Учитель: Королёва Лариса Германовна
«Полна чудес могучая природа»
Весенняя сказка «Снегурочка» в русском искусстве
«Полна чудес могучая природа»
Весенняя сказка «Снегурочка» в русском искусстве
Александр Николаевич Островский
(1823—1886) — выдающийся русский драматург,
член-корреспондент Петербургской
Академии наук.
ЦЕЛИ:
Раскрыть красоту русской природы и ее влияние на формирование чувств в опере и пьесе «Снегурочка».
Воздействовать на чувства и эмоции детей, пробудить их воображения, побудить к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов.
изучить литературные, музыкальные, живописные источники, в которых воплощен образ Снегурочки.
.
Задачи:
1.Прививатьбережное отношение к культурным традициям народа.
2 . Систематизировать, закрепить и проверить знания учащихся.
3. Углубить и расширить знания по предмету и показать неразрывную связь с искусством.
4. Развивать исполнительско –торческие навыки и умения.
«Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно «Снегурочку», - писал проникновенный знаток Островского, театральный критик А.Р.Кугель.
Он был поэт, и большой поэт,
с настоящей хрустальной поэзией…
только большой поэт мог создать перл
народной поэзии, как
« Снегурочка»
П.Н. Островский.
Образ Снегурочки в русской культуре
История появления образа Снегурочки...
Образ Снегурочки первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение да людям на радость.
Народный вариант сказки с названием «Девочка Снегурочка» изложил Владимир Иванович Даль
«Снегурочка» в литературе
Сказки о Снегурке были исследованы
А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).
В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.
Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).
А.Н. Островский «Снегурочка»
Под влиянием весенней сказки А. Н. Островского образ Снегурочки приобретает новую окраску . Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви.
У А. Н. Островского она - дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.
Он был для Музыки воистину велик,-
Век девятнадцатый,- рояля и оркестра!
Был грандиозен, интересен, многолик.
И было гениям на сценах мира тесно!..
«Снегурочка» в музыке
В 1873г. музыку к спектаклю объединенной труппы Малого и Большого театров по личной просьбе драматурга Островского заказали 33-летнему Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории.
И Островский, и Чайковский работали с огромным энтузиазмом и увлечением, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши.
На премьере дирижировал Н.Г.Рубинштейн
!
11 мая 1873 год. Пьеса была поставлена на сцене в Малом театре.
Сцена из пьесы-сказки.
Пусть задрожат в сердцах народных арфы
И воспоют творца Садко и Марфы;
Снегурочка воскреснет в Мая Ночь;
Раздастся гимн торжественных созвучий,
Он загудит, живящий и могучий,
Прославив песнь,
Римский-Корсаков Н.А. 1893.
Н. А. Римский-Корсаков в 1882 написал по пьесе Островского одноимённую оперу. Композитор писал ее летом, уехав из Петербурга в глухую русскую деревню. Сочинение шло с лёгкостью и быстротой. Опера имела громадный успех.
1881 год.
Композитор Н.А. Римский-Корсаков написал по пьесе А.Н.Островского оперу «Снегурочка», которая стала шедевром русской музыки.
В.М. Васнецов. Эскиз декорации к опере «Снегурочка».
Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой лёгкостью и быстротой, как « Снегурочка». В 1881 году опера была завершена. Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А.Н. Островский: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно – холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки»
Н.А. Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» воспел жизнь народа, живущего в согласии с природой, показал богатство народных обычаев и обрядов, без которых картина сказочной Руси не была столь красочной.
«Снегурочка» в живописи
Образ Снегурочки привлекал многих художников,
и каждый находил в этом образе свои неповторимые черты
Васнецов В. Снегурочка
В.М.Васнецов
Какая мощь! Какая сила!
Какой богатый колорит!
Здесь каждый блик, оттенок
О мастерстве нам говорит.
Славен род живописцев Руси!
Много ныне художников новых,
Но не сможем забыть никогда
Мы великий талант Васнецова
В.М. Васнецов.
Виктор Васнецов (1848-1926) – русский живописец, театральный художник. Родился в Вятке, образование получил в местной духовной семинарии. В 20 лет поступил в Академию художеств в Петербурге, где познакомился с художниками-передвижниками. В 30 лет переехал в Москву, где начался новый этап его творчества: он обратился к мотивам русской культуры и истории. Наиболее известен, как автор картин на сюжеты русских былин и сказок.
Эскизы декорации Васнецова В.М.
Ярилина долина
Пролог
Костюмы в исполнении Васнецова
Дед Мороз
Весна-Красна
1885 год.
В.М. Васнецов создал эскизы костюмов к пьесе-сказке.
Мизгирь
Бобыли
Снегурочка и Лель
Васнецов сделал для всех действующих лиц пьесы великолепные костюмы. Когда его спрашивали, откуда взял он такие чудесные краски, он отвечал так: «...От народных гуляний в Вятке, в Москве, на Девичьем поле, от переливчатой игры жемчугов, бисера, цветных каменьев на кокошниках, телогрейках, шубках и прочем женском одеянии…»
«Снегурочка-дитя Мороза и Весны»
В.М. Васнецов говорил: «А эта поэма «Снегурочка» - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка». В.М. Васнецов, близкий по духу творчества Островскому, определил характерную для художников 1870 – 1880 годов задачу: «… с возможным для нас совершенством и полнотой изобрази и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов – нашей русской природы и человека…»
О чём же думал Васнецов,
Когда писал её лицо?
О чём же думала она,
В лесу заснеженном одна?
А я, смотря на полотно,
Что вижу с ними заодно?
Устное словесное рисование по картине:
1. Какова композиция картины, краски?
2. Кто и как на ней изображен?
3. Какой рисует нам художник Снегурочку?
4. Какие постоянные эпитеты можно использовать при описании картины?
5. На фоне какого пейзажа изображена героиня?
6. В чем особенность васнецовского пейзажа?
7. Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Николай Константинович Рерих
В 1912 году, Рерих , участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге, представил свое видение Снегурочки (в меховой шубке).
Н. Рерих создал новую эпоху и совершенно оригинальный стиль. Костюм девушки расписан загадочными кругами и завитком. Такой орнамент напоминает герб Сибири. Этот образ ни на кого не похож, яркий и запоминающийся. Снегурочка олицетворяет всю Россию в целом.
«Снегурочка и Лель»
Картина «Снегурочка и Лель» создана Н.К.Рерихом в 1921 году. Рассматривая эту картину, мы невольно обращаемся к сказке Островского, в которой зима и лютая стужа уступают место цветущей весне. Это то время, когда сердца людей раскрываются навстречу солнцу – дарителю жизни, когда сердца освещаются любовью и осознанием красоты бытия.
«Снегурочка и Лель»
«
На картине Н.К.Рериха еще нет цветов и буйной зелени. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов. Но песнь солнечная утра уже звучит в предчувствии первых лучей солнца, которые наполнят все вокруг светом и радостью нового дня. Песнь эта звучит рожком Леля, вдохновленного неиссякаемым источником любви – сердцем Снегурочки. Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки – все выразительно изображено художником. Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н.К.Рериха. Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения.
Н.К. Рерих «Ярилина долина».
В 1907 г. через княгиню М.К.Тенишеву Н.К.Рерих получил от Дягелева предложение оформить «Снегурочку» для парижского театра. Постановка не состоялась. Но в собрании княгини Тенишевой сохранились эскизы декораций к трем актам оперы: «Слобода», «Урочище», «Ярилина долина».Три раза Н.К.Рерих обращался к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены. Спектакли получили свое осуществление в театрах Санкт-Петербурга, Лондона и Чикаго. ©
Н.К. Рерих. Песня Леля. 1919.
Появление этой картины связывается с работой художника над сценографией оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова для лондонского театра «Ковент-Гарден» в 1919 г. Постановка не была осуществлена, но картина экспонировалась в 1920 г. на выставке в Лондоне, а затем в Нью-Йорке. Сценические декорации Рериха были удостоены похвалы всей английской и американской прессы.
Сам Рерих пояснял, что в «Снегурочке» он пытался выразить душу России: опера является гимном человеческой любви и жертвенности.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года.
В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.
В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.
Наше время
Выводы:
Литература без музыки и живописи так же, как и музыка без литературы, понесли бы потери, так как эти виды искусства рождены жизнью и своими разными средствами (литература -словом, музыка - звуками, живопись- цветом) отражают события в жизни, чувства и переживания людей .
Список литературы
1. www.1 September.ru Фестиваль педагогических идей
2005-2006 год. Горошко Н.П. «Интегрированные уроки
по музыке и литературе».
2. Журнал «Музыка в школе». 3/2006. Статья
Головченко Т. «Из опыта работы» .
3. Программно-методические материалы. Литература 5
-11 кл. Сост. Т.А.Калганова.
4. Лакшин Б. А.Н. Островский. Москва, «Искусство»,
1982 год.
5. Лобанов М.. Островский. серия «Жизнь
замечательных людей». Москва. «Молодая гвардия», 1989 год.
Источники:
1. http://www.classic-music.ru
2. http://bibliogid.ru
3. Римский-Корсаков Н.А. Оперы. CD-диск. 2006 г.
Ребята, вы прекрасно поработали на уроке!
Молодцы!
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть