Презентация, доклад по литературе Анчар

          В отечественной методике преподавания литературы накоплен богатый опыт по изучению стихотворения А. С. Пушкина «Анчар», однако часто литературоведческий и методический анализ стихотворения прямолинеен и ограничивается историко-социальными иллюзиями. Так, например, в общем-то дельной статье Е. Б. Карсаловой утверждается

Слайд 1Стихотворение А.С. Пушкина "Анчар"
МОУ «Гимназия №6»
г. Лангепас
Работу выполнили
ученики 9

«А»
класса
Добрица Сергей
Назаров Вадим
Стихотворение А.С. Пушкина

Слайд 2
          В отечественной методике преподавания литературы накоплен богатый опыт

по изучению стихотворения А. С. Пушкина «Анчар», однако часто литературоведческий и методический анализ стихотворения прямолинеен и ограничивается историко-социальными иллюзиями. Так, например, в общем-то дельной статье Е. Б. Карсаловой утверждается непосредственная связь между стихотворением Пушкина и ужесточением царской политики после 25 года, и в качестве главного аргумента приводится официально выраженное шефом жандармов А. X. Бенкендорфом недовольство по поводу публикации в 1832 году в альманахе «Северные цветы» «Анчара» без высочайшего на то соизволения. Недовольство это вполне понятно и оправдано, но не оправдано сейчас, в наше время, видеть в этом шедевре А. С. Пушкина лишь аллегорию с острым политическим смыслом.
            В отечественной методике преподавания литературы накоплен богатый опыт по изучению стихотворения А. С. Пушкина «Анчар», однако

Слайд 4
Сам же Пушкин расценивал такое

аллегорическое истолкование своего стихотворения как примитивное искажение его содержания в письме к Бенкендорфу (черновик от 18 — 24 февраля 1832 года): «…обвинения в применениях и подразумениях не имеют ни границ, ни оправданий, если под словом ДЕРЕВО (выделено Пушкиным) будут разуметь конституцию, а под словом СТРЕЛА (выделено Пушкиным) самодержавие».
      Нельзя не согласиться с мнением Е. А. Маймина, который считал, что «Анчар» представляет собой поэтическую картину-символ… Значение и смысл стихотворения выходит за пределы только пушкинского времени.
Сам же Пушкин расценивал такое аллегорическое истолкование своего стихотворения как примитивное

Слайд 6 Стихотворение не замкнуто в едином временном, как и в едином смысловом,

значении: оно и злободневное, и вневременное, и социальное, и философское, оно и таинственно-неопределенное, и глубокое, и по-своему очень ясное». И факт публикации «Анчара» через четыре года после написания и в обход царственного цензора говорит нам не только о том, что Пушкин прекрасно осознавал, какова будет реакция Николая I и его приближенных на это стихотворение, но и о желании поэта во что бы то ни стало видеть свое творение в печати, о важнейшем его значении для самого автора. Именно эту причину называют чаще всего учащиеся, отвечая на вопрос учителя: «Как вы думаете, чем объясняется, что в небольшое по объему стихотворение (всего девять строф) Пушкин внес 200 исправлений?»
Стихотворение не замкнуто в едином временном, как и в едином смысловом, значении: оно и злободневное, и вневременное,

Слайд 8 Однако методически важно, чтобы широта взгляда на содержание стихотворения, соответствующая масштабу

мысли поэта, стала сознательной читательской установкой . Этому способствует вынесение в эпиграф к уроку слов любимого лицейского преподавателя Пушкина А. П. Куницына: «Все люди как нравственные существа между собою совершенно равны, ибо все имеют одинаковую природу, из которой проистекают общие права человечества». Обращение к эпиграфу в процессе анализа стихотворения поможет учащимся понять мысль поэта о том, что причиной социальной катастрофы и даже физического истребления человечества и природы является нарушение нравственного закона равенства человека человеку. Кроме того, символический, обобщенно-философский смысл стихотворения А. С. Пушкина будет более понятен, если мы обратимся к истории создания этого лирического шедевра. Многие литературоведы склонны связывать появление образа «древа яда» в поэзии Пушкина с древним преданием аборигенов с острова Ява, с которым поэт мог познакомиться, читая журнал Новикова «Детское чтение для сердца и разума». Некий путешественник доктор Фурш в журнальной статье рассказал, что на острове Ява произрастает ядоносное древо, вокруг которого «…земля на 4 или 5 часов около сего дерева суха и не производит никаких плодов…
Однако методически важно, чтобы широта взгляда на содержание стихотворения, соответствующая масштабу мысли поэта, стала сознательной читательской установкой

Слайд 10 За 6 часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди

жить не могут, но и никакого животного там не видали», а главное, что «государь этих мест посылает осужденных на смерть преступников за… ядом, а они соглашаются на это, поскольку терять им нечего, в случае же удачи им не только даруется жизнь, но и назначается пожизненное содержание». Сравнивая пушкинский текст с рассказом Фурша, отмечаем, что поэт отказывается от географической конкретизации происходящих событий и вместо преступника отправляет к древу яда человека-раба, в то же время он вводит в стихотворение сообщение о действиях владыки, направленных на уничтожение и порабощение соседей. Эти наблюдения помогут ответить на вопрос: «Что такое «Анчар» — поэтическое переложение заинтересовавшей поэта экзотической истории или философская притча об общих законах бытия природы и человека?» Также важно обратить внимание на стилистический строй стихотворения, насыщенного церковнославянизмами (яд каплет, вихорь тлетворный, в путь потек, чело бледное, струился хладными ручьями и т. д.), что по теории «трех штилей» Ломоносова характерно исключительно для высокой лирики. Наконец, система образов стихотворения и особенно первой его строфы является самой лучшей подсказкой. Действительно, образ одинокого во Вселенной древа яда вряд ли соотносим по своим масштабам с преданием из жизни яванских аборигенов.
За 6 часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого

Слайд 11 Следующий вопрос позволит обратить внимание на важнейшие особенности пейзажа первой строфы:

«Что подчеркивает Пушкин в описании природы?» Ответ очевиден — безжизненность, ибо поэтическим аналогом слова «Вселенная» является в первой строке слово «пустыня» да еще с прибавлением весьма выразительных эпитетов «чахлая» и «скупая». Чего же не хватает в пустыне? Влаги — начала жизни и добра. Таким образом происходит перевод поэтических образов на язык философии, о котором мы говорили выше.
«Какой закон жизни «зашифровал» Пушкин во второй строфе стихотворения?» В ней поэт рассказал о появлении анчара, древа зла. Нам же важно установить причины происшедшего. «Природа жаждущих степей его в день гнева породила…» Отсутствие влаги привело к превращению степи в безжизненную пустыню. Зло воцарилось в мире. Причина — бездействие добра. Путем подобных умозаключений приходим к выводу: «Если бездействует добро, то зарождается и начинает действовать зло».
В третьей строфе представлена зримая картина накопления, конденсации зла в мире:
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
Следующий вопрос позволит обратить внимание на важнейшие особенности пейзажа первой строфы: «Что подчеркивает Пушкин в описании природы?»

Слайд 12Список использованной литературы
Интернет (yandex.ru)
Сборник стихов Пушкина

Список использованной литературыИнтернет (yandex.ru)Сборник стихов Пушкина

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть