Слайд 1Памятник Петру I
Ме́дный вса́дник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
Его открытие состоялось 7 августа 1782 года.
Модель
конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770. Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. .. Корысти не знает», - писал Дидро о Фальконе.
Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой – другие мастера просили значительно больше. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.
Слайд 2Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, Дидро задумал
памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа... Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям», - писал он Дидро
Слайд 3Памятник Медный всадник
Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике, на вздыбленной
лошади и тем самым хотел показать не полководца и победителя, а в первую очередь созидателя и законодателя. Мы видим императора в простой одежде, а вместо богатого седла - звериную шкуру. О победителе и полководце нам говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса. Расположение монумента на вершине скалы указывает о преодоленных Петром трудностях, а змея является символом злых сил. Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры. На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке. Вес Медного всадника – восемь тонн, а высота – пять метров.
Слайд 4«Гром-камень»
Гром-камень был найден в окрестностях деревни Конная Лахта. После того, как его
извлекли из земли,
котлован заполнила вода, и образовался водоём,
сохранившийся до настоящего времени — Петровский пруд
Путь камня до места погрузки был равен 7855 метрам.
Для перевозки камня были выбраны зимние месяцы, когда почва подмёрзла и смогла выдерживать тяжесть.
Эта уникальная операция продолжалась с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года.
Окончательный вид камень приобрёл уже на Сенатской площади,
значительно утратив после обработки свои первоначальные размеры.
Слайд 5Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник»
Поэма была написана в Болдино осенью 1833 года. Поэма не
была разрешена Николаем I к печати.
Её начало Пушкин напечатал в «Библиотеке для чтения»
Впервые напечатана после смерти Пушкина в «Современнике», 1837 году с цензурными изменениями, внесенными в текст В. А. Жуковским.
Без цензурных правок, искажающих авторский замысел,
поэма была впервые напечатана только в 1904 году.
На основе поэмы А. С. Пушкина российский советский композитор Р. М. Глиэр создал одноименный балет,
величественный фрагмент которого, «Гимн Великому городу», стал гимном Санкт-Петербурга.
Слайд 6В 1824 году А. С. Пушкин не был в Петербурге, но
великое бедствие стало темой поэмы «Медный всадник». Поэт документально воспроизвел картину петербургского потопа, о чем сообщил в предисловии: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине... Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом». Морской инженер и историк флота В. Н. Берх в 1826 году опубликовал «Подробное историческое известие о всех наводнениях, бывших в Санкт-Петербурге». Пушкин воспользовался также статьей «Письмо к приятелю о наводнении, бывшем в С.-Петербурге 7 ноября 1824 года» Ф. В. Булгарина, известного петербургского журналиста и издателя.
Слайд 7Поэма соединяет в себе две темы: личности и народа и тему
«маленького человека».
В поэме есть подзаголовок – «Петербургская повесть». Он указывает на эти же две темы: историческую и величественную, а также – тему простого человека.
Во вступлении к поэме создается величественный образ Петра I, который прославил свое имя многими славным деяниями. «Из тьмы лесов» и «топи блат» он создает прекрасный город. Петербург явился олицетворением могущества и славы России. «На зло надменному соседу» Петр I укрепил русское государство на берегах Балтийского моря и т.д. Даже через сто лет Петербург прекрасен и величественен. Он, по мнению поэта, лучший город на земле. Вступление заканчивается гимном Петру и Петербургу:
Красуйся, град Петров, и стой
Непобедимо, как Россия.
Основная часть поэмы повествует о жизни, современной Пушкину. Петербург все так же прекрасен, как и при Петре. Но поэт видит и другой образ столицы. Это город обозначает резкую границу между «сильными мира сего» и простыми жителями. Петербург – это город контрастов, где «маленькие люди» живут и страдают.
Одним из таких людей является и Евгений – герой произведения. О нем рассказывается в первой части поэмы. Это «человек обыкновенный». Он потомок славного и древнего рода, но теперь заурядный российский обыватель. Евгений – обычный мелкий служащий. Он получает крохотное жалованье, мечтает дослужиться до «местечка». Кроме того, у героя есть и личные планы: обрести тихое семейное счастье с такой же бедной, как и сам герой, девушкой Парашей. Она живет вместе с матерью в «ветхом домике» на окраине Петербурга. Но начинается страшное наводнение, которое уничтожает все на своем пути. Оно разрушает дома, лишает людей крова, тепла и даже жизни.