Слайд 1
Презентация
Онегин и Печорин в оценке
Виссариона Григорьевича Белинского
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 3Онегин и Печорин в оценке
Виссариона Григорьевича Белинского
Слайд 4 « ...Этот роман совсем не злая ирония, хотя и очень
легко может быть принят за иронию; это один из тех романов,
В которых отразился век,
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно.
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом».
Слайд 6"Хорош же современный человек!" — воскликнул один нравоописательный "сочинитель", разбирая или,
лучше сказать, ругая седьмую главу "Евгения Онегина".
Слайд 7«… всякий современный человек, в смысле представителя своего века, как бы
он ни был дурен, не может быть дурен, потому что нет дурных веков, и ни один век не хуже и не лучше другого, потому что он есть необходимый момент в развитии человечества или общества».
Слайд 8«Но Онегин для нас уже прошедшее, и прошедшее невозвратно. Если бы
он явился в наше время, вы имели бы право спросить, вместе с поэтом:
Всё тот же ль он, иль усмирился?
Иль корчит так же чудака?
Скажите, чем он возвратился?
Что нам представит он пока?
Чем ныне явится? — Мельмотом,
Космополитом, патриотом,
Гарольдом, квакером, ханжой
Иль маской щегольнет иной.
Иль просто будет добрый малый,
Как вы да я, как целый свет?»
Слайд 10«Печорин Лермонтова есть лучший ответ на все эти вопросы. Это Онегин нашего
времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Иногда в самом имени, которое истинный поэт дает своему герою, есть разумная необходимость, хотя, может быть, и не видимая самим поэтом...»
Слайд 14
«Со стороны художественного выполнения нечего и сравнивать Онегина с Печориным. Но
как выше Онегин Печорина в художественном отношении, так Печорин выше Онегина по идее. Впрочем, это преимущество принадлежит нашему времени, а не Лермонтову».
Слайд 17«Что такое Онегин? Он является в романе человеком, которого убили
воспитание и светская жизнь, которому всё пригляделось, всё приелось, всё прилюбилось».
Слайд 19
«Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое
страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою».
Слайд 23«Он сделал из себя самый любопытный предмет своих наблюдений и, стараясь
быть как можно искреннее в своей исповеди, не только откровенно признается в своих истинных недостатках, но еще и выдумывает небывалые или ложно истолковывает самые естественные свои движения».
Слайд 26Как в характеристике современного человека, сделанной Пушкиным, выражается весь Онегин, так
Печорин весь в этих стихах Лермонтова:
И ненавидим мы, и любим мы случайно
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови».
Слайд 30 "Герой нашего времени" — это грустная дума о нашем времени,
как и та, которою так благородно, так энергически возобновил поэт свое поэтическое поприще и из которой мы взяли эти четыре стиха...»
Слайд 33"Герой нашего времени" представляет собою несколько рамок, вложенных в одну большую
раму, которая стоит в названии романа и единстве героя».
Слайд 37«Части этого романа расположены сообразно с внутреннею необходимостию; но как они
суть только отдельные случаи из жизни хотя и одного и того же человека, то и могли б быть заменены другими, ибо вместо приключения в крепости с Бэлою, или в Тамани, могли б быть подобные же и в других местах, и с другими лицами, хотя при одном и том же герое».
Слайд 41«Но тем не менее, основная мысль автора дает им единство, и
общность их впечатления поразительна, не говоря уже о том, что "Бэла", "Максим Максимыч" и "Тамань", отдельно взятые, суть в высшей степени художественные произведения».
Слайд 43«И какие типические, какие дивно художественные лица — Бэлы, Азамата, Казбича,
Максима Максимыча, девушки в Тамани! Какие поэтические подробности, какой на всем поэтический колорит!»