Слайд 1Аналитическая беседа по творчеству И.А. Бунина
Слайд 2И.А. Бунин «Крещенская ночь».
1. Найдите в первых двух строфах все сравнения.
Что общего между ними, какой образ зимнего леса они создают?
2. Какую роль играют олицетворения в первых четырёх строфах? Найдите в последней строфе метафору, объясните её смысл.
3. Какие строфы начинаются одинаково? Найдите анафору. Зачем это нужно автору? Прочитайте выразительно этот отрывок.
4. Какие цвета присутствуют в бунинском пейзаже? Есть ли у них символическое значение?
Слайд 35. Найдите в 5-й и 6-й строфах повтор. Чего достигает автор
повторением этого слова? Прочитайте эту часть выразительно. Найдите в предыдущих строфах глаголы, создающие образ волшебного сна.
6. Кем чувствует себя лирический герой – взрослым или ребёнком?
7. Какие чувства испытывает лирический герой, каким вы представляете себе этого человека?
8. В чём необычность образа звезды в конце стихотворения? Какой образ и почему появляется вместе со звездой?
9. Каков смысл названия стихотворения? Почему ночь – крещенская?
10. Прочитайте последнюю строфу. Какое настроение она передаёт? Найдите синтаксический способ выражения чувств поэта.
Слайд 4И.А. Бунин «Одиночество».
1. Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?
2. Какую
картину вы представляли, когда читали стихотворение?
3. Какое событие дополняет эту печальную картину?
4. Насколько дорога герою эта женщина?
5. Что осталось от любимой?
6. Герой понимает, что возврата нет, и что он предпринимает?
7. Какова тема этого стихотворения?
8. Какова основная мысль?
9. Какие изобразительно – выразительные средства есть в данном стихотворении?
Слайд 5И.А. Бунин «Последний шмель».
1. Какое настроение вызывает стихотворение? Определите, что же
в стихотворении создаёт настроение грусти.
2. Есть ли разница в словосочетаниях «чёрный шмель» и «чёрный бархатный шмель»?
3. Какие ещё эпитеты, относящиеся к шмелю, встречаются нам в стихотворении?
4. Почему шмель стал золотым в конце стихотворения? Куда исчез чёрный цвет?
5. Как автор постепенно раскрывает тему тоски, грусти героя?
6. Кто видит шмеля золотым? Почему в памяти лирического героя он останется золотым?
Слайд 6И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско».
1. Подумайте, насколько полно содержание рассказа обобщено в
заголовке?
2. Почему «господин» и члены его семьи остаются безымянными, в то время как периферийные персонажи – Лоренцо, Луиджи, Кармелла – наделены собственными именами.
3. Есть ли в рассказе другие персонажи, оставленные без имён?
4. Почему никто не запомнил имени господина? Из-за безликости, бесцветности, невыразительности самого героя? А может быть, всё дело в равнодушии тех, с кем его сводила судьба, в том, что для них он был всего лишь один из выгодных клиентов – богачей, и только?
5. Почему на последних страницах рассказа писатель «забывает» о жене и дочери умершего богача?
6. Какие элементы изображённой картины никак не связаны с сюжетом?
7. В каких фрагментах текста действие развивается стремительно, а в каких сюжетное время будто останавливается?
8. Какой композиционный приём придаёт рассказу завершённость и увеличивает степень обобщения в произведении?
Слайд 7Аналитическая беседа.
1. Почему повествование не заканчивается со смертью героя и Бунин продолжает
рассказ вставным эпизодом о римском тиране Тиберии (в бунинском тексте он назван Тиверием)?
2. Что особенно поразило вас в описании реакции окружающих на смерть господина из Сан-Франциско? В каких строках, на ваш взгляд, выражена прямая авторская оценка произошедшего?
3. Какие, на ваш взгляд, ассоциации могут возникнуть в связи с такими деталями финальной сцены: «гудевший, как погребальная месса», океан; «траурные от серебряной пены» горы волн; «широкогорлые трубы»,; «яростные взвизгивания сирены»; «громады котлов» и «адские топки» в «подводной утробе» корабля?
4. Как бы вы прокомментировали описание убранства сицилийской лошадки, доставляющей покойника к пристани? Приведите другие примеры избыточной изобразительности в рассказе.
5. Отличается ли жизнь в Неаполе от жизни на пароходе?
6. Какое значение имеет повторяющееся упоминание о «трубных звуках» и гонге – на пароходе и в итальянской гостинице?
Слайд 8Аналитическая беседа.
7. В какой момент в рассказе происходит перелом?
8. Почему о том, что
произошло с господином из Сан-Франциско в читальне, говорится: «что натворил он»?
9. Как и почему меняет «ужасное происшествие» отношение персонала отеля к герою и его семье?
10. Какие детали посмертной судьбы господина из Сан – Франциско особенно нелепы и унизительны?
11. Для чего в рассказ введены картины утра на Капри, сцена с итальянскими горцами? Как эти картины соотносятся со всеми другими эпизодами рассказа?
12. Каково символическое значение картины, нарисованной в последнем абзаце?
13. Первоначально рассказ сопровождался эпиграфом, написанным на доске: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий»? В чём смысл этого эпиграфа?
Слайд 914. Как соотносится финал рассказа с эпиграфом? В чём заключается притчевый смысл
рассказа?
15. Каждое произведение отражает концепцию мира и человека. Постарайтесь определить, что есть мир и человек в этом мире, по мнению И.А. Бунина.
Слайд 10Тема любви в творчестве И.А. Бунина.
- Наиболее глубокое раскрытие нашла в
цикле рассказов «Тёмные аллеи».
- Цикл «Тёмные аллеи» И.А. Бунина состоит из 38 рассказов, написанных во время Второй мировой войны.
- Все рассказы, вошедшие в сборник, объединяет тема несчастной любви.
- Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа и плоти. Дух по Бунину невозможно постичь, не познав плоти.
- Любовь в произведениях Бунина – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.
- Бунинское изображение любви по меркам целомудренной и аскетичной русской литературы предельно откровенно и смело.
Слайд 11- Любовь у Бунина в некотором смысле преступна – это переступание
нормы, выход за рамки обыденности.
- Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви.
«Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена…»
И.А. Бунин
Слайд 12И.А. Бунин «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание».
1. Можно ли назвать рассказ «Тёмные
аллеи» энциклопедией любви? На примере прочитанных рассказов выявите разнообразные оттенки любви, сложную гамму чувств героев.
2. Определите повторяющуюся сюжетную схему рассказов. Какие сюжетные компоненты (события) в неё входят? Почему все рассказы цикла тяготеют к единой модели, повторяя друг друга в основных моментах?
3. Что общего в финале почти всех рассказов цикла? Чем объясняются трагичные и жестокие развязки каждого рассказа?
4. Почему любовное счастье кратковременно и катастрофа неизбежна? Почему любовь у Бунина всегда связана с ощущением приближения смерти («сильна как смерть»)?
Слайд 13«Лёгкое дыхание».
1. Когда был написан рассказ?
2. Как построен рассказ? В чём особенность
композиции?
3. Что выделяет автор в портрете Оли, в её характере?
4. Какой композиционный приём использует Бунин в рассказе?
5. Как вы понимаете название рассказа?
Слайд 14И.А. Бунин «Чистый понедельник».
1. Каково было ваше первое чувство по прочтении
рассказа?
2. Почему у героев нет имён?
3. Какое впечатление произвели на вас герой и героиня?
4. Какова атмосфера начала рассказа и с помощью каких средств автор её создаёт?
Слайд 15Беседа.
Как в рассказе соотносятся приметы конкретной эпохи и напоминания о древности?
Какими
штрихами писатель добивается эффекта исторической глубины?
Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?
О каком времени идёт речь в повествовании (время столетия, года, суток)?
Почему, создавая рассказ в 1944 году, автор останавливается на десятых годах XX века?
Какие приметы московского быта начала 10-х годов XX века вы нашли в тексте?
Каким предстаёт перед читателем прошлое, каким настоящее? Что в тексте говорится о будущем?
Проследите маршруты героев повествования. Как (краски, звуки) автор изображает места пребывания персонажей?
Как относится героиня к этому времени?
Слайд 16 Аналитическая беседа.
1. Прочитайте начало рассказа. Каким художественным приёмом заканчивается вступление и почему?
2. Как
уже в начале рассказа создаётся эффект неопределённости будущего, непрозрачности судьбы героев?
3. Одинаково ли глубоко и выразительно прорисованы образы героя и героини? Почему?
4. Можно ли представить героиню в ситуации «земного» счастья, устоявшейся, размеренной жизни?
5. Какое ощущение является главным в рассказе о взаимоотношениях героев?
6. Как сочетаются в рассказе эпизоды, связанные с религией и жизнью московской богемы?
7. Одинаково ли органично вписывается в них героиня? Почему, решаясь на близость с любимым, героиня «безжизненно приказала» ему отпустить экипаж?
8. Почему герой ждёт у дверей спальни «с замирающим точно над пропастью сердцем»?
Слайд 17 Аналитическая беседа.
9. Чем становится для героев ночь, проведённая вместе?
10. Отчего утром, когда страсть
его нашла разрешение, когда он достиг того, чего желал, герой близок к отчаянию?
11. Почему И.А. Бунин не объясняет мотивов поступка героини? Кажется ли поступок вам неожиданным?
12. Когда и при каких обстоятельствах герой в последний раз видит героиню? Почему автор назначает им встречу именно здесь?