Слайд 3История создания произведения Толстого «После бала»
Рассказ «После бала» написан в
1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала».
Слайд 4Льва Толстого волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение
человека. Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах.
Слайд 5Тематика произведения.
Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что
формирует человека — общественные условия или случай. Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь. В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.
Слайд 6Основные герои
- юноша Иван Васильевич-весёлый и бойкий малый. Любил балы ,был
влюбленный в Вареньку.
-Варенька-
«…Высокая, стройна,
грациозная и
величественная.»
Слайд 7 отец Вареньки - полковник Петр Владиславович. Полковник, красивый и крепкий
человек лет пятидесяти, внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь. Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, прогоняет сквозь строй беглого солдата.
Он, несомненно, верит в
необходимость расправы с тем,
кто преступил закон.
Контрасты
В рассказе Л.Н. Толстого все контрастно : описание блестящего бала и страшного наказания на поле; обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же — злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания. Изучение общего построения рассказа становится средством раскрытия его идейного содержания.
Слайд 9 Значение рассказа
Значение
рассказа огромно. Толстой ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.