Презентация, доклад по литературе 5 класс Бурятские сказки

Фольклор бурят — устное народное творчество, стал складываться ещё в дочингисхановские времена, он был формой познания жизни, художественного восприятия окружающего мира. Бурятский фольклор состоит из мифов, улигеров, шаманских призываний, легенд, культовых гимнов, сказок, пословиц, поговорок, загадок.

Слайд 1БУРЯТСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

БУРЯТСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Слайд 2Фольклор бурят — устное народное творчество, стал складываться ещё в дочингисхановские

времена, он был формой познания жизни, художественного восприятия окружающего мира. Бурятский фольклор состоит из мифов, улигеров, шаманских призываний, легенд, культовых гимнов, сказок, пословиц, поговорок, загадок.
Фольклор бурят — устное народное творчество, стал складываться ещё в дочингисхановские времена, он был формой познания жизни,

Слайд 3
В сказочном репертуаре бурят

заметное место занимают сюжеты, основные мотивы которых восходят к древнеиндийским и древнемонгольским памятникам "Панчатантра", "Шэдитэ хэгур" ("Волшебный мертвец"), "Улигэрун далай" ("Море притч") и др. Сюжеты индийского происхождения особенно широко стали известны бурятам в XVIII в. с проникновением к ним буддизма. Нравоучительный смысл в сюжетах подавался в виде морали в конце повествований. Сказки из древнеиндийских и древнемонгольских источников, зафиксированные в основном в районах Бурятии и Забайкальского края, в процессе устного бытования подверглись существенной трансформации.
Сказочная традиция бурят, проживающих в Иркутской области, не испытала влияния письменных сборников. Она больше сохранила оригинальные сюжеты, архаические сказки, генетически связанные с народными мифологическими воззрениями. Большую популярность в этом регионе обрели богатырские сказки, активное бытование которых в наше время свидетельствует о богатой в прошлом эхирит-булагатской эпической традиции.
В сказочном репертуаре бурят заметное место занимают сюжеты, основные мотивы

Слайд 4



Бурятские сказки (онтохонууд) созданные

многими поколениями талантливых сказочников (онтохошинов) - один из богатейших разделов устно-поэтического наследия народа. В числе зачинателей собирания и публикации бурятских народных сказок был декабрист Николай Александрович Бестужев (середина 19 века)


Бурятские сказки (онтохонууд) созданные многими поколениями талантливых сказочников (онтохошинов) -

Слайд 5 Российская Академия наук поддержала инициативу известного

монголоведа Ц.Ж. Жамцарано, предпринявшего в 1903- 1916 гг. экспедиции по сбору бурятского фольклора в Прибайкалье. Поездки Ц.Ж. Жамцарано раскрыли богатство сказочного и эпического творчества бурят, выявили таких одаренных улигершинов и онтохошинов, как Маншуд Эмэгеев, Елбон Шалбагай (Шалбыков), Лазарь Бардаханов и др. Сильное впечатление на ученых произвел сказитель Аюрзана Намсараин, от которого собиратель записал интересные сказки и улигер "Хан Хашагта Мэргэн". По характеристике Б. Барадина, Аюрзана был исключительно эмоциональным исполнителем сказок.

Цыбен Жамцаранович Жамцарано

Российская Академия наук поддержала инициативу известного монголоведа Ц.Ж. Жамцарано, предпринявшего в 1903-

Слайд 6

В сказочной традиции на почве этнической и языковой общности четко прослеживается

родство монгольских, бурятских и калмыцких сказок. Несомненная близость обнаруживается и со сказочным эпосом соседних тюркоязычных народов - алтайцев, тувинцев, хакасов и якутов. Эти сходные черты исходят от схожести природной среды обитания, форм ведения хозяйства и склада мышления исторических предков этих народов.
 

В сказочной традиции на почве этнической и языковой общности четко прослеживается родство монгольских, бурятских и калмыцких сказок.

Слайд 7 Перенесемся на миг во времена минувшие, в старинную

бурятскую юрту, затерявшуюся в степном пространстве. В ней вечерним теплом веет от очага и от дыханья людей, пришедших в юрту послушать известного в здешних краях сказочника - онтохошина. Он восседает на хойморе - северной стороне юрты, по традиции предназначенной для уважаемых гостей. В степи испокон веков высоко ценилось художественное слово, исполнительское мастерство.
Если прибегнуть к сравнению, мир бурятской сказки - чудесный кедр, чей ствол произрастает из глубин народной жизни, а сказочные сюжеты - те же раскидистые ветви, что тянутся во все стороны света, словно незримые мостики к иным сказочным мирам. И подобно тому, как дерево с его вечнозеленой хвоей питают подземные соки, так и мир сказки наполняет дыханием поэзии многоцветная живая речь, льющаяся из уст сказочника.
Перенесемся на миг во времена минувшие, в старинную бурятскую юрту, затерявшуюся в степном пространстве.

Слайд 8Онтохошин – сказитель.
Лучшие сказители всегда пользовались у бурят непререкаемым авторитетом. Обычно

их усаживали в «красный угол» – на самое почетное место в юрте. Существует даже бурятская пословица: «Онтохошина-сказочника обычно усаживают на мягкий войлок».
Онтохошин – сказитель.Лучшие сказители всегда пользовались у бурят непререкаемым авторитетом. Обычно их усаживали в «красный угол» –

Слайд 9Сказки

волшебные, бытовые и о животных
Сказки

Слайд 10Сказка воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Она

дает пищу детской фантазии, развивает воображение детей, воспитывает тягу к добру и справедливости, веру в чудеса.
В бурятской бытовой сказке воспеваются скромность, трудолюбие, уважение к старшим, забота о престарелых, больных, бедных, честность, бескорыстие и т.д. и одновременно осуждаются жадность, зависть, т.е. в ней сформированы четкие этические представления. Такие сказки, как «Ухаатай эхэнэр» (Умная женщина), «Шадамар хугшэн» (Мастерица-бабушка), «Сэсэн хаанай бэри - угытэй хунэй басаган» (Дочь бедняка - невестка мудрого хана) и другие, воспитывают в детях уважение к женщине, к матери, к бабушке. А сказки «Аргата хусэтэ хоёр» (Силач и ловкач), «Хушэтэй башатай хоё'р» (Сильный и сметливый), «Холшор хубуун» (Парень-шутник) рассматривают ловкость, сметливость и находчивость, как необходимые качества человека.
Важное место в развитии детей занимают и сказки о животных. Такие сказки, как «Тэнэг шоно» (Глупый волк), «Хирээ ба унэгэн» (Ворона и лиса), «Шоно ба нохой» (Собака и волк), «Шоно хурьган хоёр» (Волк и ягненок), «Унэгэн юундэ улаан бэ?» (Почему лиса красная?) и другие раскрывают детям повадки зверей и животных и тем самым выполняют познавательную функцию. За основными персонажами сказок о животных закрепились определенные характеристики, иносказательная природа которых очевидна.
Бурятская волшебная сказка отличается лаконичным, выразительным и ритмичным языком. В ней создается свой фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло: герои, окружающие его персонажи, предметы и природа. Торжество добра и истины - непременное свойство волшебных сказок и залог детского интереса. Сказка наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки, чем человек отличается от зверя и птицы и т.д.
В сказках раскрываются нравственные нормы и законы общественного и индивидуального поведения.
Сказка воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Она дает пищу детской фантазии, развивает воображение

Слайд 11Бурятская народная сказка «Заяц»
В давние-давние времена заяц всех боялся: летающих

по небу птиц, ходящих по земле зверей, даже перед серыми мышами дрожал в страхе. Заплакал с горя заяц. — Нет на свете зверя пугливее меня. Пойду утоплюсь в быстрой реке или сгорю в огне… Побежал заяц умирать. Выскочил из кустов, слышит, кто-то испугался его и бросился в сторону. Зашумели сухие листья.
Видит заяц: бегут от него перепуганные овцы.
Обрадовался:
-Ага, есть звери пугливее меня!
И от радости так расхохотался, что верхняя губа у него и лопнула.
Вот и стал заяц с раздвоенной губой.
Конец.
Бурятская народная сказка «Заяц» В давние-давние времена заяц всех боялся: летающих по небу птиц, ходящих по земле

Слайд 12 Семьдесят небылиц
Рассказывают старики, будто в давно минувшие, давно забытые времена жил

один хан. Не было кругом такого злого хана, как он. Злость его была так велика, что ничего его не занимало: ни пиры весёлые, ни танцы, ни охота, ни государственные дела — всё ему надоело, всё ему наскучило. Никого он не хотел видеть, и слуги давно уж забыли, когда хан последний раз смеялся. Так и сидел хан угрюмый и одинокий, сидел и чах от злости. И вдруг пришла хану в голову мысль позабавиться. Разослал он по улусам такой указ: «Кто без запинки расскажет хану семьдесят небылиц, без крупицы правды….
Семьдесят небылиц  Рассказывают старики, будто в давно минувшие, давно забытые времена жил один хан. Не

Слайд 13Золотые Ножницы Алтан-Хайша
Давным-давно жил мудрый хан. У этого хана был один-единственный наследник-сын.

Глядя, как подрастает сын, часто задумывался хан: «У моего единственного сына сердце доброе, но умом он не вышел. Что будет с ним, когда я состарюсь и умру? Надо найти ему умную, толковую жену, такую, чтобы сумела его на правильный путь наставить, вовремя совет хороший дать. Но где найти такую жену?» Отправил хан на поиски умной девушки своих послов — сайдов и тушемилов….
Золотые Ножницы Алтан-ХайшаДавным-давно жил мудрый хан. У этого хана был один-единственный наследник-сын. Глядя, как подрастает сын, часто

Слайд 14Гурэ Ранза хаанай сэсэн бэри — Мудрая невестка Гурэ Ранза-хана. Записана от Дашимы

Жаловой, 60 л., в улусе Кусота Цаган-Челутаевского сельсовета Мухоршибирского района БурАССР, РО БФ СО АН СССР, инв. № 2697 (6). Перевод Е. В. Баранниковой.


Давно-давно у одного хана была, говорят, очень умная дочь. Как-то другой хан, у которого было сильное войско, стал свататься к его дочери. Хан призвал дочь и говорит:
— Ты одна у меня, вот и выбирай сама жениха.
Сказал так, дал ей венок из цветов и добавил:
— Эти цветы кинешь тому, кого полюбишь.
Было решено через два дня устроить скачки на конях, состязаться должны сыновья примерно тридцати ханов.
Множество сыновей богатых ханов проскочило перед девушкой, но никому из них она так и не кинула цветы. Бросила она их самому последнему ездоку — сыну бедного хана.
После этого, когда все ханы были в сборе, хан-отец говорит своей дочери:
— Есть ханы, равные мне, есть богаче и лучше меня, но почему же ты выбрала сына самого бедного Гурэ Ранза-хана?
— Имеющий много скота — обладатель малого богатства, а у кого много знаний, — обладатель самого большого богатства. Из всех женихов самым мудрым и знающим оказался именно этот парень. Ты ведь сам сказал, чтобы я сама выбрала жениха, вот я и кинула цветы тому, кого полюбила, — ответила дочь.
Нечего было хану возразить своей дочери, и он вынужден был выдать ее за сына Гурэ Ранза-хана.

МУДРАЯ НЕВЕСТКА ГУРЭ РАНЗА-ХАНА

Гурэ Ранза хаанай сэсэн бэри — Мудрая невестка Гурэ Ранза-хана. Записана от Дашимы Жаловой, 60 л., в улусе Кусота

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть