Песня председателя. «Пир во время чумы»
Когда могущая Зима, Как бодрый вождь, ведет сама На нас косматые дружины Своих морозов и снегов, Навстречу ей трещат камины, И весел зимний жар пиров. Царица грозная, Чума Теперь идет на нас сама И льстится жатвою богатой; И к нам в окошко день и ночь Стучит могильною лопатой.... Что делать нам? и чем помочь? Как от проказницы Зимы, Запремся также от Чумы!
Зажжем огни, нальем бокалы, Утопим весело умы И, заварив пиры да балы, Восславим царствие Чумы. Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И в разъяренном океане, Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении Чумы. Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья — Бессмертья, может быть, залог! И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог. Итак, — хвала тебе, Чума, Нам не страшна могилы тьма, Нас не смутит твое призванье! Бокалы пеним дружно мы И девы-розы пьем дыханье, — Быть может... полное Чумы!
Граф Сен-Жермен ок. 1696 — 27 февраля 1784[ — авантюрист эпохи Просвещения, дипломат, путешественник, алхимик и оккультист. Происхождение графа Сен-Жермена, его настоящее имя и дата рождения неизвестны. Владел почти всеми европейскими языками, а также арабским и древнееврейским. Обладал обширными познаниями в области истории и химии. Занимался «улучшением» бриллиантов, алхимическим получением золота. Выполнял дипломатические миссии, пользуясь одно время доверием короля Людовика XV. Чаще всего именовал себя графом Сен-Жерменом, хотя и представлялся иногда под другими именами. С именем графа Сен-Жермена было связано множество вымыслов и легенд, во многом из-за которых он остался одной из самых загадочных фигур в истории Франции XVIII века.
«С нею был коротко знаком человек очень замечательный. Вы слышали о графе Сен-Жермене, о котором рассказывают так много чудесного. Вы знаете, что он выдавал себя за вечного жида, за изобретателя жизненного эликсира и философского камня, и прочая. Над ним смеялись, как над шарлатаном, а Казанова в своих Записках говорит, что он был шпион, впрочем Сен-Жермен, не смотря на свою таинственность, имел очень почтенную наружность, и был в обществе человек очень любезный. Бабушка до сих пор любит его без памяти, и сердится, если говорят об нем с неуважением. Бабушка знала, что Сен-Жермен мог располагать большими деньгами. Она решилась к нему прибегнуть. (…) Сен-Жермен задумался. — „Я могу вам услужить этой суммою“, сказал он, „но знаю, что вы не будете спокойны, пока со мною не расплатитесь, а я бы не желал вводить вас в новые хлопоты. Есть другое средство: вы можете отыграться“.
— „Но, любезный граф“, отвечала бабушка, „я говорю вам, что у нас денег вовсе нет“. — „Деньги тут не нужны“, возразил Сен-Жермен: „извольте меня выслушать“. Тут он открыл ей тайну, за которую всякой из нас дорого бы дал…»
Александр Пушкин, «Пиковая дама».
Де́мон (др.-греч. «божество») — в мифологии собирательное название сверхъестественных существ, полубогов или духов, занимающих промежуточное состояние между людьми и богами. В ранних источниках различие между терминами «демон» и «бог» прослеживается не всегда, так же как не прослеживается связь демонов исключительно с силами зла или добра. Демоны могли иметь любую природу, в том числе и смешанную, то есть могли в равной степени творить как зло, так и добро. В христианской традиции, как и в иудаизме, произошла дальнейшая эволюция термина, после которой демонами стали именоваться все сверхъестественные существа и боги, принадлежащие языческой традиции и противящиеся единому Богу. К этой же категории были отнесены все зловредные духи. Духи, не отпавшие от Бога, называются ангелами. Отсюда же происходит христианское представление о демонах, как о падших ангелах, утративших благосклонность Господа.
Демон Лермонтова, изгнанный Богом, устал от зла, которое не доставляет ему наслаждения, он одинок и истомлен своим одиночеством. В Демоне живет неудовлетворенность не только миром, но и самим собой, страстная жажда любви, добра, красоты.
Трагедия человеческого общества, устроенного так, что настоящее, деятельное стремление к добру, насыщенное мыслью и волей, неизбежно должно принять форму зла…
Белинский: «Поэтому вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме. А в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди, не молитвы, а пробуждение в народе чувства собственного достоинства…право и законы…и строгое по возможности их исполнение».
Гоголь: Вы говорите, что спасение России в европейской цивилизации. Но какое это беспредельное и безграничное слово…Тут и фаланстерьен, и красный, и всякий, и все друг друга готовы съесть, и всё носит такие разрушающие, такие уничтожающие начала, что уже даже трепещет в Европе всякая мыслящая голова и спрашивает невольно, где ваша цивилизация».
*Фаланстеры, по социалистической системе Фурье, общие жилища и рабочие мастерские для фаланги, то есть для 400 семейств.
Тема героя своего времени.
Образ «лишнего человека»: Онегин, Печорин, Бельтов («Кто виноват?» А.И. Герцен), Рудин («Рудин» И.С. Тургенев), Обломов («Обломов» И.А. Гончаров).
Образ дороги, тема пути. («Одиссея» Гомер, Евангелия, жития святых и хождения, Слово о полку Игореве, Онегин, Печорин…)
Тема «униженных и оскорбленных». Образ «маленького человека. (Самсон Вырин, Евгений («Медный всадник»), Акакий Акакиевич Башмачкин («Шинель»), копитан Копейкин («Мертвые души»), Макар Девушкин («Бедные люди» Достоевский)
Гамлет и Дон Кихот: «вечные образы».
Проблема героя, ищущего пути обновления жизни.
Нарушение жанрового канона: психологизм, поэма, роман в стихах.
Изменилась система жизненных ценностей. Нигилизм. Разрушение идеалов крестьянского общинного мира.
Потеря смысла жизни. В России «ответственной» за смысл жизни была литература.
Показать изменяющегося человека в изменяющемся мире.
Идеи-страсти, полифония, многоголосие правд, диалектика души.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть