Презентация, доклад по литературе 9 класс

Содержание

«Пир во время чумы» (1830) Болдино

Слайд 1И ещё несколько важных слов о Пушкине, Лермонтове, Гоголе…
«Маленькие трагедии», «Пиковая

дама»,
«Маскарад», «Демон»,
«Нос», «Выбранные места из переписки с друзьями»
И ещё несколько важных слов о Пушкине, Лермонтове, Гоголе…«Маленькие трагедии», «Пиковая дама», «Маскарад», «Демон», «Нос», «Выбранные места

Слайд 2«Пир во время чумы» (1830) Болдино

«Пир во время чумы» (1830) Болдино

Слайд 3Сравните:
Ф.И. Тютчев «Два голоса»
Мужайтесь, о други, боритесь прилежно, Хоть бой и

неравен, борьба безнадежна! Над вами светила молчат в вышине, Под вами могилы – молчат и оне.
Пусть в горнем Олимпе блаженствуют боги: Бессмертье их чуждо труда и тревоги; Тревога и труд лишь для смертных сердец... Для них нет победы, для них есть конец.
Мужайтесь, боритесь, о храбрые други, Как бой ни жесток, ни упорна борьба! Над вами безмолвные звездные круги, Под вами немые, глухие гроба.
Пускай Олимпийцы завистливым оком Глядят на борьбу непреклонных сердец. Кто, ратуя, пал, побежденный лишь Роком, Тот вырвал из рук их победный венец.

Песня председателя. «Пир во время чумы»

Когда могущая Зима, Как бодрый вождь, ведет сама На нас косматые дружины Своих морозов и снегов, Навстречу ей трещат камины, И весел зимний жар пиров. Царица грозная, Чума Теперь идет на нас сама И льстится жатвою богатой; И к нам в окошко день и ночь Стучит могильною лопатой.... Что делать нам? и чем помочь? Как от проказницы Зимы, Запремся также от Чумы! Зажжем огни, нальем бокалы, Утопим весело умы И, заварив пиры да балы, Восславим царствие Чумы. Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И в разъяренном океане, Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении Чумы. Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья — Бессмертья, может быть, залог! И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог. Итак, — хвала тебе, Чума, Нам не страшна могилы тьма, Нас не смутит твое призванье! Бокалы пеним дружно мы И девы-розы пьем дыханье, — Быть может... полное Чумы!

Сравните:Ф.И. Тютчев «Два голоса» Мужайтесь, о други, боритесь прилежно, Хоть бой и неравен, борьба безнадежна! Над вами

Слайд 4Главный урок:
Пушкинское понимание САМОСТОЯНЬЯ человека…
Пушкин не лишает героев своей пьесы свободы

выбора, НО свобода выбора – это дарованное человеку ПРАВО, НЕ снимающее с него обязанности ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ.
Главный урок:Пушкинское понимание САМОСТОЯНЬЯ человека…Пушкин не лишает героев своей пьесы свободы выбора, НО свобода выбора – это

Слайд 5Проблема счастья

Проблема счастья

Слайд 6Германн
«Лизавета Ивановна каждый день получала от него письма, то тем, то

другим образом. Они уже не были переведены с немецкого. Германн их писал, вдохновенный страстию.»
Германн«Лизавета Ивановна каждый день получала от него письма, то тем, то другим образом. Они уже не были

Слайд 7Граф де Сен-Жермен, знаменитый алхимик Гравюра работы Н. Тома Дата рождения: неизвестна

Дата смерти: 27 февраля 1784

Граф Сен-Жермен ок. 1696 — 27 февраля 1784[ — авантюрист эпохи Просвещения, дипломат, путешественник, алхимик и оккультист. Происхождение графа Сен-Жермена, его настоящее имя и дата рождения неизвестны. Владел почти всеми европейскими языками, а также арабским и древнееврейским. Обладал обширными познаниями в области истории и химии. Занимался «улучшением» бриллиантов, алхимическим получением золота. Выполнял дипломатические миссии, пользуясь одно время доверием короля Людовика XV. Чаще всего именовал себя графом Сен-Жерменом, хотя и представлялся иногда под другими именами. С именем графа Сен-Жермена было связано множество вымыслов и легенд, во многом из-за которых он остался одной из самых загадочных фигур в истории Франции XVIII века.

Граф де Сен-Жермен, знаменитый алхимик Гравюра работы Н. Тома Дата рождения: неизвестна  Дата смерти: 27 февраля 1784

Слайд 8Средства определяют цель!
Все, что случилось с Германном не случайность, а роковая

закономерность. Германн, как ему кажется ведет верную игру («…ресчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты…»), но ставка в этой игре - не деньги, а жизнь человеческая («Ни слезы бедной девушкиЮ ни удивительная прелесть ее горести не тревожили суровой души его. Он не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе»).

«С нею был коротко знаком человек очень замечательный. Вы слышали о графе Сен-Жермене, о котором рассказывают так много чудесного. Вы знаете, что он выдавал себя за вечного жида, за изобретателя жизненного эликсира и философского камня, и прочая. Над ним смеялись, как над шарлатаном, а Казанова в своих Записках говорит, что он был шпион, впрочем Сен-Жермен, не смотря на свою таинственность, имел очень почтенную наружность, и был в обществе человек очень любезный. Бабушка до сих пор любит его без памяти, и сердится, если говорят об нем с неуважением. Бабушка знала, что Сен-Жермен мог располагать большими деньгами. Она решилась к нему прибегнуть. (…) Сен-Жермен задумался. — „Я могу вам услужить этой суммою“, сказал он, „но знаю, что вы не будете спокойны, пока со мною не расплатитесь, а я бы не желал вводить вас в новые хлопоты. Есть другое средство: вы можете отыграться“. — „Но, любезный граф“, отвечала бабушка, „я говорю вам, что у нас денег вовсе нет“. — „Деньги тут не нужны“, возразил Сен-Жермен: „извольте меня выслушать“. Тут он открыл ей тайну, за которую всякой из нас дорого бы дал…»
Александр Пушкин, «Пиковая дама».

Средства определяют цель!Все, что случилось с Германном не случайность, а роковая закономерность. Германн, как ему кажется ведет

Слайд 9М.Ю. Лермонтов «Демон» (1829 – 1839)
Классификация демонов: Гении — демоны-хранители, приставленные к

человеку, предмету или местности. Сюда могут быть отнесены различные персонажи фольклора вроде леших, водяных, домовых, домашних духов, ведьм (фамилиары), нимф и дриад, хранители дворцов древних культур вроде шеду, и хранители самого человека вроде ангела-хранителя.
Непривязанные к конкретному месту духи, вроде стихийных духов: гномов, эльфов, русалок, сатиров и т. п.
Архонты — демоны, выступающие в роли персонификации сил природы и космоса, которые поддерживают неизменным порядок естественных вещей или служат бессмертными прототипами для всех существ на земле (что роднит их с понятием архетипа и идей в философии). К такого рода существам могут быть отнесены деканы из герметических сочинений.

М.Ю. Лермонтов «Демон»  (1829 – 1839)Классификация демонов: Гении — демоны-хранители, приставленные к человеку, предмету или местности. Сюда

Слайд 10Проблема демонизма
Демонизм — явление литературной сюжетики, построенное на функциональном перемещении традиционных (в

частности, установленных богословской традицией) отрицательных и положительных характеров и введении отрицательного характера в качестве героя.
Для демонизма типично не столько абсолютное приятие зла, сколько раскрытие положительных черт во внешне отрицательном образе. Черты из которых слагается облик демонического героя это — неприятие мира и мирового порядка («Мировая скорбь»), пессимистическая переоценка этических и религиозных норм, одинокий бунт против существующих социальных отношений во имя неограниченной свободы личности. Это приводит к «тяготеющим на его душе» тайным преступлениям, несмотря на присущую демоническому герою любовь к «страждущему человечеству».

Проблема демонизмаДемонизм — явление литературной сюжетики, построенное на функциональном перемещении традиционных (в частности, установленных богословской традицией) отрицательных и

Слайд 11«И проклял Демон побеждённый мечты безумные свои, и вновь остался он,

надменный, Один, как прежде во вселенной без упованья и любви.» (Лермонтов)

Де́мон (др.-греч. «божество») — в мифологии собирательное название сверхъестественных существ, полубогов или духов, занимающих промежуточное состояние между людьми и богами. В ранних источниках различие между терминами «демон» и «бог» прослеживается не всегда, так же как не прослеживается связь демонов исключительно с силами зла или добра. Демоны могли иметь любую природу, в том числе и смешанную, то есть могли в равной степени творить как зло, так и добро. В христианской традиции, как и в иудаизме, произошла дальнейшая эволюция термина, после которой демонами стали именоваться все сверхъестественные существа и боги, принадлежащие языческой традиции и противящиеся единому Богу. К этой же категории были отнесены все зловредные духи. Духи, не отпавшие от Бога, называются ангелами. Отсюда же происходит христианское представление о демонах, как о падших ангелах, утративших благосклонность Господа.

Демон Лермонтова, изгнанный Богом, устал от зла, которое не доставляет ему наслаждения, он одинок и истомлен своим одиночеством. В Демоне живет неудовлетворенность не только миром, но и самим собой, страстная жажда любви, добра, красоты.

«И проклял Демон побеждённый мечты безумные свои, и вновь остался он, надменный, Один, как прежде во вселенной

Слайд 12Главный урок:
Вопрос о праве человека на познание и на бунт против

мирового порядка и вопрос о нравственной цене, которую человек имеет и не имеет право платить за свою свободу.
Это поэма – предупреждение человеку о демонической опасности, о близости той силы, которая сторожит человека. (В.Н. Касаткина)
Главный урок:Вопрос о праве человека на познание и на бунт против мирового порядка и вопрос о нравственной

Слайд 13Драма «Маскарад» (1836)
Написана разностопным ямбом, как «Горе от ума»
Арбенин – герой

своего времени – «глупость и коварство, вот все, на чем вертится свет!» «повсюду зло – везде обман…» любовь – маскарад.
Как и «Пиковая дама» Пушкина, драма начинается сценой карточной игры…
Для Арбенина существует либо абсолютное зло, либо абсолютное добро, как для Демона…

Трагедия человеческого общества, устроенного так, что настоящее, деятельное стремление к добру, насыщенное мыслью и волей, неизбежно должно принять форму зла…

Драма «Маскарад» (1836)Написана разностопным ямбом, как «Горе от ума»Арбенин – герой своего времени – «глупость и коварство,

Слайд 14«Нос» (1836)
Чин стал важнее человека. Человека вообще в этом мире нет,

он исчез растворился в иерархии чинов. Это нелепее и несуразнее того, как нос носит мундир, ездит в карете, молится в Казанском соборе.
«Нос» (1836)Чин стал важнее человека. Человека вообще в этом мире нет, он исчез растворился в иерархии чинов.

Слайд 15Данте «Божественная комедия» построена чрезвычайно симметрично. Она распадается на три части:

первая часть («Ад») состоит из 34 песен, вторая («Чистилище») и третья («Рай») — по 33 песни. Первая часть состоит из двух вступительных песен и 32, описывающих ад, так как в не может быть гармонии. (с 1307 по 1321 гг.)
Данте «Божественная комедия» построена чрезвычайно симметрично. Она распадается на три части: первая часть («Ад») состоит из 34

Слайд 18«Мертвые души» (1842)
Гоголь предполагал создать произведение, состоящее из трех частей, по

образу и подобию «Божественной комедии». Путешествие души как восхождение от порока к совершенству. «Ад» – первый том. А в финале почему-то звучит гимн России, «птице-тройке». «Это пока ещё тайна, - писал Гоголь, - которая должна была вдруг…, к изумлению всех…раскрыться в последующих томах…это тайна, и ключ от неё покамест в душе у одного только автора».
«Мертвые души» (1842)Гоголь предполагал создать произведение, состоящее из трех частей, по образу и подобию «Божественной комедии». Путешествие

Слайд 19«Выбранные места из переписки с друзьями» (1847)
Современное состояние русского общества –

причина написания книги.
Великое дело объединения славянистов, европеитстов, староверов, нововеров, восточников и западников.
Главная тема – тема России, духовные начала русского национального характера.
Кончилась пушкинская эпоха: Гоголь повернул всю русскую литературу от эстетики к религии.

Белинский: «Поэтому вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме. А в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди, не молитвы, а пробуждение в народе чувства собственного достоинства…право и законы…и строгое по возможности их исполнение».
Гоголь: Вы говорите, что спасение России в европейской цивилизации. Но какое это беспредельное и безграничное слово…Тут и фаланстерьен, и красный, и всякий, и все друг друга готовы съесть, и всё носит такие разрушающие, такие уничтожающие начала, что уже даже трепещет в Европе всякая мыслящая голова и спрашивает невольно, где ваша цивилизация».
*Фаланстеры, по социалистической системе Фурье, общие жилища и рабочие мастерские для фаланги, то есть для 400 семейств.

«Выбранные места из переписки с друзьями» (1847)Современное состояние русского общества – причина написания книги.Великое дело объединения славянистов,

Слайд 20«Вечные» образы, «сквозные» темы в русской литературе.
Достоевский: «Дон Кихот» - произведение,

которое человечество представит Богу в своё оправдание, когда придет конец света».
А.И. Герцен: «Характер Гамлета до такой степени общечеловеческий, особенно в эпоху сомнений и раздумья, в эпоху сознания каких-то чёрных дел, совершившихся возле них, каких-то измен великому в пользу ничтожного и пошлого»

Тема героя своего времени.
Образ «лишнего человека»: Онегин, Печорин, Бельтов («Кто виноват?» А.И. Герцен), Рудин («Рудин» И.С. Тургенев), Обломов («Обломов» И.А. Гончаров).
Образ дороги, тема пути. («Одиссея» Гомер, Евангелия, жития святых и хождения, Слово о полку Игореве, Онегин, Печорин…)
Тема «униженных и оскорбленных». Образ «маленького человека. (Самсон Вырин, Евгений («Медный всадник»), Акакий Акакиевич Башмачкин («Шинель»), копитан Копейкин («Мертвые души»), Макар Девушкин («Бедные люди» Достоевский)
Гамлет и Дон Кихот: «вечные образы».

«Вечные» образы, «сквозные» темы в русской литературе.Достоевский: «Дон Кихот» - произведение, которое человечество представит Богу в своё

Слайд 21ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА первой половины 19 века
Немецкий романтизм
Джордж Ноэл Гордон Байрон

(1788 – 1824) «Паломничество Чайльд Гарольда»
Иоганн Вольфганг Гёте (1749 – 1832) «Фауст»
Адельберт Шамиссо (1781 – 1838), Генрих Гейне (1797 – 1856)
Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822) «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», «Житейские воззрения кота Мурра», «Повелитель блох»
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА первой половины 19 векаНемецкий романтизм Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788 – 1824) «Паломничество Чайльд Гарольда»Иоганн

Слайд 22Французский романтизм
Виктор Гюго (1802 – 1885) «Кромвель», «Собор парижской Богоматери»
Анри Мари

Бейль (Стендаль) (1783 – 1842) «Красное и чёрное», «Пармская обитель»
Французский романтизмВиктор Гюго (1802 – 1885) «Кромвель», «Собор парижской Богоматери»Анри Мари Бейль (Стендаль) (1783 – 1842) «Красное

Слайд 23Художественные открытия русской литературы второй половины 19 века
Эпоха русского романа.
1855 –

Тургенев «Рудин»
1858 – Тургенев «Дворянское гнездо»
1859 – Гончаров «Обломов», Тургенев «Накануне»
1861 – Достоевский «Униженные и оскорблённые»
1862 – Тургенев «Отцы и дети»
1865 – Лесков «Некуда»
1866 – Достоевский «Преступление и наказание»
1867 – Тургенев «Дым»
1868 – Гончаров «Обрыв»
1869 – Достоевский «Идиот», Толстой «Война и мир»
1871 – Достоевский «Бесы»
1872 – Лесков «Соборяне»
1875 – Достоевский «Подросток»
1877 – Тургенев «Новь», Толстой «Анна Каренина»
1880 – Достоевский «Братья Карамазовы»
Художественные открытия русской литературы второй половины 19 векаЭпоха русского романа.1855 – Тургенев «Рудин»1858 – Тургенев «Дворянское гнездо»1859

Слайд 24Русский роман
У героев Диккенса «цель всех стремлений – миловидный коттедж на

лоне природы с весёлой толпой детей»; у героев Бальзака – «замок с титулом пэра и миллионами». Люди в Европе «хотят быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? Никто. Ни один. Они нигде не хотят остановиться, даже в счастье. Они всегда стремятся дальше…» (Стефан Цвейг)

Проблема героя, ищущего пути обновления жизни.
Нарушение жанрового канона: психологизм, поэма, роман в стихах.
Изменилась система жизненных ценностей. Нигилизм. Разрушение идеалов крестьянского общинного мира.
Потеря смысла жизни. В России «ответственной» за смысл жизни была литература.
Показать изменяющегося человека в изменяющемся мире.
Идеи-страсти, полифония, многоголосие правд, диалектика души.

Русский романУ героев Диккенса «цель всех стремлений – миловидный коттедж на лоне природы с весёлой толпой детей»;

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть