Презентация, доклад по литературе А.И.Солженицын Крохотки (9класс)

Содержание

Регулятивные УУД: обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задачПознавательные УУД: строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой

Слайд 1А.И.Солженицын
«Крохотки»

А.И.Солженицын   «Крохотки»

Слайд 2Регулятивные УУД: обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных

и познавательных задач

Познавательные УУД: строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи

Коммуникативные УУД: играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы)

Личностные УУД: желание приобрести новые знания; положительное отношение к творчеству писателя, родине, природе.

Регулятивные УУД: обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задачПознавательные УУД: строить рассуждение

Слайд 3Только вернувшись в Росси, я оказался способен писать, там – не

мог…
А.Солженицын

Только вернувшись в Росси, я оказался способен писать, там – не мог…

Слайд 4Хочу найти такую Россию, такое место, где усталой душе был бы

приют..
А.Солженицын
Хочу найти такую Россию, такое место, где усталой душе был бы приют..

Слайд 5 
Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. В

1941-м окончил физмат Ростовского университета. В 1939-1941 гг. параллельно физмату учился на заочном отделении Московского института Истории-Философии-литературы.
Зимой 1941-42 гг. – в армии. Окончил курс артиллерийского училища. С ноября 1942-го по февраль 1945-го – на фронте, командир разведывательной артиллерийской батареи.
В 1945-м арестован на основании извлечений из переписки со школьным другом, главным образом за непочтительные высказывания о Сталине, а также за наброски рассказов и рассуждений.
Приговорен к 8 годам лагерей.
Срок отбывал сначала в исправительно-трудовых лагерях смешанного типа, в 1946 году, как математик был переведен в "шарашки" – систему научно-исследовательских институтов МВД—МГБ, где работали заключенные.
В 1950 г. был этапирован в особые лагеря для политических заключенных. В таком лагере в г. Экибастуз в Казахстане работал чернорабочим, каменщиком, литейщиком.
По окончании лагерного срока не был освобожден, направлен на "вечную ссылку" в Кок-Терек в Казахстане.
 Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. В 1941-м окончил физмат Ростовского университета. В

Слайд 6В 1964 году Александр Исаевич Солженицын был лишен советского гражданства и

покинул Россию. Долгие годы он вместе с семьей жил в Америке, но всегда ждал встречи с горячо любимой родиной.
В 1964 году Александр Исаевич Солженицын был лишен советского гражданства и покинул Россию. Долгие годы он вместе

Слайд 7Цикл – это объединение нескольких художественных произведений, каждое из которых имеет

самостоятельное значение, в единое целое жанровым, тематическим или содержательным замыслом; одним рассказчиком, исторической эпохой, местом действия.
Цикл – это объединение нескольких художественных произведений, каждое из которых имеет самостоятельное значение, в единое целое жанровым,

Слайд 8 «Крохотки»
Путевые очерки

Философские Стихотворение
размышления в прозе

Многие миниатюры А.И. Солженицына созвучны рассказам, очеркам и зарисовкам М.М. Пришвина из циклов «Лесная капель», «Лисичкин хлеб», «Незабудки», поэмы «Фацелия»; повести К.Г. Паустовского «Мещёрская сторона».

«Крохотки»Путевые очерки

Слайд 9-Вы прочли «Крохотки». Каково ваше впечатление о них? Каковы их темы?



Название «Крохотки» подчёркивает, что в малом отражается нечто большое.

— Что автор больше всего ценит?

-Вы прочли «Крохотки». Каково ваше впечатление о них? Каковы их темы? Название «Крохотки» подчёркивает, что в малом

Слайд 10Со свойственной ему сдержанностью Солженицын открывает свои заветные думы — о

свободе, о боли России, о радости жить и дышать, об освобождении от страха смерти, о красоте и творчестве. Нельзя не почувствовать, что какими-то кровными и интимными нитями его «крохотки» связаны с родной землей.
Со свойственной ему сдержанностью Солженицын открывает свои заветные думы — о свободе, о боли России, о радости

Слайд 11Первые «Крохотки» писались в 1958-1960 годах, когда А.И. Солженицын жил с

семьёй в Рязани и работал учителем в средней школе. В них отразились впечатления от велосипедных поездок по Средней России. Попытки напечатать их в журналах «Новый мир», «Семья и школа» оказались тщетными. Долгое время «Крохотки» ходили в самиздате. Первая публикация — в журнале «Грани», Франкфурт, 1964 год
Первые «Крохотки» писались в 1958-1960 годах, когда А.И. Солженицын жил с семьёй в Рязани и работал учителем

Слайд 12Рязань соответствовала представлению автора об истинной России. Недалеко от Рязани, в

селе Константинове, родился Сергей Есенин. Жить в Рязани и не побывать на Родине великого поэта Солженицын не мог. 20 июля 1960 года он был в селе Константинове. Свои впечатления о поездке он запечатлел в миниатюре «На родине Есенина»
Рязань соответствовала представлению автора об истинной России. Недалеко от Рязани, в селе Константинове, родился Сергей Есенин. Жить

Слайд 13НА РОДИНЕ ЕСЕНИНА
Четыре деревни одна за другой однообразно вытянуты вдоль улицы.

Пыль. Садов нет. Нет близко и леса. Хилые палисаднички. Кой-где грубо-яркие цветные наличники. Свинья зачуханная посреди улицы чешется о водопроводную колонку. Мерная вереница гусей разом обёртывается вслед промчавшейся велосипедной тени и шлёт ей дружный воинственный клич. Деятельные куры раскапывают улицу и зады, ища себе корму. На хилый курятник похожа и магазинная будка села Константинова. Селёдка. Всех сортов водка. Конфеты-подушечки слипшиеся, каких уже пятнадцать лет нигде не едят. Чёрных буханок булыги, увесистей вдвое, чем в городе, не ножу, а топору под стать.

В избе Есениных — убогие перегородки не до потолка, чуланчики, клетушки, даже комнатой не назовешь ни одну. В огороде — слепой сарайчик, да банька стояла прежде, сюда в темень забирался Сергей и складывал первые стихи. За пряслами — обыкновенное польце.
НА РОДИНЕ ЕСЕНИНА  Четыре деревни одна за другой однообразно вытянуты вдоль улицы. Пыль. Садов нет. Нет

Слайд 14Я иду по деревне этой, каких много и много, где и

сейчас все живущие заняты хлебом, наживой и честолюбием перед соседями, — и волнуюсь: небесный огонь опалил однажды эту окрестность, и ещё сегодня он обжигает мне щёки здесь. Я выхожу на окский косогор, смотрю вдаль и дивлюсь: неужели об этой далёкой тёмной полоске хворостовского леса можно было так загадочно сказать: На бору со звонами плачут глухари...? И об этих луговых петлях спокойной Оки: Скирды солнца в водах лонных…?
Я иду по деревне этой, каких много и много, где и сейчас все живущие заняты хлебом, наживой

Слайд 15Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в

это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясённый, нашёл столько для красоты — у печи, в хлеву, на гумне, за околицей, — красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?..

Талант в убогой российской деревне

-Что хотел донести до читателя писатель?

Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы

Слайд 16Утёнок
Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и

чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»
А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. Сейчас перед непогодой их домик – перевёрнутую корзину без дна – отнесли под навес, накрыли мешковиной. Все там, а этот затерялся. А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.И в чём тут держится душа? Не весит нисколько, глазки чёрные – как бусинки, ножки – воробьиные, чуть-чуть его сжать – и нет. А между тем – тёпленький. И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. И вот даже от братьев отличился характером.А мы – мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь, если все дружно возьмёмся, – за двадцать минут целый мир перепашем. Но никогда! – никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, – не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка…

Могущество человека и неповторимость, своеобразие любого живого существа

-Определите проблему крохотки?

УтёнокМаленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих

Слайд 17КОСТЁР И МУРАВЬИ
Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри

оно густо населено муравьями.
Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там...

Чувство родины у маленьких муравьёв

-Проблематика?

КОСТЁР И МУРАВЬИ Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.Затрещало бревно,

Слайд 18А.И. Солженицын же в своей миниатюре «Костёр и муравьи» показывает не

только инстинкты, не только разум этих крошечных насекомых, но и приписывает муравьям высокие человеческие чувства и качества характера: отвагу, бесстрашие, огромную силу воли, непомерную любовь к родине.
А.И. Солженицын же в своей миниатюре «Костёр и муравьи» показывает не только инстинкты, не только разум этих

Слайд 19Редкая возможность несвободного человека подышать свежим воздухом
Дыхание
Я стою под яблоней отцветающей

– и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя – и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми лёгкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми – не знаю, как лучше.Вот, пожалуй, та воля – та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоённого цветением, сыростью…

-Какая проблема поднимается в миниатюре?

Редкая возможность несвободного человека подышать свежим воздухомДыханиеЯ стою под яблоней отцветающей – и дышу. Не одна яблоня,

Слайд 20— А что может объединить людей, создать умиротворение в душах?
Автор отвечает

на этот вопрос в «крохотке» «Путешествуя вдоль Оки»: «Пройдя просёлками Средней России» начинаешь пони мать, в чём ключ умиротворяющего русского пейзажа. Он в церквах … И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли — вечности».

Фильм «Звоны Руси колокольные»

— А что может объединить людей, создать умиротворение в душах?Автор отвечает на этот вопрос в «крохотке» «Путешествуя

Слайд 21В «Молитве», завершающей философский цикл «Крохотки», автор предстаёт перед нами высоко

духовной личностью, человеком, способным с достоинством идти по суровой жизненной дороге, имеющим чуткое сердце и верящим в добро и истину.

МОЛИТВА

Как легко мне жить с Тобой, Господи! Как легко мне верить в Тебя! Когда расступается в недоумении или сникает ум мой, когда умнейшие люди не видят дальше сегодняшнего вечера и не знают, что надо делать завтра.
Ты снисылаешь мне ясную уверенность,что Ты есть и что Ты позаботишься, чтобы не все пути добра были закрыты.
На хребте славы земной я с удивлением оглядываюсь на тот путь через безнадёжность — сюда, откуда и я смог послать человечеству отблеск лучей Твоих.
И сколько надо будет, чтобы я их ещё отразил, — Ты дашь мне.
А сколько не успею — значит, Ты определил это другим.

-Каким предстает перед нами автор в заключительной миниатюре цикла?

В «Молитве», завершающей философский цикл «Крохотки», автор предстаёт перед нами высоко духовной личностью, человеком, способным с достоинством

Слайд 22— Какие же чувства вызывает у А.И. Солженицына Родина?
Преклонение перед красотой,

любовь и горечь, боль. Любовь и боль (как у Есенина — плач) — вот два главных чувства, передающие отношение А.И. Солженицына к Родине. А между ними — целая гамма чувств и переживаний: недоумение, восхищение, преклонение, любовь, сожаление, растерянность, негодование, тоска, обида, боль …
— Какие же чувства вызывает у А.И. Солженицына Родина?Преклонение перед красотой, любовь и горечь, боль. Любовь и

Слайд 23— О чём заставили вас задуматься «крохотки» А.И. Солженицына?
В «Крохотках» единицей

измерения времени становятся минуты, мгновения. Но эти мгновения заставляются задуматься о жизни, о предназначении человека, о мире природы, о человеческом обществе; о том, что мы живём на прекрасной земле, и эта земля — наша Родина
— О чём заставили вас задуматься «крохотки» А.И. Солженицына?В «Крохотках» единицей измерения времени становятся минуты, мгновения. Но

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть