Слайд 2Леонид Пастернак «Муки творчества» 1892 год
Слайд 3 Первым на Руси типом стихосложения, преобладавшим в XVII-XVIII веках, было силлабическое стихосложение.
Основным правилом его было равенство ударных слогов в стихотворных строках. Рифмы, в основном, использовались женские.
Силлаби́ческое стихосложе́ние или изосиллаби́зм (ἰσοσυλλαβία — равносложность, от ἴσος — равный и συλλαβή — слог) — принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения.
Пример (в каждой строке 13 слогов, кроме того, после 7 слога обязательный словораздел — цезура).
Слайд 4Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не
писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги.
Антиох Кантемир — русский поэт-сатирик и дипломат, деятель раннего русского Просвещения.
Слайд 5 Силлабический тип стихосложения мирно отмер после появления понятия тонического стихосложения.
Чистое тоническое стихосложение в
русской литературе не получило распространения. В тоническом стихосложении ритмичность создаётся упорядоченностью расположения ударений в стихотворной строке. Это так называемый акцентный стих. Количество слогов тут неважно.
Слайд 6Дне́й бы́к пе́г,
Ме́дленна ле́т арба́,
На́ш бо́г бе́г,
Се́рдце — на́ш бараба́н.
Владимир Маяковский —
русский советский поэт. Один из крупнейших поэтов XX века.
Слайд 7 Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние (от греческого «συλλαβή» — «слог» и «τόνος» — «ударение») — способ организации
стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной — случай берегут.
Михайло Ломоносов – первый великий русский учёный-естествоиспытатель мирового уровня.
Слайд 8Классические поэтические размеры
СТОПА – единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных
слогов.
Слайд 9Правильные русские размеры можно поделить на:
- однодольники (брахиколон); редчайшая и неудобная
разновидность, каждый слог ударный;
- двудольники (хорей и ямб): в них на каждые два слога приходится одно ударение;
- трёхдольники (дактиль, амфибрахий, анапест); в них одно ударение приходится на каждые три слога;
- четырёхдольники (хорей, ямб, пэон I, II, III, IV); одно ударение на каждые два (четыре) слога;
- пятидольники; классический народный тип, одно ударение на каждые пять слогов;
- шестидольники (включают как хорей и ямб, так и многие другие размеры); в русской поэзии малоупотребимы, широко использовались в античном стихосложении; одно (или два) ударения на каждые шесть слогов.
Слайд 10 Брахиколон (др.-греч. βραχύς — короткий и κῶλον — член) — однодольный
стихотворный размер, иначе говоря, стих из одних ударных слогов. Два примера:
Бей Лоб —
Тех, Мел.
Чей Бел
Смех, Гроб.
Вей, Спел
Рей Поп.
Сей Сноп
Снег! Стрел —
День
(Н. Асеев) Свят!
Склеп
Слеп.
Тень —
В ад!
Слайд 11 Хорей. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся
на нечётные слоги (1, 3, 7 и так далее). Классический хорей:
Листья падают в саду…
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало.
(И. Бунин)
Слайд 12 Ямб – не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения
падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, «Евгений Онегин» написан четырёхстопным ямбом.
Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека —
Дроби, мой гневный ямб, каменья!
(А.Блок)
Слайд 13 Дактиль — трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 1,4,7 и так
далее слоги, то есть трёхдольная стопа о трёх же слогах с словесным ударением на первом слоге.
Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет — и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
(А. Фет)
Слайд 14 Амфибрахий — трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5, 8,
11 и так далее слоги. Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий:
Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок
В награду за дерзкую речь.
(Н. Гумилёв)
Слайд 15 Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударения падают преимущественно на 3,
6, 9, 12 и так далее слоги. Наиболее распространён трёхстопный анапест.
Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.
(И. Бродский)
Слайд 16Дополнительные поэтические размеры
Пэоны. Это так называемые четырёхсложные размеры, их четыре: пэон
I, пэон II, пэон III и пэон IV. Получается система пиррихиев (пропусков), где отсутствует каждое второе ударение.
Пэон I.
Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом.
(К. Бальмонт)
Слайд 17Пэон II.
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, —
Свистят
они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.
(Р. Рождественский)
Слайд 18А кроме того:
Пентон
Александрийский стих
Холиямб
Гекзаметр
Пентаметр
Тетраметр
Ионик
Спондей
Диспондей
Трибрахий
Пентабрахий
Молосс (тримакр)
Адонический стих
Алкеев стих
Алкманов стих
Аристофанов стих
Архилохов стих
Асклепиадов стих
Антибакхий
Амфимакр
Антиспаст
Эпитрит
Алкеева
строфа
Алкманова строфа
Бакхий
Сапфическая строфа