Презентация, доклад по литературе, 9 класс.

Содержание

Содержание:БиографияМертвые души Дорога…Первый томЧичиков и его слугиЖители города Жители города NЖители города N и его окрестностей Книга Второй томКритикаРоссия Гоголя

Слайд 1“РОССИЯ Н.В.ГОГОЛЯ”

“РОССИЯ Н.В.ГОГОЛЯ”

Слайд 2Содержание:
Биография
Мертвые души
Дорога…
Первый том
Чичиков и его слуги
Жители города Жители города NЖители

города N и его окрестностей
Книга
Второй том
Критика
Россия Гоголя
Содержание:БиографияМертвые души Дорога…Первый томЧичиков и его слугиЖители города Жители города NЖители города N и его окрестностей Книга

Слайд 3Николай Васильевич Гоголь — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, широко признанный

один из классиков русской литературы.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Сорочинцах близ реки Псёл, на границе Полтавского и Миргородского уездов (Полтавская губерния). Николаем его назвали в честь чудотворной иконы Святого Николая.

Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777—1825), умер, когда сыну было 15 лет. Полагают, что сценическая деятельность отца, который был замечательным рассказчиком и писал пьесы для домашнего театра на украинском языке, определила интересы будущего писателя — у Гоголя рано проявился интерес к театру.
Мать Гоголя Мария Ивановна (1791—1868), рожд. Косяровская, была выдана замуж в возрасте четырнадцати лет в 1805 году. По отзывам современников, она была исключительно хороша собой. Жених был вдвое старше её. Помимо Николая в семье было ещё одиннадцать детей. Всего было шесть мальчиков и шесть девочек. Первые два мальчика родились мёртвыми. Гоголь был третьим ребёнком.

Биография


Николай Васильевич Гоголь — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, широко признанный один из классиков русской литературы.Николай Васильевич

Слайд 4В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование:

скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Его письма домой того времени смешаны из этого разочарования и туманного упования на лучшее будущее. В запасе у него было много характера и практической предприимчивости: он пробовал поступить на сцену, стать чиновником, отдаться литературе.

К началу тридцатых годов относятся замыслы некоторых произведений Гоголя, таких как знаменитая «Шинель», «Коляска», может быть, «Портрет» в его переделанной редакции; эти произведения явились в «Современнике» Пушкина (1836) и Плетнёва (1842) и в первом собрании сочинений (1842); к более позднему пребыванию в Италии относится «Рим» в «Москвитянине» Погодина (1842).
К 1834 году относят первый замысел «Ревизора». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая, наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы.


В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе

Слайд 5“МЕРТВЫЕ ДУШИ”
Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным предположительно в

сентябре 1831 года. Сведения об этом восходят к «Авторской исповеди», написанной в 1847 году и опубликованной посмертно в 1855 году, и подтверждаются надёжными, хотя и косвенными, свидетельствами.

Известно, что Гоголь взял у него мысль «Ревизора» и «Мёртвых душ», но менее известно, что Пушкин не совсем охотно уступил ему своё достояние.
— П. В. Анненков.

Первоначально Гоголь задумал «предлинный роман» в комическом ключе: он,
по его словам , хотел изобразить «всю Русь»,но с одного боку. Однако с
началом работы за границей над «Мертвыми душами» замысел
претерпел очень существенные изменения.

    Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь Чичикова сначала в "аду" - I том , затем "в чистилище" - II том и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни.


“МЕРТВЫЕ ДУШИ”Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным предположительно в сентябре 1831 года. Сведения об этом восходят

Слайд 6Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Гоголь

показывает их в порядке возрастающей моральной деградации .К галерее помещиков, которые являются по существу "мертвыми душами", примыкают и губернские чиновники.      Сквозь всю поэму пронесен образ- символ- дорога. Дорога предстает в своем прямом , реальном значении, это проселки по которым колесит бричка Чичикова. На мой взгляд, бричка это ни что иное, как вся Русь, ей достаются ухабы, пыль, грязь. Огромны пространства России, здесь не сложно и заблудиться.       Путешествием Чичикова «правит» не только его кучер, но еще и случай( например поездка к Коробочке) . Если придерживаться аналогии бричка – Русь, то получается что русский путь невозможен без случайных поворотов судьбы. 

Дорога…


Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной

Слайд 7Книга рассказывает о похождениях Чичикова Павла Ивановича, главного героя рассказа, бывшего

коллежского советника, а ныне выдающего себя за помещика. Чичиков приезжает в конкретно неназванный городок, некий губернский «город N» и немедленно пытается войти в доверие ко всем сколько-либо важным обитателям города, что Чичикову успешно удаётся. Герой становится крайне желанным гостем на балах и обедах. Горожане неназванного города не догадываются об истинных целях Чичикова, цель которого заключается в скупке или безвозмездном приобретении умерших крестьян, которые по переписи ещё числились как живые у местных помещиков, и последующем оформлении их на своё имя как живых. О характере, прошлой жизни Чичикова и о его дальнейших намерениях на счёт «мёртвых душ» рассказывается в последней, одиннадцатой главе.
Так, Чичиков любыми способами пытается разбогатеть, добиться высокого социального статуса. В прошлой жизни Чичиков служил в таможне, за денежное вознаграждение позволял контрабандистам беспрепятственно переправлять товары через границу. Однако из-за жадности Чичикова и его подельника был пойман и отдан под следствие. Благодаря взяткам Чичикову удалось избежать суда, однако он лишился своего нажитого капитала.

ПЕРВЫЙ ТОМ


Книга рассказывает о похождениях Чичикова Павла Ивановича, главного героя рассказа, бывшего коллежского советника, а ныне выдающего себя

Слайд 8Чичиков Павел Иванович — бывший чиновник (коллежский советник в отставке), а ныне махинатор: занимается скупкой так называемых

«мёртвых душ» (письменных сведений об умерших крестьянах) для заклада их как живых в ломбард и приобретения веса в обществе. Одевается щёгольски, следит за собой и после дальней и пыльной российской дороги умудряется выглядеть, как будто только от портного и цирюльника.
Селифан — кучер Чичикова, невысок ростом, любит хороводы с породистыми и стройными девками. Знаток характеров лошадей. Одевается по-мужицки.
Петрушка — лакей Чичикова, 30 лет (в первом томе), большенос и большегуб, любитель кабаков и хлебных вин. Обожает прихвастнуть своими путешествиями. От нелюбви к бане везде, где он есть, появляется неповторимое амбре Петрушки. Облачается в несколько великоватые ему поношенные одежды с барского плеча.
Чубарый, Гнедой и каурый Заседатель — тройка коней Чичикова, соответственно правый пристяжной, коренной и левый пристяжной. Гнедой и Заседатель — честные трудяги, а чубарый же, по мнению Селифана, хитрец и только делает вид, что тянет оглоблю.

Чичиков и его слуги:

Чичиков Павел Иванович


Чичиков Павел Иванович — бывший чиновник (коллежский советник в отставке), а ныне махинатор: занимается скупкой так называемых «мёртвых душ» (письменных сведений об умерших

Слайд 9Губернатор
Губернаторша
Дочь губернатора
Вице-губернатор
Председатель палаты
Полицеймейстер
Почтмейстер
Прокурор
Манилов, помещик
Манилова, помещица
Манилов Фемистоклюс — семилетний сын Манилова
Манилов Алкид — шестилетний

сын Манилова
Коробочка Настасья Петровна, помещица
Ноздрев, помещик
Мижуев, «зять» Ноздрева
Собакевич Михаил Семенович
Собакевич Феодулия Ивановна, жена Собакевича
Плюшкин Степан, помещик
«Приятная во всех отношениях дама»
«Просто приятная дама»

Жители города N и окрестностей:


ГубернаторГубернаторшаДочь губернатораВице-губернаторПредседатель палатыПолицеймейстерПочтмейстерПрокурорМанилов, помещикМанилова, помещицаМанилов Фемистоклюс — семилетний сын МаниловаМанилов Алкид — шестилетний сын МаниловаКоробочка Настасья Петровна, помещицаНоздрев, помещикМижуев,

Слайд 10В течение осени 1841 года Гоголь отделывает первый том «Мертвых душ»,затем

через Петербург приезжает в Москву и читает друзьям последние
пять глав. В январе 1842 года рукопись была переправлена в Петербург, где поступила в цензуру и в начале марта разрешена к печати, но с изменением заглавия(«Похождение Чичикова, или Мертвые души») и исключением «Повести о капитане Копейкине». Писателю пришлось согласиться, хотя замысел Гоголя был изменен: вместо мысли об омертвении
человечества и его духовном воскрешении на первое место выходили авантюрные приключения Чичикова. В мае 1842 года первый том вышел
в свет.


В течение осени 1841 года Гоголь отделывает первый том «Мертвых душ»,затем через Петербург приезжает в Москву и

Слайд 11Второй том пишется долго и трудно( «Мертвые души» «пишутся и не

пишутся», по словам Гоголя). Мешают болезнь и отчасти новые умонастроения, новые духовные искания. Гоголь теперь воспринимает сочинение «Мертвых душ» как момент собственного жизнестроительства, как личный опят такого устроения своего духовного и душевного мира, который он хотел бы передать ближайшим современникам. Религиозно-мистическая настроенность писателя растет, как растет умственное и нервное напряжение, связанное с новым смыслом совершаемого писательского труда. Гоголю кажется, что он медлит и слишком грубо выражает свои идеи. Он надрывает себя и в начале 1845 года впадает в глубочайший душевный кризис. Писатель уезжает в Париж, затем в Германию, где переезжает из города в город, советуется с тамошними знаменитостями о способах лечения.
В июле 1845 года, в состоянии резкого обострения здоровья, Гоголь сжигает рукопись второго тома « Мертвых душ». Причиной тому, как объяснил впоследствии Гоголь, послужила та самая положительная, созидательная идея, которую писатель положил в основание своего огромного, всеобъемлющего и универсального замысла.

Второй том


Второй том пишется долго и трудно( «Мертвые души» «пишутся и не пишутся», по словам Гоголя). Мешают болезнь

Слайд 12Критика
Критика встретила первый том «Мертвых душ» в целом очень сочувственно,

понимая, что обсуждает великое творение литературы. Однако среди восторженных откликов встречались и отрицательные. Отпор им был дан в статьях Белинского, критика и поэта П.Плетнева, критика, историка и теоретика литературы, поэта С.Шевырева.

«Мертвые души» Гоголя — творение столь глубокое по содержанию и великое по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет и явилось бы одиноким среди изобилия в хороших литературных произведениях».

Столь высокая оценка «Мертвых душ» была дана Белинским в конце 1843 года. С момента этого высказывания прошло почти полтора века. Но и по сей день феномен Гоголя поражает с не меньшей силой. В чем причина? Легко как будто ответить: в гениальности создателя «Мертвых душ». Но такое объяснение будет слишком неконкретным, общим. Ведь каждый великий художник имеет свои, особые истоки и импульсы творчества. Имел их и Гоголь.


Критика Критика встретила первый том «Мертвых душ» в целом очень сочувственно, понимая, что обсуждает великое творение литературы.

Слайд 13Гоголь очень любил Россию и верил в нее. За «мертвыми душами»

писатель видел души живые. Но путь развития России не был ясен Гоголю. Русь не дает ему ответа на постоянно повторяемый вопрос: «Куда же несешься ты?» Гоголь был убежден в том, что России предстоят великие исторические свершения. Воплощением могучего взлета жизненной энергии, устремленности в будущее является образ Руси, подобно птице - тройке, мчащейся в необъятную даль. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая и необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановится пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что это за неведомая сила заключена в сих... конях? Эх, кони, кони, что за кони? Вихри ли сидят в ваших гривах? ... Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный на куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и дают ей дорогу другие народы и государства».      Лирическое отступление построено на контрастах и сопоставлениях: стремительно летящие дороги, версты, кибитки, лес - и вихрем летящая тройка; простой ярославский мужик - и великий мастер; «борода да рукавицы» - и необыкновенное искусство ямщика. И композиция всего лирического отступления построена на сравнении: крылатая тройка - и Русь, летящая вперед, в будущее.      

Россия Гоголя


Гоголь очень любил Россию и верил в нее. За «мертвыми душами» писатель видел души живые. Но путь

Слайд 14Дорога и путь это одна из главных тем поэмы. «Пушкин находил,

что сюжет «Мертвых душ» хорош тем , что дает полную свободу изъездить вместе с героями всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров» - говорил Гоголь. Потому что это и житейский путь и творческий путь автора.      Дорога это символ, по которому летит Русь среди других городов и государств. Неисповедимы пути ее, дороги искривленные, глухие, узкие, непроходимые заносят далеко от главного пути, но все равно она «мчится вся вдохновенная Богом» на встречу благополучия и совершенства.      Пути в поэме это нечто иное как отображения житейского пути Чичикова, и творческий путь автора.      У Чичикова этот путь можно представить в виде замкнутого круга. Он все время стремиться к жизни « как у людей» любящая жена и дети, богатое поместье, праздное безделье, очень напоминает жизнь Манилова. Вот только средства к достижению цели, герой подобрал не важные. Быть может он сам и не виноват, вероятно, его испортило окружение. Отец наказывал маленькому сынишке, беречь копейку, идти на все, чтоб понравиться начальству. Вся жизнь Чичикова, изображенная в поэме, сводиться к одному – желанию разбогатеть.      


Дорога и путь это одна из главных тем поэмы. «Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош тем

Слайд 15В характере героя не все контролируется и измеряется приобретательским духом. Вчитываясь

в записки о мертвых мужиках, он каждого из них представляет, каждого наделяет характером. Во всех его аферах чувствуется некий перебор. Быть может это от русской задорности и желания рискнуть.      Итак, необходимо четко разграничивать понятия дорога и путь в этой поэме. Дорога это нечто возвышенное пронизанное гоголевским патриотизмом, восхищением солью Руси- народом. Дороги это еще и вопрос о будущем.      Путь это реальность, это то через что прошел Чичиков, и то через что ему предстоит пройти. Мне кажется, что любой путь напоминает кривую с множеством поворотов, и именно из путей появляется одна главная широкая дорога.


В характере героя не все контролируется и измеряется приобретательским духом. Вчитываясь в записки о мертвых мужиках, он

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть