Презентация, доклад по литературе 7 класс О.Сулейменов. Стихотворение Волчата

Содержание

Ты, бесспорно, Вершина природы,Мой брат, Человек. Только где и когда ты видел без подножья вершину? Р. Рождественский. Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.  - Как вы понимаете эти слова?

Слайд 1 О.Сулейменов Стихотворение «Волчата»
Открытый урок по литературе
7 класс
Учитель Богословская О.А.
СШ №5


Коксуский район
Алматинская область РК
О.Сулейменов Стихотворение «Волчата» Открытый урок по литературе7 классУчитель Богословская О.А. СШ №5 Коксуский районАлматинская

Слайд 2Ты, бесспорно, Вершина природы,
Мой брат, Человек. Только где и когда ты видел без подножья вершину?
Р. Рождественский.

Прочитайте

эпиграф к сегодняшнему уроку.  - Как вы понимаете эти слова?
Ты, бесспорно, Вершина природы,Мой брат, Человек. Только где и когда ты видел без подножья вершину? Р. Рождественский.  Прочитайте эпиграф

Слайд 3- О чем предупреждает в своем «Монологе Царя зверей» Р. Рождественский?
— Её подножие?
— Что

есть милосердие, разум?
— Где грань дозволенного, где черта, за которой добро оборачивается злом? В чем смысл жизни, в чем истина?
— Как вы определите понятие милосердие?
— Скажите, природа нуждается в нашем милосердии? В чем оно должно проявляться? Бережное отношение

Ответьте на вопросы:

- О чем предупреждает в своем «Монологе Царя зверей» Р. Рождественский? — Её подножие?— Что есть милосердие, разум? — Где грань

Слайд 4— Когда вы слышите слово природа, ассоциируется ли оно у вас со словами патриот, гражданин?
Слово

патриот происходит от греческого patris — «родина», отечество, земля отцов.
«Как гражданин и патриот своей страны, писатель, исследователь, бывший геолог, поэт «творящий на русском языке, целиком оставаясь поэтом казахским», по мнению Леонида Мартынова, глава Всемирного антиядерного движения «Невада-Семей», автор книг «Аз и Я», «Язык письма» и т.д.
— О ком идет речь?
— Когда вы слышите слово природа, ассоциируется ли оно у вас со словами патриот, гражданин?Слово патриот происходит от греческого patris — «родина», отечество,

Слайд 5 - поэт, писатель-литературовед, народный писатель Казахской ССР (1990), общественно-политический

деятель Казахстана, дипломат.

Олжа́с Ома́рович Сулейме́нов

- поэт, писатель-литературовед, народный писатель Казахской ССР (1990), общественно-политический деятель Казахстана, дипломат.Олжа́с Ома́рович Сулейме́нов

Слайд 6 Родился в 1936 году в семье прямого потомка Олжабай-батыра

(казах.)русск. — Омархана Сулейменулы, офицера казахского кавалерийского полка, репрессированного в 1937 году.
Окончил школу в 1954 году и поступил на геологоразведочный факультет Казахского госуниверситета, окончил его в 1959 году, инженер-геолог. Последние годы учёбы совмещал с работой в геологоразведочных партиях.

Родился в 1936 году в семье прямого потомка Олжабай-батыра (казах.)русск. — Омархана Сулейменулы, офицера казахского

Слайд 7 Литературной работой занялся в 1955 году.


В 1959 году поступил в Литературный институт им. А. М. Горького в Москве на отделение поэтического перевода, но в 1961 году был вынужден прервать учёбу.

В 1962—1971 литературный сотрудник газеты «Казахстанская правда», главный редактор сценарно-редакционной коллегии киностудии «Казахфильм», заведующий отделом журналистики в журнале «Простор».

1971—1981 секретарь правления Союза писателей Казахстана
Литературной работой занялся в 1955 году.     В 1959 году поступил

Слайд 8 Молодой поэт писал стихи на русском языке

и был поначалу известен только у себя на родине. Широкую известность он получил весной 1961 года. Тогда, отчисленный за драку из Литературного института[уточнить][источник не указан 428 дней], он вернулся в Алма-Ату и подрабатывал в газете «Казахстанская правда». 11 апреля осведомлённый о событиях на Байконуре редактор газеты Фёдор Боярский заказал ему стихи про полёт человека в космос. За ночь он набросал несколько строк, и 12 апреля, когда объявили о полёте Гагарина в космос, стихи уже вышли в газете и листовки с этим текстом разбрасывали с самолётов над Алма-Атой и другими городами Казахстана. Впечатленный эпохальным событием, поэт за неделю превратил эти стихи в поэму «Земля, поклонись человеку!», и уже в мае она вышла в свет.

Молодой поэт писал стихи на русском языке и был поначалу известен только у

Слайд 9 С 1972 года председатель Казахского комитета по связям с

писателями стран Азии и Африки, стал одним из инициаторов и организаторов проведения в Алма-Ате 5-й конференции писателей стран Азии и Африки (1975).

С начала 70-х и до конца 80-х заместитель Председателя Советского комитета по связям со странами Азии и Африки.

С 1972 года председатель Казахского комитета по связям с писателями стран Азии и Африки, стал

Слайд 10 В 1975 году издал литературоведческую книгу «Аз и Я.

Книга благонамеренного читателя».

В 1975 году издал литературоведческую книгу «Аз и Я. Книга благонамеренного читателя».

Слайд 11 1977—1995, 18 лет председатель федерации шахмат Казахстана.

1977—1995, 18 лет председатель федерации шахмат Казахстана.

Слайд 12 Депутат, член Президиума Верховного Совета Казахской ССР (1980—1984), депутат

Верховного Совета СССР (1984—1989, 1989—1991).

Делегат XXVI съезда КПСС (1981).

1981—1984 председатель Государственного комитета Казахской ССР по кинематографии.

1984—1992 — первый секретарь Правления Союза Писателей Казахстана, секретарь правления СП СССР.
С 1992 года — Почётный Председатель Союза Писателей Казахстана.

Депутат, член Президиума Верховного Совета Казахской ССР (1980—1984), депутат Верховного Совета СССР (1984—1989, 1989—1991).

Слайд 13 Продолжил литературоведческую деятельность и выпустил в 1998 году

в Риме книги «Язык письма» «о происхождении письменности и языка малого человечества» и «Улыбка бога», в 2001 — «Пересекающиеся параллели» (введение в тюркославистику) а в 2002 году — книгу «Тюрки в доистории» (о происхождении древнетюркских языков и письменностей), за которую получил премию Кюльтегина «за выдающиеся достижения в области тюркологии», 2002.

С 2001 года постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО (Париж)[4], готовит к изданию большой этимологический словарь «1001 слово».

Продолжил литературоведческую деятельность и выпустил в 1998 году в Риме книги «Язык письма» «о

Слайд 14 В 1989 году стал инициатором и лидером народного

движения «Невада — Семипалатинск», целью которого было закрытие Семипалатинского ядерного полигона и других ядерных полигонов мира.

1991—1995 — лидер партии «Народный конгресс Казахстана», в которую преобразовалось антиядерное движение, депутат Верховного Совета Республики Казахстан (1994—1995).

1995—2001 годы — Чрезвычайный и полномочный посол Республики Казахстан в Италии (Рим) и по совместительству в Греции и на Мальте.

В 1989 году стал инициатором и лидером народного движения «Невада — Семипалатинск», целью которого

Слайд 17Вспомните пословицы о волках

Вспомните пословицы о волках

Слайд 18Прочитать материал и заполнить графу «Знаю», «Хочу знать» в таблице

Прочитать материал и заполнить графу «Знаю», «Хочу знать» в таблице

Слайд 19Шёл человек.
Шёл степью, долго, долго.
Куда? Зачем?
Нам это не узнать.
В густой лощине

он увидел волка,
Верней, волчицу,
А, точнее, мать...
Она лежала в зарослях полыни,
Откинув лапы и оскалив пасть.



Из горла перехваченного плыла
Толчками кровь, густая, словно грязь.
Кем? Кем? Волкoм? Охотничьими псами?
Слепым волчатам это не узнать.
Они, толкаясь и ворча, сосали
Большую неподатливую мать.
Голодные волчата позабыли,

Волчата

Шёл человек.Шёл степью, долго, долго.Куда? Зачем?Нам это не узнать.В густой лощине он увидел волка,Верней, волчицу,А, точнее, мать...Она

Слайд 20Как властно пахнет в зарослях укроп.
Они, прижавшись к маме, жадно пили
Густую

холодеющую кровь.
С глотками в них входила жажда мести.
Кому?
Любому.
Лишь бы не простить.
И будут мстить
В отдельности,

Не вместе.
А встретятся -
Друг другу будут мстить.
И человек пошёл своей дорогой.
Куда?.. Зачем?..
Нам это не узнать.
Он был волчатник,
Но волчат не тронул,
Ребят уже не защищала мать...

Как властно пахнет в зарослях укроп.Они, прижавшись к маме, жадно пилиГустую холодеющую кровь.С глотками в них входила

Слайд 21- Какие ассоциации вызывает у вас слово «волк»?
-Составьте кластер «Волк»
Работа с

текстом
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «волк»?-Составьте кластер «Волк»Работа с текстом

Слайд 22- Известно ли где, куда и зачем шёл человек?
- Выразительно прочитайте

описание волчицы со слов «она лежала» до слов «словно грязь»
- Почему поэт так подробно описывает эту страшную картину?

Выразительно прочтите первые семь строк стихотворения.

- Известно ли где, куда и зачем шёл человек?- Выразительно прочитайте описание волчицы со слов «она лежала»

Слайд 23- Кто совершил убийство волчицы?
- Какие предположения выдвигает поэт?
- Что делали

слепые голодные волчата, находясь рядом с матерью?

Выразительно прочтите отрывок из стихотворения «Волчата», начинающийся словами «Кем?» до слов «холодеющую кровь»

- Кто совершил убийство волчицы?- Какие предположения выдвигает поэт?- Что делали слепые голодные волчата, находясь рядом с

Слайд 24- Что волчата впитывают в себя вместе с кровью матери?
- Кому

и как будут мстить волчата?

- Выразительно прочитайте отрывок, начинающийся словами «с глотками», до слов «будут мстить»

- Что волчата впитывают в себя вместе с кровью матери?- Кому и как будут мстить волчата?- Выразительно

Слайд 25- Почему только в конце стихотворения поэт сообщает, что человек был

волчатником?
Почему он не тронул волчат?

Выразительно прочитайте последний отрывок, начинающийся словами «и человек пошёл», до слов «не защищала мать»

- Почему только в конце стихотворения поэт сообщает, что человек был волчатником?Почему он не тронул волчат?Выразительно прочитайте

Слайд 26КАРТОЧКА 1
- Составить синквейн «Волчата»
Выпишите эпитеты, сравнения, которые использовал автор в

стихотворении.
КАРТОЧКА 2
Укажите тему стихотворения.
- Сформулируйте основную мысль стихотворения.
Найдите примеры анафоры, аллитерации.
КАРТОЧКА 3
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
О чем оно заставило задуматься?
- Изменилось ли ваше отношение к волкам после этого урока?
- Подумайте, в какой степени человек имеет право вмешиваться в жизнь «братьев наших меньших»?

Работа в группах по карточкам

КАРТОЧКА 1- Составить синквейн «Волчата»Выпишите эпитеты, сравнения, которые использовал автор в стихотворении.КАРТОЧКА 2Укажите тему стихотворения.- Сформулируйте основную

Слайд 27«Как сложится судьба волчат?»
Напишите эссе:

«Как сложится судьба волчат?»Напишите эссе:

Слайд 28Заполнить графу «Узнал» в таблице

Заполнить графу «Узнал» в таблице

Слайд 29Волки пытаются отстоять свое право на существование, сохранить потомство, продолжить род

.
Волки пытаются отстоять свое право на существование, сохранить потомство, продолжить род .

Слайд 30Человек разрушает мир природы, уничтожает его, а в будущем - себя.

Человек разрушает мир природы, уничтожает его, а в будущем - себя.

Слайд 31Выучить наизусть стихотворение Олжаса   Сулейменова 
 «Волчата»  
Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение Олжаса   Сулейменова  «Волчата»  Домашнее задание.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть