Слайд 2Баллада
– это лиро-эпический жанр литературы, повествовательная песня с драматическим развитием сюжета,
основой которого являются необычный случай.
В основе баллады - необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимоотношений человека и общества, людей между собой, важнейшие черты человека.
Слайд 3В 1813 г. поэт перевел с немецкого балладу Шиллера, в основу
которой лег архаический сюжет о возмездии за убийство, наступающем при содействии персонажей из мира природы — растений, животных, птиц.
Слайд 4Ивик
НАЙДИТЕ ОПИСАНИЕ
Талантливый поэт Ивик, направлявшийся на Истмийские игры, призывает стаю
журавлей быть «добрым знамением», живым талисманом.
Слайд 5Что произошло с юношей?
В лесной глуши путник встречает убийц. Умирая,
Ивик завещает журавлям быть свидетелями преступления.
Слайд 8Жители могли ли найти убийцу?
Жители страны поражены трагической гибелью известного поэта,
они жаждут мщения, но понимают, что найти злодеев будет трудно.
Слайд 9Капище
Ка́пище (святилище, устар. идолище, жрище, поганище, кумирня) — культовое место,
на котором устанавливались идолы языческих богов
Злодей сокрыт в сей самый час
И хладно внемлет скорби глас;
Иль в капище , склонив колени,
Жжет ладан гнусною рукой;
Слайд 10Возможно, убийцы находятся среди зрителей спортивных и музыкально-поэтических состязаний — на
собрании, в храме или на ступеньках амфитеатра.
Слайд 11ХОР ЭРИНИЙ
Центральная сцена баллады — выступление хора эриний, богинь-мстительниц. Реминисценции,
связанные с этим эпизодом, восходят к древнегреческому наследию, среди которого выделяются трагедии Эсхила и Сенеки.
В версии Жуковского «страшный хор» предстает более зловещим, чем в немецком источнике.
«Поникшие главы», бледные «мертвые» лица, в которых «крови нет», запавшие глаза — актеры мастерски входят в образ.
Слайд 12Ланиты
Ланиты-щеки
И в их ланитах крови нет;
Их мертвы лица,очи впалы;
И свитые
меж их власов
Эхидны движут с свистом жалы,
Являя страшный ряд зубов.
Слайд 13Коцит
Река в аиде, приток Стикса.
Ваш стон, ваш плач-веселье нам;
Терзать
вас будем до Коцита,
Но не покинем вас и там.
Слайд 14Реминисце́нция (лат. reminiscentia «воспоминание») — элемент художественной системы, заключающийся в использовании
общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же (или близкую) тему.
Слайд 15Описание внешнего облика труппы завершается фантастической деталью: в волосах героев вьются
змеи, показывая раздвоенные языки и «страшный ряд зубов».
Слайд 16Громкое пение сопровождается «тишиной глубокой», которая достигает кульминации в конце выступления:
безмолвие зрителей сравнивается с молчанием «над могилой».
Оцепенение и страх, порожденные хором эриний, вызывают размышления о божественной природе возмездия, которая скрыта от человеческого разума, но ощущается сердцем.
Слайд 17выступление хора.
Не менее ужасающим выглядит выступление хора. Оно «вонзает боязнь» в
души зрителей, а преступникам в «диком» пении слышится неотвратимая «казнь». Тема музыкального произведения также посвящена возмездию: неизбежное отмщение несет горе убийцам и «веселье» «ужасным созданьям тьмы».
Слайд 18В полной тишине раздается испуганный голос одного из злодеев. Впечатленный пением,
он выдает себя, лишь заслышав отдаленные журавлиные крики. Появление стаи птиц предваряет сцену суда и вынесения смертного приговора.
Слайд 19ЭВМЕНИДЫ
ЭВМЕНИДЫ — греческие богини мести Тизифона, Алекто и Мегера.
То Эвминид
ужасных суд ;
Отмщенье за певца готово;
Слайд 20Что повлияло на разоблачение преступника?
музыка и художественное слово.
Слайд 21Вывод
Воздействие музыки и художественного слова на человеческие души столь велико,
что способствует саморазоблачению преступников.
Жуковский развивает оригинальный
мотив силы истинного искусства.
Слайд 22Дома
«Эолова арфа» В. А. Жуковского-читать.