественную среду, которой она принадлежит, - это заставляет глубоко переживать и сочувствовать героям произведения.
Слайд 19Диалог с текстом
Третья строфа
Что «пора»? Может быть, пора кому-то отомстить?
Зачем 3 раза в начале строчек повторяется слово «туда»?
В стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города. Такой шаг вызван не желанием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ.
Что загадочного в последней строфе?
Зачем нужно многоточие?
Зачем восклицательный знак?
От чьего имени написано всё стихотворение?
Слайд 20Какой звук повторяется в словах: «...пора, брат, пора!»?
В этом повторении три раза
встречается звук [р], что создает ощущение призыва к движению и свободе.
Такой художественный приём называется АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.
Слайд 21Учимся понимать поэтический текст
После чтения
Какова тема стихотворения?
Какова основная мысль
стихотворения?
Это произведение о свободе или о предательстве свободы?
Это произведение заставляет задуматься о судьбе человека в неволе. Человека великого, рождённого в свободе и для высоких целей! Таким предстаёт молодой орёл, которым является русский поэт А.С. Пушкин.
Слайд 22Черновой вариант стихотворения
И тихо и грустно в темнице глухой!
Пленён, обескрылен орёл
молодой,
Мой верный товарищ в изгнанье моём,
Кровавую пищу клюёт под окном.
Клюёт и бросает, и смотрит в окно,
И вымолвить хочет мне слово одно.
Зовёт меня взором и криком своим:
«Мой верный товарищ, уйдём, улетим;
Давай встрепенёмся! Пора нам! Пора!
Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.
Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.
Где сокол и коршун, там наша семья».
Слайд 23На уроке я узнал …
На уроке я научился …
Я сейчас думаю
о …
Я сейчас чувствую …
Я могу себя похвалить за …
Рефлексия
Слайд 24Домашнее задание
Выучить стихотворение «Узник».
ИЛЛЮСТРАЦИЯ – ПО ЖЕЛАНИЮ.