Презентация, доклад опыта работы по литературе на тему: Модель формирования культуры чтения у учащихся

Содержание

Понятие читательской культурыповышенная потребность в чтении, умение выбрать книгуосмысление основного содержания книги, ведение различных видов записей образное мышление, фантазия, творческий подход к прочитанномусамопознание, воспитание эмоционально-волевой и нравственной культурыбеглая скорость чтения, владение разными видами чтениядуховно-нравственный уровень художественно-творческий

Слайд 1












Харцызская общеобразовательная школа №24
с углубленным изучением отдельных предметов
Донецкой Народной

Республики

Автор: Тимофеева Инесса Александровна,
учитель русского языка и литературы
Ι-ой категории

Проект-презентация на тему:

«Модель формирования у учащихся
культуры чтения: пути развития сопереживающего читателя»

Харцызская общеобразовательная школа №24с углубленным изучением отдельных предметовДонецкой Народной РеспубликиАвтор: Тимофеева Инесса Александровна,учитель русского языка и

Слайд 2Понятие читательской культуры
повышенная потребность в чтении, умение выбрать книгу
осмысление основного содержания

книги, ведение различных видов записей

образное мышление, фантазия, творческий подход к прочитанному

самопознание, воспитание эмоционально-волевой и нравственной культуры

беглая скорость чтения, владение разными видами чтения

духовно-нравственный уровень

художественно-творческий уровень

информационно-содержательный уровень

установочно-мотивационный
уровень

технический уровень

Понятие читательской культурыповышенная потребность в чтении, умение выбрать книгуосмысление основного содержания книги, ведение различных видов записей образное

Слайд 3Актуальность проблемы

Актуальность проблемы

Слайд 4Цель и задачи модели

Цель и задачи модели

Слайд 5Участники модели

Участники модели

Слайд 6Описание модели

организация системы мероприятий по инспирации читательской активности учащихся

Описание модели организация системы мероприятий по инспирации читательской активности учащихся

Слайд 7План реализации модели на общественном уровне
Пропагандистская работа в СМИ по привлечению

в общественные организации и волонтерские группы

Внедрение общественной программы читательского развития с точки зрения…

мест и учреждений культурного значения для мероприятий (центральные площади города, парки культуры и отдыха, библиотеки, дворцы культуры, центры детского творчества, школы искусств, памятники писателям и поэтам)

форм реализации программы
(праздники читателей, юбилейных дат, фестивали книг и чтения, конкурсные и художественно-эстетические мероприятия)

взаимодействия участников
(школьные, городские, региональные, межрегиональные мероприятия)

План реализации модели на общественном уровнеПропагандистская работа в СМИ по привлечению в общественные организации и волонтерские группыВнедрение

Слайд 8План реализации модели
на внешкольном уровне
общественные инициативы
СОТРУДНИЧЕСТВО
Областные и городские библиотеки
Дворцы культуры

и центры детского творчества

Организация читательских клубов и вечеров

Экскурсии, выставки, презентации книг, конференции, дискуссии,
встречи с писателями и поэтами

Организация
читательских кружков и студий

Выставки и конкурсы
читательского
творчества,
праздничные
программы,
театральные постановки

План реализации модели на внешкольном уровнеобщественные инициативыСОТРУДНИЧЕСТВООбластные и городские библиотекиДворцы культуры и центры детского творчестваОрганизация читательских клубов

Слайд 9Методисты отделов образования, администрация школы
разработка системы научно-методической работы
повышение уровня компетентности педагогов
организация

и проведение общешкольных мероприятий

Школьный психолог

разработка системы психолого-педагогического сопровождения мероприятий

диагностика и мониторинг сформированности читательской культуры

Школьный библиотекарь

библиотечные уроки, экскурсии, выставки, презентации книг, конференции,
читательские клубы

распространение рекламных списков
и буклетов рекомендуемых книг

План реализации модели
на общешкольном уровне

Методисты отделов образования, администрация школыразработка системы научно-методической работыповышение уровня компетентности педагоговорганизация и проведение общешкольных мероприятийШкольный психологразработка системы

Слайд 10План реализации модели на школьном уровне
Классные руководители
Учителя литературы и языка, учителя-предметники
Семья
классные

часы: мероприятия, беседы, встречи с чтецами, экскурсии
работа с родителями

разработка специфических приемов по активизации читательской деятельности
разработка индивидуальной программы по литературе, соответствующей возрастным потребностям учащихся
разработка программы факультативов, элективных курсов, кружков
проведение предметной недели по языку и литературе
внеклассные мероприятия: театральные постановки, литературно-читательские конкурсы, композиции, салоны, вечера, гостиные, встречи

беседы, курсы семейного чтения, семейные читательские праздники и мероприятия

План реализации модели на школьном уровнеКлассные руководителиУчителя литературы и языка, учителя-предметникиСемьяклассные часы: мероприятия, беседы, встречи с чтецами,

Слайд 11Реализация модели на уроках литературы
художественно-эстетическое сопровождение занятия
взаимосвязь реальности ученика и

реальности героя произведения

Технология «сопереживающего читателя»

от первичного опыта наблюдений над текстом к собственным открытиям

замысел автора открывает для себя сам ученик, а не навязывает учитель!

ученик сопоставляет
себя
с героем и даже перевоплощен
в него!

ученик переживает созданный им живописный/
графический образ!

художественно-ритмическое
сопровождение занятия

Ученик «пробужден» через переживание ритмического строя стихотворения!

Реализация модели на уроках литературыхудожественно-эстетическое сопровождение занятия взаимосвязь реальности ученика и реальности героя произведенияТехнология «сопереживающего читателя»от первичного

Слайд 12Некоторые приемы технологии
«сопереживающего читателя»
Читательский калейдоскоп – оригинальные и разнообразные варианты

совместного взаимодействия учителя и учащихся в процессе чтения:

по характеру взаимодействия участников:

соло – каждый ученик «по цепочке»/ каждый ученик поочередно с учителем;
дуэт-трио-квартет…ансамбль – группа учеников поочередно друг с другом/ с учителем; весь класс хором/с учителем и т.д.

по объему чтения: по абзацу, по предложению, по слову, до первого знака препинания (создать ощущение «как будто читает один человек»).
Некоторые приемы технологии «сопереживающего читателя»Читательский калейдоскоп – оригинальные и разнообразные варианты совместного взаимодействия учителя и учащихся в

Слайд 13Имагинативное упражнение – подробное описание какого-либо образа из произведения или стихотворения

с привлечением сил фантазии и жизненного опыта,

т.е. «мое» конкретное подетальное описание образа, который появляется перед «моим» внутренним взором во время чтения

(например, детальное описание дворца и сада, в котором жил император, по сказке Г.Х. Андерсена «Соловей»).
Имагинативное упражнение – подробное описание какого-либо образа из произведения или стихотворения с привлечением сил фантазии и жизненного

Слайд 14«Перевоплощение» – зачитываем, проговариваем или записываем фрагмент произведения от 1-го лица

– от имени героя, затем устно пересказываем и обсуждаем полученный текст;

иной вариант: после прочтения произведения мысленно перемещаемся во внутренний мир героя, задаем друг другу вопросы, рассказываем о своем самоощущении и т.п.

(О.Уайльд «Мальчик-звезда»: «Как я был наказан за бессердечие»).
«Перевоплощение» – зачитываем, проговариваем или записываем фрагмент произведения от 1-го лица – от имени героя, затем устно

Слайд 15Целенаправленность и систематичность читательской деятельности
Повышение уровня читательского восприятия и читательской культуры
Повышение

роли книги и чтения в жизни ученика

Прогноз результатов реализации модели

Пробуждение художественно-образного и художественно-творческого мышления в процессе чтения

Развитие устной и письменной речи

Становление общей духовной культуры личности и ее социальной адаптированности

Целенаправленность и систематичность читательской деятельностиПовышение уровня читательского восприятия и читательской культурыПовышение роли книги и чтения в жизни

Слайд 16Оценка эффективности модели

Оценка эффективности модели

Слайд 17!
Дальнейшее развитие модели
Разработка общественной программы чтения на государственном уровне
Проведение конференций и

семинаров по данной проблеме

Организация курсов повышения квалификации для учителей-филологов

Разработка программы по литературе с учетом возрастных особенностей
учащихся

!Дальнейшее развитие моделиРазработка общественной программы чтения на государственном уровнеПроведение конференций и семинаров по данной проблемеОрганизация курсов повышения

Слайд 18Система контроля за ходом апробации и внедрения модели
Отчет на объединениях творческих

групп учителей

Выступления на методобъедине-ниях

Отслеживание результатов методистами гороо

Организация админконтроля в учебных и внешкольных учреждениях

Орган контроля в обл ИППО

Система контроля за ходом апробации и внедрения моделиОтчет на объединениях творческих групп учителейВыступления на методобъедине-нияхОтслеживание результатов методистами

Слайд 19Заключение


Чтобы пробудить интерес к чтению,
надо удивить детей самим процессом чтения –


в знакомом открыть незнакомое,
в скучном – интригующее,
в привычном – необычное.
И. Тихомирова

Спасибо за внимание!

Музыка: Ludovico Einaudi - In un'altra vita

ЗаключениеЧтобы пробудить интерес к чтению,надо удивить детей самим процессом чтения – в знакомом открыть незнакомое, в скучном

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть