Слайд 1Двадцать второе октября.
Классная работа.
Слайд 2А.М. Горький «Старуха Изергиль»
Вспомним черты романтизма.
(У героя два мира — идеальный
и реальный, яркость образов,
необычность событий, гиперболизация качеств, патетика,
загадочный пейзаж)
-В какое время суток происходят события в рассказе? Почему?
- Какие природные образы вы могли бы выделить?
- Какие художественные средства использовал автор в изображении природы?
- Какие художественные средства использовал автор в изображении природы?
- Каковы ваши впечатления от рассказа?
- Как он построен и в чём смысл изображённой автором композиционной формы?
Слайд 3Гордость — чувство собственного достоинства, самоуважение.
Гордыня — чрезмерно высокое мнение о
себе, непомерная гордость.
Слайд 4Аналитическая беседа.
1. В чём сходство библейской истории и легенды о
Данко?
2. Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?
Каким изображён Данко в рассказе Изергиль?
Как складываются отношения между Данко и толпой?
Слайд 5Аналитическая беседа. Пьеса «На дне»
Бубнов, картузник, 45 лет
Справка. Прозвище Бубен давали:
1) мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент;
2) тому, кто беспрерывно болтает,
неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику;
3) промотавшемуся или проигравшемуся в карты (метонимия на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге;
4) глупцу (бубны в голове — без царя в голове), лентяю, прихлебателю. Ср. также
выражение «забубённая головушка», то есть пропащий человек.
Слайд 6Аналитическая беседа. Пьеса «На дне»
- Бубнова и Анну зритель видит только
в пределах костылёвской
ночлежки. Даже в III акте, когда все остальные ночлежники
оказываются «на воле» (на «пустыре»), он остаётся в подвале,
выглядывая оттуда в окно. Почему?
- «В любимом вся душа» — с этим утверждением Луки можно
согласиться. У картузника Бубнова «любимое» — острожная
песня, которую он самозабвенно распевает с Кривым Зобом,—
та, которую «испортил» Актёр. Что вы можете сказать о душе
Бубнова, судя по этой песне?
- В ответ на замечание Луки: «Погляжу я на вас, братцы,— житьё
ваше — о-ой!..» — Бубнов отвечает: «Такое житьё, что как по
утру встал, так и за вытьё».
Картузник при этом переиначивает пословицу: «Без правды житьё — вставши, да и за вытьё».
В чём смысл такого изменения?
Слайд 7Аналитическая беседа. Пьеса «На дне»
Сатин, лет под 40
Справка. Сатин — от
Сата, Сатя — сокращённые варианты
имени Сатир (в греческой мифологии сатиры — боги плодородия
из свиты Диониса, бога виноделия; они задиристы, похотливы,
влюбчивы, наглы, любят вино).
Слайд 8Аналитическая беседа. Пьеса «На дне»
- Как вы думаете, почему фамилия
героя пьесы образована от уменьшительного, «домашнего» (уличного) варианта божественного имени? Фамилию Сатин связывают также с «князем тьмы» — Сатаной. Считаете ли вы оправданным такой подход, если «да», то почему?
- Литературовед А. Новикова называет Сатина «новым Данко, превратившимся из романтика в реалиста», который «не может вести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца», ибо «у него нет сил». Правомерно ли такое уподобление?
Слайд 9Аналитическая беседа. Пьеса «На дне»
- Существует мнение, что Сатин —
идеолог наподобие Раскольникова, для которого Наполеон и Магомет — образцы людей, право имеющих,— в том числе и на пролитие крови. Какая точка зрения вам кажется более справедливой и почему? Нельзя ли иначе объяснить факт обращения Сатина к этим историческим деятелям?
- Как вы понимаете слова Сатина: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Ма-гомет… в одном!»?
Слайд 10Аналитическая беседа. Пьеса «На дне»
Лука, странник, 60 лет
Справка. Лука — Лукиан
(лат. — светлый, светящийся). Лукой звали и одного из 70 учеников Христа, посланных Им «во всякий город и место, куда Сам хотел идти», автора одного из канонических Евангелий и «Деяний Апостолов», искусного врача. В Евангелии от Луки подчёркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам. Лукавый — хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный. Тип странника
«прижился» в русской литературе давно. Вспомните, например, Феклушу из драмы А. Н. Островского «Гроза».
Слайд 11Аналитическая беседа. Пьеса «На дне»
- Можно ли говорить о типологическом
сходстве этих персонажей? Внешность Луки описана довольно подробно: автор сообщает о его вещах: палке, котомке, котелке и чайнике, однако о росте, телосложении и пр. «приметах» он умалчивает. Каким вы представляете себе странника, какими внешними данными должен обладать этот персонаж, во что должен быть одет?
- Как бы вы «смоделировали» биографию Луки? Почему, например, странник не рассказывает сказок (в буквальном смысле этого слова) ночлежникам? Как вы думаете, была ли в его жизни любовь? Почему он сам себя называет то беглым, то прохожим? Можно ли Луку назвать «бывшим человеком»?
Слайд 12Аналитическая беседа. Пьеса «На дне»
- Попробуйте объяснить, почему Лука старше
прочих персо-
нажей пьесы. Костылёв ближе всех Луке по возрасту. Как вы
считаете, почему обоих «старцев» ночлежники называют шельмами, а Василиса величает своего мужа каторжником? Заметили ли вы, что в последнем разговоре Костылёв поучает Луку: «Не всякая правда нужна»?
- Что вам говорит о характере странника его «дребезжащий
смех»? Вспомните, как Васька Пепел характеризует пение
Луки, а также авторскую ремарку, сопровождающую явле-ние Луки в сцене столкновения Пепла с Костылёвым: «воющее позёвывание».
- Как вы считаете — действительно ли Лука жалеет людей? Как вы понимаете слово «жалость»?
Слайд 13Аналитическая беседа. Пьеса «На дне»
- Можно ли сказать, что странник
равнодушно смотрит на смерть,
мерзость, тьму вокруг себя? «Возжигает» ли он в каждом человеке самосознание, его собственную правду? Действительно ли пассивность может быть активной?
- В чём же тогда секрет его обаяния, почему к нему тянутся ночлежники — ведь они-то «тёртые калачи», «стреляные воробьи»,
которых на мякине не проведешь, и человеку они цену знают?
Слайд 14Последовательность монологов Луки.
- рассказ о загробном мире, обещание успокоения;
- рассказ о
лечебнице для алкоголиков;
- рассказ о Сибири, «золотой стороне»;
- рассказ о случае под Тобольском-городом;
- рассказ о «праведной земле»;
- рассказ о том, «для чего люди живут».
Какую закономерность вы обнаружили? Во что из рассказанного, на ваш взгляд, верит сам Лука? Представьте, что Лука возвращается в ночлежку через несколько месяцев после самоубийства Актёра. Как его встретят «бывшие люди»?
Слайд 15Правда Бубнова.
— Первая правда — правда Бубнова, её можно назвать правдой
факта. Бубнов убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий, убийственный гнёт бесчеловечных обстоятельств.
Слайд 16Правда Луки.
- Вторая правда — правда Луки — правда сострадания и
веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актёру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. «Всё ищут люди, всё хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья!» — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдёт… Помогать только надо им…»
Лука несёт людям спасительную веру. Он думает, что жалостью,
состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…»
Слайд 17Правда Луки.
В чём правда Луки?
- Во что веришь, то и есть…»
-
«Христос всех жалел и нам велел».
- «Человек — всё может… лишь бы захотел…»
- «… Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
- «Всяко живёт человек… как сердце налажено, так и живёт…»
Слайд 18Правда Сатина.
Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как
в Бога. Считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» — спрашивает он Клеща. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке:
«Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, способном перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания,— о человекобоге.