Слайд 1Алексей Константинович
Толстой
(1817-1875)
Ясникова Татьяна Иннокентьевна
учитель русского языка и литературы
МБУ
«Школа №70» г.о. Тольятти
Слайд 2граф
русский поэт
драматург
прозаик
член-корреспондент Петербургской АН.
Слайд 3Родился 24 августа (5 сентября) 1817 в Петербурге. Мать Анна Алексеевна
Перовская, воспитанница графа А.К. Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого. Брак был несчастлив.
Слайд 4После рождения сына супруги разошлись, мать уехала из Петербурга в Черниговскую
губернию, в имение своего брата А.А.Перовского, известного в литературе под именем Антония Погорельского.
Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829).
Антоний Погорельский
Слайд 5Раннее детство Алексей провёл на Украине, в имении дяди.
К 1826
мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения).
друзья детства - граф Алексей Константинович Толстой и государь-император Александр II Николаевич Романов
Слайд 6С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с
достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете.
Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, отдавал их на суд В.А. Жуковскому и А.С Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях; и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение.
Слайд 7Получив хорошую домашнюю подготовку, в 1834 Алексей Толстой был зачислен «студентом»
в Московский архив Министерства иностранных дел, в 1835 выдержал экзамен на чин при Московском университете.
1836 – как «студент архива» Толстой сдает в Московском университете экзамен «по наукам, составлявшим курс бывшего словесного факультета», и причисляется к русской миссии при германском сейме во Франкфурте на Майне. В том же году умирает Перовский, оставив Толстому все свое крупное состояние.
Слайд 8Анна Алексеевна весьма строго контролировала жизнь Алексея, старалась, чтобы он всегда
был при ней (Алексей Константинович возил ее в театры и на концерты, они вместе посещали ее подруг), а если он уезжал куда-то без нее, она не ложилась спать, пока он не вернется.
Слайд 9 Долго не складывается личная жизнь. Первое серьезное чувство Толстого
было к Елене Мещерской. Однако когда Алексей просит у матери позволения сделать понравившейся ему девушке предложение, Анна Алексеевна своего благословения не дает.
Слайд 10Позднее (с 1843) Толстой служит во II отделении собственной Его Императорского
Величества канцелярии, имеет придворное звание и, продолжая часто ездить за границу, ведёт светскую жизнь.
Слайд 11
Зимой 1850-1851 на балу он встретил Софью
Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Женщина она была незаурядная, и судьба у неё тоже сложилась необычно.
Жизнь была к ней неласкова, да и сама она, не считавшаяся с предрассудками своей среды, была слишком смела для той церемонной эпохи. Трагически завершилась любовная связь юной Софи Бахметевой с князем Вяземским, который соблазнил её, но женился на другой. Брат покинутой девушки Пётр Бахметев вызвал обидчика на дуэль и был убит. Всю жизнь Софья Андреевна считала себя виноватой в несчастьях и бесчестии своей семьи.
Слайд 12Впервые Толстой и Софья повстречались на бале-маскараде в Петербургском Большом театре.
Он был с И.С.Тургеневым.
Она появилась на маскараде потому, что искала случая забыться и рассеяться.
Слайд 13
Софья Андреевна была в маске и заинтриговала И.Тургенева, они условились о
втором свидании. Иван Сергеевич взял с собой молчаливого Толстого за компанию. Увидев Софью без маски, Тургенев был сильно разочарован.
Несмотря на некрасивое лицо, у неё была красивая фигура и, кроме того, она была очень обаятельна и общительна. Позже состоялась приятная беседа за чаем, в ходе которой Тургенев заскучал, а Алексей Константинович, напротив, был очарован.
Слайд 14Современников поражала
Образованность Софьи. Она знала множество иностранных языков: по
одним сведениям четырнадцать,
по другим – шестнадцать. Читала
запоем, поглощала новинки европейской литературы и внимательно следила за отечественной словесностью.
Слайд 15 Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее скорым уходом от мужа.
Брак их был официально оформлен только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой — мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней.
Слайд 16Их брак длился без малого 20 лет и стал самым ярким
периодом в жизни и творчестве Толстого.
На исходе жизни (1871) , находясь далеко от дома, поэт написал в письме любимой супруге такие слова: «Кровь застывает в сердце при одной мысли, что могу тебя потерять - я говорю себе: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени, ни одной. Все вокруг лишь свет и счастье».
Слайд 17В годы Крымской войны Толстой добровольцем вступил в армию, но, заболев
тифом, участия в боевых действиях не принимал.
В 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адъютантом; вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты).
Однако карьера придворного и политического деятеля была ему не по душе.
Слайд 18В 1861 году А.Толстой в официальном письме Александру II попросил
об отставке: «Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре. Я думал, что мне удастся победить в себе натуру художника, но опыт показал, что я напрасно боролся с ней. Служба и искусство несовместимы, одно вредит другому, и надо делать выбор».
Добившись отставки, А.Толстой посвящает себя литературе, семье, охоте, деревне.
Слайд 19Несмотря на дружбу с наследником трона, а затем и императором Александром,
Толстой никогда не пользовался этим для собственной выгоды. Свою близость к царю использовал, чтобы «говорить во что бы то ни стало правду» (хлопотал о возвращении из ссылки Шевченко, вступался за Аксакова, Тургенева, в 1864-65 г.г. заявил царю, что «русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского»)
Жил в имениях Пустынька под Петербургом и Красный Рог в Черниговской губернии. Гуманно относился к крестьянам, хозяйством совсем не занимался.
Слайд 20Из-за пошатнувшегося здоровья Толстой в 1861 году отдаляется от двора. Теперь
он живет большей частью за границей, летом на разных курортах, зимой в Италии и Южной Франции, но подолгу бывает также в своих русских имениях - Пустыньке (под Петербургом) и Красном Роге (ныне Брянская обл.). С этого времени Толстой больше времени уделяет литературным занятиям.
Слайд 21 1841- издание фантастической повести «Упырь» под псевдонимом Краснорогский. Повесть
заслужила благожелательный отзыв В.Г.Белинского.
Слайд 22Тема истории России
С традициями устного народного творчества связаны баллады и
былины А.К.Толстого.
Баллада, былина (запишите термины в тетрадь)
В этих произведениях развернута целая поэтическая концепция русской истории.
Каковы же были взгляды Толстого на историю России?
Слайд 23
Противопоставленные друг другу эпохи привлекают особое внимание поэта
времена князя Владимира
Красное Солнышко («Песня о походе Владимира на Корсунь» и др.)
и царствование Ивана Грозного («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др).
Былины Толстого насыщаются злободневным содержанием («Змей Тугарин»), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности («Поток-богатырь»).
Слайд 24Высшим достижением Толстого в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана
Грозного «Князь Серебряный» (1862). Работа над ним началась, предположительно, уже в 1840-х. Это исторический роман.
Произведение реалистического
характера, правдиво отображающее
русскую действительность 16 века
Слайд 25
Наиболее распространенный в творчестве Толстого литературный образ – это образ Ивана
Грозного (баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Иоанна Грозного»).
Эпоха правления этого царя - это яркий пример «московщины»: казни неугодных, бессмысленная жестокость, разорение страны царскими опричниками, закрепощение крестьян. Кровь стынет в венах, когда читаешь строки из баллады «Василий Шибанов» о том, как слуга сбежавшего в Литву князя Курбского привозит Ивану Грозному послание от хозяина.
Слайд 26Царь молча на жезл опираясь, идет,
И с ним всех окольных собранье.
Вдруг
едет гонец, раздвигает народ,
Над шапкою держит посланье.
И спрянул с коня он поспешно долой,
К царю Иоанну подходит пешой
И молвит ему, не бледнея:
«От Курбского, князя Андрея!»
И очи царя загорелися вдруг:
«Ко мне? От злодея лихого?
Читайте же, дьяки, читайте мне вслух
Посланье от слова до слова!
Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»
И в ногу Шибанова острый конец
Жезла своего он вонзает,
Налег на костыль — и внимает:
«Царю, прославляему древле от всех,
Но тонущу в сквернах обильных!
Ответствуй, безумный, каких ради грех
Побил людей добрых и сильных?
Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,
В небытную ересь прельщенный?
Слайд 27Внимай же! Приидет возмездия час,
Писанием нам предреченный,
И я, иже кровь в
непрестанных боях
За тебя, аки воду, лиях и лиях,
С тобой пред судьею предстану!»
Так Курбский писал Иоанну.
Шибанов молчал. Из пронзенной ноги
Кровь алым струилася током,
И царь на спокойное око слуги
Взирал испытующим оком.
Стоял неподвижно опричников ряд;
Был мрачен владыки загадочный взгляд,
Как будто исполнен печали,
И все в ожиданье молчали.
И молвил так царь: «Да, боярин твой прав,
И нет уж мне жизни отрадной!
Кровь добрых и сильных ногами поправ,
Я пес недостойный и смрадный!
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!»
Слайд 28Пытают и мучат гонца палачи,
Друг к другу приходят на смену.
«Товарищей Курбского
ты уличи,
Открой их собачью измену!»
И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
Назвал ли он вора друзей наконец?»
— «Царь, слово его всё едино:
Он славит свого господина!»
День меркнет, приходит ночная пора,
Скрыпят у застенка ворота,
Заплечные входят опять мастера,
Опять зачалася работа.
«Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?»
— «Царь, близок ему уж приходит конец,
Но слово его все едино,
Он славит свого господина:
„О князь, ты, который предать меня мог
За сладостный миг укоризны,
О князь, я молю, да простит тебе бог
Измену твою пред отчизной!
Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,
Прости моего господина!
Слайд 29Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но слово мое все едино:
За
грозного, боже, царя я молюсь,
За нашу святую, великую Русь —
И твердо жду смерти желанной!”»
Так умер Шибанов, стремянный.
Слайд 30Роман «Князь Серебряный» (опубл. в 1862 г.)
Слайд 31Причины создания опричнины
Уже в ходе первого этапа Ливонской войны царь неоднократно
упрекал своих воевод в недостаточно решительных действиях. Он обнаружил, что «бояре» не признают его авторитет в военных вопросах».
В 1563 году царю изменяет один из воевод, командовавший русскими войсками в Ливонии, — князь Курбский, который выдаёт разведчиков царя в Ливонии и участвует в наступательных действиях поляков и литовцев.
Измена Курбского укрепляет Ивана Васильевича в мысли, что против него существует страшный боярский заговор, бояре не только желают прекращения войны, но и замышляют убить его.
В 1565 году создает опричнину.
Слайд 32Опричники
Опри́чник — человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии,
созданной в рамках политической реформы Ивана Грозного. Опричников называли «государевыми людьми» ». Опричники отрекались от своих семей и приносили царю клятву в верности, обещая, в частности, жить отдельно от «земских» людей.
Опричники одевались в чёрную одежду, подобную монашеской. Распространено мнение, что опричники имели особые знаки отличия, к их сёдлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла - чтобы выметать измену, и собачья голова – чтобы вынюхивать и выгрызать измену.
Слайд 33На все поступки опричников царь смотрел сквозь пальцы; при столкновении с
земским человеком опричник всегда выходил правым. Опричники скоро сделались бичом и предметом ненависти для боярства; все кровавые деяния второй половины царствования Грозного совершены при непременном и непосредственном участии опричников.
Слайд 34Последние произведения Толстого о прошлом посвящены домонгольскому периоду и выдержаны преимущественно
в бодром, мажорном тоне
«Змей Тугарин»
«Песня о Геральде и Ярославне»
«Гакон Слепой»
«Боривой»
«Три побоища»
«Канун»
«Роман Галицкий»
Слайд 35Стихи Толстой начал сочинять очень рано. Мастерством стиха Толстой дорожил всегда,
хотя критики иногда и упрекали его то за «плохую» (неточную) рифму, то за неудачный, слишком прозаический, на их взгляд, оборот речи. Между тем именно благодаря этим «недочетам» и создается впечатление импровизации, поэзия Толстого приобретает особую живость и задушевность.
Слайд 36 С публикацией своих стихов Толстой не спешил. Первая
крупная подборка его стихотворений появилась только в 1854 г на страницах некрасовского «Современника», а единственный прижизненный сборник вышел в 1867г. В него вошли многие теперь широко известные стихи
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Слайд 37Тема природы
основной жанр поэзии Толстого о природе?
основные лирические образы?
особенность, отличительная черта его стихотворений о природе?
Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа.
Слайд 38В природе Толстой видит не только неумирающую красоту и врачующую истерзанный
дух современного человека силу, но и образ многострадальной Родины.
Пейзажные стихотворения легко включают в себя раздумья о родной земле, о битвах за независимость страны, о единстве славянского мира. («Ой стоги, стоги»)
Ой стоги, стоги,
На лугу широком!
Вас не перечесть,
Не окинуть оком!
Ой стоги, стоги,
В зеленом болоте,
Стоя на часах,
Что вы стережете?
«Добрый человек,
Были мы цветами,-
Покосили нас
Острыми косами!
Раскидали нас
Посредине луга,
Раскидали врозь,
Дале друг от друга!
От лихих гостей
Нет нам обороны,
На главах у нас
Черные вороны!
На главах у нас,
Затмевая звезды,
Галок стая вьет
Поганые гнезда.
Слайд 39Основной жанр: пейзаж (включающий философские раздумья).
Что такое пейзаж?
Основные образы: весенний месяц май, образ многострадальной Родины, образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края.
Многие лирические стихотворения, в которых поэт воспевал природу, положены на музыку великими композиторами. Чайковский высоко ценил простые, но глубоко волнующие произведения поэта и считал их необыкновенно музыкальными.
Другой певец русской природы (XX век) Сергей Есенин так однажды высказался о Толстом: «Широкой он души человек. Какая-то богатырская удаль слышится во многих стихах его, кажется, что сам народ русский подсказывает ему и слова, и ритмы, и глубину чувств».
Слайд 40Тема любви занимала большое место в творчестве А. Толстого. В любви
Толстой видел основное начало жизни.
Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Через всю любовную лирику поэта проходит образ любящей духовно богатой женщины.
Основным жанром любовной лирики Толстого стали стихотворения романсового типа.
Что такое романс?
С1851 года все стихотворения были посвящены одной женщине Софье Андреевне Миллер, которая впоследствии стала его женой.
Слайд 41Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои
покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь -
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю.
И в грезах неведомых сплю..
Люблю ли тебя - я не знаю
Но кажется мне, что люблю!
1851
Слайд 42«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»
1. Как отразилась в стихотворении идейно-эстетическая концепция
красоты?
2. Докажите, что поэт считает природу, любовь и искусство проявлениями идеальной красоты мира.
3. Почему поэт видит несовершенство мира в разобщенности этих проявлений красоты?
4. Какой смысл приобретают в его стихотворении выражения «любить могу лишь на просторе», «глагола творческая сила», «любим мы любовью раздробленной»?
5. В чем смысл призыва поэта слиться «в одну любовь»?
Слайд 43Любовь для Толстого не тихое безмятежное чувство. Она приносит влюбленным не
только радости, но и горькие переживания, заставляя их тосковать в разлуке, мучиться от напрасной ревности.
Слайд 44Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть,
так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
Слайд 45Группа 1. «Острою секирой ранена береза…».
Группа 2. «Не ветер, вея с высоты…».
Группа 3. «Осень.
Осыпается весь наш бедный сад…».
Группа 4. «Смеркалось, жаркий день белел неуловимо…».
Минула страсть, и пыл ее тревожный
Уже не мучит сердца моего,
Но разлюбить тебя мне невозможно!
Всё, что не ты, - так суетно и ложно,
Всё, что не ты, - бесцветно и мертво.
(«Минула страсть, и пыл ее тревожный…»)
Слайд 46«То было раннею весной…» (написано поэтом незадолго до смерти, романс на
эти стихи).
В чем философский смысл понятия «любовь» в лирике Толстого?
Поэт придает понятию «любовь» божественный и созидающий смысл. Поэт любит свою возлюбленную идеальной, вселенской любовью, преодолевающей земное горе.
Его лирический герой презирает посредственное, земное и обращается к возвышенному и идеальному.
Слайд 47Сатирические и юмористические произведения.
Проникновенный лирик, А. К. Толстой одновременно был и
озорным юмористом, и ярким сатириком.
В чем разница между сатирой и юмором?
Юмор и сатира всегда были частью натуры А.К. Толстого. Веселые розыгрыши, шутки, проделки молодого Толстого и его двоюродных братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых были известны на весь Петербург. Особенно доставалось государственным чиновникам высшего ранга.
Слайд 48Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Любимыми сатирическими жанрами А.К.Толстого были:
пародии, послания, эпиграммы
Самым известным произведением данной тематики является сатирическое обозрение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868). В 83 четверостишиях изложена вся история России (1000 лет) с призвания варягов до правления Александра II. А.К. Толстой дает меткие характеристики русским князьям и царям, описывая их попытки улучшить жизнь на Руси. А заканчивается каждый период словами:
Земля наша богата
Порядка ж снова нет.
Слайд 49Чтение отрывка о правлении Петра I
Царь Петр любил порядок,
Почти как царь
Иван,
И так же был не сладок,
Порой бывал и пьян.
Он молвил: «Мне вас жалко,
Вы сгинете вконец;
Но у меня есть палка,
И я вам всем отец!..
Не далее как к святкам
Я вам порядок дам!»
И тотчас за порядком
Уехал в Амстердам.
Вернувшися оттуда,
Он гладко нас обрил,
А к святкам, так что чудо,
В голландцев нарядил.
Но это, впрочем, в шутку,
Петра я не виню:
Больному дать желудку
Полезно ревеню.
Хотя силён уж очень
Был, может быть, приём;
А все ж довольно прочен
Порядок стал при нём.
Но сон объял могильный
Петра во цвете лет,
Глядишь, земля обильна,
Порядка ж снова нет.
Слайд 50Вопросы и задания к стихотворению «Государь ты наш батюшка…»
1. Какой художественный смысл
в том, что песня якобы написана от лица народа?
2. Какую оценку дает Толстой характеру Петровских реформ?
3. Докажите, что песня Толстого — символическое выражение всяких преобразований в России.
4. В чем смысл диалога «батюшки» и «матушки»?
5. Подтвердите примерами авторскую иронию и горечь в разговоре России с царем Петром Алексеевичем.
6. Подтвердите примерами мысль поэта, что народ — стержень нации и хранитель ее духовных сокровищ. В чем выразилось глубокое сочувствие поэта народу?
7. За что поэт осуждает правление Россией царями-преобразователями?
Слайд 51Сатирические и юмористические про изведения поэта включают и забавные «Медицинские стихотворения»,
и шутливые «Мудрость жизни», «Надписи на стихотворениях Пушкина», и политические сатиры.
Резкость aвтора часто исключала возможность их публикации. «Сон Попова» и «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» распространялись в рукописи.
«Сон Попова» - забавная и озорная шутка. Но у этой шутки острый политический подтекст. Именно в этом произведении впервые в русской художественной литературе упоминается о знаменитом lll Отделении и eгo деяниях
Слайд 52 Позже Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова –
самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара. Толстой и братья Жемчужниковы составили биографию вымышленного горе-литератора , выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова.
Слайд 53От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и
афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. Многие верили, что такой писатель действительно существует.
Слайд 54Писатель Козьма Прутков - явление уникально в нашей литературе. Ни до,
ни после него не было случая, чтобы литературный псевдоним приобрёл такую самостоятельность, когда писатели, известные как литераторы под собственными именами, могли издавать под именем вымышленного лица. Это особое «собрание сочинений», снабжённое к тому же портретом и подробной биографией.
Слайд 55КОЗЬМА ПРУТКОВ (1801-1863)
В. М. Жемчужников, А. К. Толстой,
А. М. Жемчужников.
Слайд 56Афоризмы Козьмы Пруткова
Никому не объять необъятного.
Зри в корень!
Если у тебя есть
фонтан, заткни его: дай отдохнуть и фонтану.
Специалист подобен флюсу: его полнота одностороння.
Смерть для того и поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться.
Слайд 57Знаменитые афоризмы Козьмы Пруткова
* Лучше скажи мало, но хорошо.
* Гони
любовь хоть в дверь, она влетит в окно.
* Легче держать вожжи, чем бразды правления.
* Не всё стриги, что растет
* Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
* Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.
* Если хочешь быть счастливым, будь им.
Слайд 58 Политические сатиры Толстого были очень популярны. Поэт полемизировал с революционной демократией
(«Порой веселой мая...», «Против течению» и др.), критиковал исторические традиции, которые породили действующую систему.
Вопросы и задания к стихотворению «Против течения»
1. Какой идейно-эстетический конфликт лежит в основе стихотворения?
2. В чем его метафорический смысл?
3. Какими историческими примерами Толстой доказывает неистребимую веру в прекрасное?
4. Какова авторская концепция красоты? Как с ней соотносятся природа, любовь и искусство?
5. Почему поэт уверен, что победа за теми, кто идет «против течения»?
Вывод. В стихотворении отразилась идейно-эстетическая концепция Толстого о всемогущей силе красоты, в нем звучит отповедь обывателям, непротивленцам, исповедующим утилитарный подход к творчеству. Поэт уверен, что красота — это категория вечная и ее не могут поколебать веяния нового времени.
Слайд 59Обращаясь к сатире, автор меняет манеру общения со словом и фразой,
даже с ритмическим звучанием стихов.
Близость к фольклорным мотивам и резкость очертаний сатирических образов перекликаются с безымянными созданиями народных авторов.
Вот начало стихотворения «У приказных ворот собирался народ...»:
У приказных ворот собирался народ
густо,
говорит в простоте, что в eгo животе
Пусто!
«Дурачье, - сказал дьяк, - из вас должен быть всяк
В теле;
Еще в Думе вчера мы с трудом осетра
Съели! »
Слайд 60Толстой пишет не только по-русски. Он прекрасно владеет немецким и французским
языками. На французском им написаны прозаическое произведение «Семья вурдалака» и несколько стихотворений, на немецком - поэтические произведения, афоризмы.
Кроме того, Толстой переводит на русский язык Байрона, Шенье, Гете, Гейне, шотландских поэтов, а на немецкий – русских писателей.
В последнее десятилетие жизни пишет баллады («Роман Галицкий», 1870, «Илья Муромец», 1871 и др.), стихотворные сатиры («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», 1868, опубл. 1883; «Сон Попова», 1873, опубл. 1882), поэмы («Портрет», 1874, «Дракон», 1875), лирические стихи.
Слайд 61 28 сентября (10 октября) 1875 г. Толстой скончался
на 58-м году жизни в Красном Роге от передозировки морфия, который употреблял для облегчения страданий от астмы, грудной жабы и невралгии с тяжелыми головными болями. Похоронен он там же, вместе с ненадолго пережившей его Софьей Андреевной, в склепе у Успенской церкви.
Слайд 62 Музей-усадьба Алексея Толстого расположена в Красном Роге (ныне
Почепский район Брянской области). Здесь граф провёл детские годы, неоднократно возвращался в эти места в зрелом возрасте, здесь же и был похоронен.