Слайд 1Презентация
«Перевал» —литературная группа начала ХХ века
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 6 «Перевал» — советская литературная группа, существовавшая
в 1923 — 1932 годах.
Слайд 10«Перева́л», литературная группа (1923-1932). Возникла в Москве при журнале
«Красная Новь».
Идея базировалась на книге
А. К. Воронского «Искусство видеть мир»
(1928).
Слайд 13Теоретически ее развили критики
Д. А. Горбов, А. З. Лежнев .
Слайд 15Первоначально группа
была немногочисленной:
Слайд 17Александр Ясный,
отколовшиеся от «Молодой Гвардии» и «Октября».
Слайд 19Но с 1926 состав её растёт, и в 1927 под манифестом
«Перевала» подписалось 56 писателей.
Слайд 22Наиболее видную организационную роль играли в группе
прозаики
Николай Зарудин
Слайд 25Также в «Перевал» входили
прозаики и поэты
Слайд 26
Эдуард Багрицкий
Николай Тарусский
Слайд 33Вскоре в «Перевал» вошли писатели -
прозаики
Александр Малышкин
Слайд 35
Леонид Завадовский
Николай Смирнов
Слайд 43 поэты
Д. Семеновский
Николай Тарусский
Николай Дементьев
Евсей Эркин
Н. Смирнов
Николай Замошкин
Слайд 47Группа оформилась в конце 1923 — начале 1924 года и получила название
по статье Воронского «На перевале» (опубликована в ноябре 1923), в которой провозглашался переход от современной «убогой» литературы к грядущей коммунистической.
Слайд 49«Перевал» во многом возник как реакция на вульгаризаторство РАППа , рационализм
Лефа и конструктивизм.
Слайд 50 «Перевал» боролся с пролетарской литературой и критикой, исходя из троцкистского
отрицания пролетарской культуры.
Творчество пролетарских
и близких пролетариату
писателей оценивалось
«Перевалом » как
«бескрылый бытовизм», «примитивное направленчество», «красная халтура».
Слайд 52 Задачей творчества было «раскрытие внутреннего мира», его «новое эстетическое оформление»,
самовыражение
писателя, что
Осуждалось
официальной
советской литературой.
Слайд 54Художественное творчество перевальцы толковали откровенно - идеалистически как некий сверхразумный, интуитивный,
стихийно-эмоциональный, в основном подсознательный процесс.
Слайд 55Сам художник представлялся некоею исключительной личностью, не связанной с практикой своего
класса.
Слайд 56В основу подлинного, «органического» искусства полагались «непосредственные», «первоначальные», «детские» впечатления. «Древность»
Н. Зарудина,
«Мастерство» П. Слетова — характерные произведения «Перевала».
Слайд 57 Творчеству «Перевала » свойственны созерцательность, пассивное воспроизведение явлений, без проникновения
в подлинную правду действительности, наоборот, с искажением этой правды.
Слайд 58Неисторический, внеклассовый, «гуманистический» подход к действительности неоднократно приводил перевальцев в их
творчестве к примиренчеству по отношению к классовому врагу («Молоко» Иван Катаев).
Слайд 59В выдвинутом ими лозунге «нового гуманизма» подозревали примиренчество с врагами пролетариата,
отсутствие борьбы с контрреволюцией.
Слайд 60В эстетике были выдвинуты принципы реализма, «искренности» и интуитивизма творчества.
Слайд 61Перевальцы выдвинули творческие лозунги:
- «искренности творчества» под флагом которого оправдывались подчас
заведомо реакционные произведения;
- «моцартианства», под которым подразумевалось творчество по вдохновению, по наитию;
- «нового гуманизма», противопоставленный «Перевалом » реальной борьбе пролетариата и провозглашавший любовь к человеку вообще.
Слайд 63«Перевал» признавал роль «социального заказа» , выступая за право писателя на
«выбор темы по своему усмотрению».
Слайд 64Члены группы публиковались в журналах «Красная новь», «Новый мир», в сборниках
«Перевал» (1924—1932, вышло 8 выпусков, последние два сборника носят название «Ровесники»).
Слайд 65В 1930 вышла антология
«Перевальцы».
Слайд 66Последний (8-й) сборник «Перевала» («Ровесники», 1932) также не был показателем идейной
и творческой перестройки. Центральное произведение сборника, роман
Н. Зарудина «Тридцать ночей на винограднике», отмечено крайним субъективизмом и содержит апологетику
буржуазно - индивидуалистического мировоззрения.
Слайд 67С 1927 под давлением рапповской критики состав группы сокращается, в этом
году её покинули
Николай Дементьев
Слайд 70Эдуард Багрицкий (вступил в ЛЦК)
Слайд 72В 1930, когда РАПП резко усилил нажим на все прочие группировки писателей,
из «Перевала» вышли Пётр Павленко, Александр Новиков, Александр Малышкин, Михаил Пришвин, Эдуард Багрицкий.
Слайд 74Один из последних документов «Перевала» — «Наша заявка», подписанная инициативной группой перевальцев,
где сообщалось о решении перевальцев принять участие в проектируемом ангарском строительстве.
Слайд 75 В 1930 РАПП резко усилил нажим на все прочие группировки писателей
и на группу «Перевал» в том числе.
Слайд 76Группу резко критиковали в рапповской печати за якобы реакционность и увод
писателей в сторону от задач современности, неисторический, внеклассовый подход, вплоть до примиренчества по отношению к классовому врагу, более того, сочли, что «Перевал» боролся с пролетарской литературой и критикой, исходя из троцкистского отрицания пролетарской культуры.
Слайд 78Писатели, подвергшиеся за «внеклассовую искренность и гуманизм» разгрому, предприняли попытку самореабилитации,
заявив в своем обращении «Наша заявка» о намерении отправиться на строительство гидроэлектростанций Ангарстрой.
Слайд 80Участие писателей в индустриально - производственных процессах поощрялось в те годы,
газеты выходили с заголовками «За новый тип писателя — ударника социалистической стройки», «Писатели — на крупнейшие стройки СССР» …
Слайд 81Но их заявление также было расценено как бегство от трудностей реального
строительства социализма в идиллическое «бесклассовое общество» Ангарстроя.
Слайд 82 «Перевал» позднее других литературных групп реагировал на постановление ЦК ВКП(б)
«О перестройке литературно – художественных организаций» и подал заявление о роспуске
группы только на
первом пленуме
Оргкомитета Союза
советских писателей
(29 октября — 3 ноября 1932).
Слайд 84Перевальцы оказались чуждыми новой советской литературе
за то, что
отстаивали
свободу
и
искренность творчества.