Слайд 3«Безумный по всему…»
Анализ III действия комедии «Горе от ума»
Слайд 4ЗАДАЧИ: ответим на вопросы
Что представляет собой дворянская Москва 20-х годов XIX
века?
Каковы нравы высшего общества Москвы?
Чем можно объяснить предательство Софьи по отношению к Чацкому?
Над чем мы смеёмся в сцене бала и что нам кажется трагичным?
Слайд 5Также мы постараемся определить:
как автор выстраивает второстепенных персонажей,
для чего
он это делает,
как он строит развитие действия,
как конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своей вершины.
Слайд 6Окунёмся в атмосферу бала XIX века
Бал -
это торжественное мероприятие, которое, подобно обряду, имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Поэтому, чтобы сохранить изысканность и восхитительность, необходимо соблюдать правила бального этикета.
Слайд 8На балах звучала духовая музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски,
польские и английские танцы. В залах горели тысячи свечей. Лестницы были устланы дорогими коврами, теснились тропические растения в кадках, а из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода.
Слайд 9К ужину подавали ананасы, экзотические персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб
и дорогие вина со всего света.
В XIX веке бал превратился в образ жизни, сочетая в себе клуб, салон мод, брачную контору и игру.
Слайд 10Важно!
В сцене бала проявилось новаторство Грибоедова: впервые в русской литературе создана
галерея человеческих типов дворянской Москвы.
Внесценические персонажи, о которых говорили и Чацкий, и Фамусов, и Софья, и Скалозуб в первых действиях комедии, и эпизодчиеские персонажи впервые представляют собой не фон личной драмы героев, а становятся прямыми участниками комедии.
Слайд 11Гости
Второстепенные герои очерчены резко и воплощают в себе различные
московские типы и нравы. Грибоедов придал им одну или две оригинальные черты.
Слайд 12Горичи,
Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович
Наталья Дмитриевна, «молодая дама»,
«Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах».
Платон Михайлович – отставной военный, давний друг Чацкого, «московский житель и женат». Играет на флейте, хотя ему это и скучно, по словам Чацкого , сильно изменился, стал «спокоен и ленив».
Во время бала скучает, появление старого друга оживило в нём воспоминания о бурной юности, но он уже не изменится, готов делать всё по велению жены, которая властно повелевает мужем, мало заботясь о его духовных потребностях (не случайна параллель «мой муж – прелестный муж» и позже из уст Молчалина – «Ваш шпиц – прелестный шпиц…»
Слайд 13Тугоуховские,
князь и княгиня с шестью дочерьми
Княгиню волнует то, как
выдать замуж дочерей.
Дочери заняты исключительно нарядами и сплетнями о женихах.
Князь: «говорящая» фамилия полностью оправдана и преподаётся в прямом смысле: он совершенно глух.
Слайд 14Загорецкий
Антон Антонович
Точную и ёмкую характеристику персонажу даёт Платон Михайлович Горич:
Как
этаких людей учтивее зовут?
Нежнее? – человек он светский,
Отъявленный мошенник, плут:
Антон Антоныч Загорецкий.
При нём остеригись: переносить горазд,
И в карты не садись: продаст.
Основная цель жизни – услужить, угодить всем. Поэтому его «Ругают здесь, а там благодарят».
Слайд 15Хлёстова
Амфиса Ниловна
лет. Тётка Софьи:
«Легко ли в
65 лет/
Тащиться мне к тебе, племянница?»
Дама властная и безапелляционная,
не лишённая ума, верно оценивает многих персонажей.
Но в целом громогласна и
груба в своём прямодушии.
Слайд 16Скалозуб
Павел Афанасьевич
Приходит на бал последним, а уезжает о
одним из первых – эта небрежность была модной у самых богатых и привилегированных. Он не испытывает особых чувств к Софье, поэтому ему нет необходимости оставаться дольше в доме Фамусовых, он и так здесь всегда желанный гость.
Помимо всего , проявляет себя как армейский щёголь, который перетягивает ремнём талию, чтобы грудь выпирала «колесом» и голос напоминал рык («Хрипун, удавленник, фагот»)
Фамилия говорящая. Как ни странно, он оказывается практически двойником Чацкого по части злословия и насмешки. Только первый издевается от горечи и полноты души, то второй – потому что модно
Слайд 17Графини Хрюмины:
бабушка и внучка
Графиня Внучка – «Зла, в девках целый век»
Её
последняя реплика подтверждает злой и вздорный характер старой девы, которая кичится свои аристократическим происхождением, на всех смотрит свысока (вспомним, что в сцене появления на балу, когда в зале было уже много гостей, она сетует, на то, что приехала первой!)
А последняя её фраза комична тем, что метко характеризует общества к которому она сама и относится .
Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!
Какие- то уроды с того света,
И не с кем говорить, и не с кем танцевать!
Слайд 18Почему Фамусов собрал у себя именно такое общество?
Вечер назначен ради Софьи
и Скалозуба. Именно его так ждёт хозяин дома, а Скалозуб, как и положено главному гостю, запоздал: он хорошо знает себе цену!
Днём шла речь о сватовстве, и теперь Фамусов хочет закрепить свои позиции, чтобы Скалозуб мог убедиться, что Софья – хорошая партия для него.
Именно поэтому он стремится представить Скалозуба своей влиятельной своячнице.
Выбор остальных гостей также не случаен. Есть ли среди женщин соперница Софьи? Нет! Наталья Дмитриевна с мужем, Графиня Хрюмина-внучка – злая старая дева, у княжон Тугоуховских приданое значительно меньше, ведь в семье шесть девиц на выданье.
Вывод: Фамусов – хороший отец, заботящийся о будущем дочери, и дальновидный расчётливый человек.
Слайд 19Что так рассердило Софью и настроило её против Чацкого?
Прочитаем явление 13.
Слайд 20Явление 13
Чацкий, София и несколько посторонних, которые в продолжении расходятся.
Чацкий
Ну! тучу разогнал...
София
Нельзя ль
не продолжать?
Чацкий
Чем вас я напугал?
За то, что он смягчил разгневанную гостью,
Хотел я похвалить.
София
А кончили бы злостью.
Чацкий
Сказать вам, что я думал? Вот:
Старушки все народ сердитый;
Не худо, чтоб при них услужник знаменитый
Тут был, как громовой отвод.
Тут был, как громовой отвод.
Молчалин! — Кто другой так мирно всё уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет,
В нем Загорецкий не умрет!
Вы давиче его мне исчисляли свойства,
Но многие забыли? — Да?
(Уходит.)
Слайд 21Что так рассердило Софью и настроило её против Чацкого?
Его меткая характеристика
Молчалина. Софьей руководит злость и женское самолюбие. Она сознательно обвиняет: «Неугодно ль на себя примерить»
Слайд 22Почему слух распространяется так быстро?
В этом заинтересованы все, не нужно придавать
значения словам, если они идут от человека, сошедшего с ума.
Как дальше развивается общественное мнение?
Оно единодушно. Теперь начинается поиск причин этого «прискорбного явления».
Слайд 23Спор гостей.
Важная сцена в пьесе.
При всей внешней её комичности Грибоедов показывает
процесс формирования общественного мнения и его истинную цену: абсурдные домыслы становятся для госте Фамусова истиной в последней инстанции.
Раздражение против Чацкого растёт. Каждый находит своё объяснение причин сумасшествия У каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицеи и гимназии, педагогический институт и князь Фёдор, химия и басни, профессоры, а, главное, книги.
«Ученье – вот чума, учёность – вот причина», - восклицает Фамусов.
Многочисленность этих «врагов» постепенно вызывает страх. Дело, оказывается, не только в Чацком, которого можно и пожалеть. «Был человек, имел душ сотни три» - замечание Хлёстовой сочувственно.
Слайд 24Тревожит новое непонятное направление жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла.
Скалозуб
спешит обрадовать: в школах «будут лишь учить по-нашему: раз, два!»
Фамусов мечтает о большем: «Собрать бы книги все и сжечь».
При всей комичности сцены, она достаточно зловеща: эти проекты в разное время истории нашей страны были поистине осуществлены.
Итак, наш герой
вмиг становится чужим
в обществе.
Слайд 25Кульминация - наиболее напряжённый момент в развитии сюжета, решающий переломный момент
во взаимоотношениях и столкновении героев, с которого начинается переход к развязке.
Найдите монолог-кульминацию.
Монолог Чацкого
«Французик из Бордо» - фрагмент из спектакля.
Слайд 26«Горе от ума»
Монолог Чацкого
«Французик из Бордо»
Каких очень серьезных
тем касается Чацкий
в
своём монологе?
Как Чацкий оценивает фамусовское
общество?
обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства и барства;
на само государственное устройство (устраивает «гоненье на Москву»)
противопоставляет высокое служение общественному благу («делу») прислуживанию влиятельным «лицам»
выступает за оценку людей по их нравственным
качествам, а не по чину
высмеивает поверхностное образование, примитивное
воспитание, подражание всему иностранному
призывает с уважением относиться к национальной
культуре, русской истории
Слайд 27Этот монолог героя – единственная во время бала. Где говорится о
вещах высоких и значительных:
- об обманутых надеждах на любовь,
о потере веры в изменение общества, нравов.
Чацкий всё ещё обращает свой монолог к Софье, не замечая её насмешливости.
И опять в пьесе – сочетание комической ситуации и драматического состояния героя.
Слайд 28
Кто же оказывается
победителем
в этом поединке
искреннего и возвышенного
с
ничтожным и злым?
Слайд 29
Прочитать IV действие.
«А судьи кто?» (монолог Чацкого) –наизусть.
Образ Репетилова и его
значение в комедии. (Индивидуально)