Презентация, доклад Нравственно-эмоциональное развитие школьников средствами фольклора

Содержание

рассмотреть основные направления и условия нравственно-эмоционального развития школьников средствами фольклораЦЕЛЬ РАБОТЫ: ЗАДАЧИ РАБОТЫ: проанализировать психолого-педагогические основы нравственно-эмоционального развития показать особенности нравственно-эмоционального развития школьников средствами фольклора;показать основные методы, формы использования средств фольклора

Слайд 1Нравственно-эмоциональное развитие школьников средствами фольклора
Выполнила:
Селезнева Оксана Евгеньевна
МБОУ «Лицей №8»
Нижний Новгород
2018

Нравственно-эмоциональное развитие школьников средствами фольклораВыполнила:Селезнева Оксана ЕвгеньевнаМБОУ «Лицей №8»Нижний Новгород2018

Слайд 2 рассмотреть основные направления и условия нравственно-эмоционального

развития школьников средствами фольклора


ЦЕЛЬ РАБОТЫ:


ЗАДАЧИ РАБОТЫ:

проанализировать психолого-педагогические основы нравственно-эмоционального развития
показать особенности нравственно-эмоционального развития школьников средствами фольклора;
показать основные методы, формы использования средств фольклора в нравственно-эмоциональном развитии детей школьного возраста;
проследить динамику изменения нравственно-эмоционального развития школьников средствами фольклора.

рассмотреть основные направления и условия нравственно-эмоционального развития школьников средствами фольклораЦЕЛЬ РАБОТЫ: ЗАДАЧИ

Слайд 3
АКТУАЛЬНОСТЬ:
«Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему

будущему нравственному человеку»
/Н.В. Шелгунов/

В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека, без него Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.
Нравственная, эмоциональная сторона личности – это её ядро, поэтому ей в плане гармонического развития принадлежит ведущее место.
Именно в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к национальной истории и фольклору.

АКТУАЛЬНОСТЬ: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку»

Слайд 4
Чувства и эмоции

- это психический процесс переживания человеком своего отношенитя

ко всему тому, что он познаёт и делает, к тому, что его окружает


- это непосредственная форма выражения чувств


нравственные


интеллектуальные


эстетические








Особенности чувств и эмоций

отражают характер взаимодействия организма со средой

носят субъективный характер

имеют большое многообразие

вызывают удовольствие или неудовольствие

вызывают успокоение или возбуждение

Чувства и эмоции - это психический процесс переживания человеком своего отношенитя ко всему тому, что он познаёт

Слайд 5
Направления и условия нравстренно-эмоционального развития учащихся

Формирование правильных взаимоотношений со сверстниками.
Формирование

в детском коллективе гуманистических отношений.
Организация общественного мнения, носящего стимулирующий характер.
Использование общественного мнения при разрешении конфликтных ситуаций.

направления


условия

Формирование положительного эмоционального благополучия ребёнка в коллективе.
Организация нравственного просвещения учащихся .
Организация разнообразных видов деятельности с учётом возрастных особенностей детей.
Дифференцированный подход к учащимся.

Направления и условия нравстренно-эмоционального развития учащихся Формирование правильных взаимоотношений со сверстниками.Формирование в детском коллективе гуманистических отношений.Организация общественного

Слайд 61. Мозговая атака (парная, групповая).
2. Покопаемся в памяти (обращение к личному

опыту учащихся).
3. Разбивка на кластеры.
4. Перепутанные логические цепи.


Методы и приёмы на стадии вызова

1. Мозговая атака (парная, групповая).2. Покопаемся в памяти (обращение к личному опыту учащихся).3. Разбивка на кластеры.4. Перепутанные

Слайд 7Приём используется для создания банка идей, из которых впоследствии можно было

бы использовать лучшую

Мозговая атака


Парная мозговая атака


Групповая мозговая атака


Пара или группа учащихся составляют список того, что они знают или думают что знают по данной теме и составляют список вопросов.


Тема: «Образ Ильи Муромца в сказаниях и преданиях земли Муромской».
Обсуждение в парах сведений о жизни богатыря, фиксирование результатов «мозгового штурма».
Составление вопросов:
Действительно ли был такой богатырь?
Что хотим узнать об этом человеке?
Где родился и вырос Илья?
Долго ли жил? и т.д.

Приём используется для создания банка идей, из которых впоследствии можно было бы использовать лучшуюМозговая атакаПарная мозговая атакаГрупповая

Слайд 8 Приём используется для суммирования ранее полученных знаний по данной теме.

Рисунок напоминает модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники.

Разбивка на кластеры рисуночная форма


По сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки, как-то с ним связанные)







В середине листа записывается основное слово (идея, тема)

Приём используется для суммирования ранее полученных знаний по данной теме. Рисунок напоминает модель солнечной системы: звезду,

Слайд 9
Кластер - загадка






З А Г А Д К А
Цель создания
Что это

такое?

Поставить собеседника в затруднительное положение, заставить подумать

Жанр унт устного народного творчества, содержащий вопрос, в явной или скрытой форме

Построение загадки




Образные слова и словосочетания

Звуковая подсказка

Рифма и ритм


Метафора


Олицетворение


Эпитет


Сравнение


Открытое


Отрицательное

Кластер - загадкаЗ А Г А Д К АЦель созданияЧто это такое?Поставить собеседника в затруднительное положение, заставить

Слайд 10Цепь при работе над былиной «Волх Всеславович» :

Перепутанные логические цепи при чтении

былин, преданий, легенд и сказок


Перед чтением произведения высказываются предположения о правильном порядке в цепи


После чтения – возвращение к цепям, проверка: правильно ли были высказаны предположения



Цепь при работе над былиной «Волх Всеславович» :Перепутанные логические цепи при чтении былин, преданий, легенд и сказокПеред

Слайд 111. Чтение с остановками.
2. Дерево предсказаний (прогнозирование).
3. Сюжетная таблица с пятью

вопросами (Кто? Что? Когда? Где? Почему?).
4. Зигзаг.
5. Двойные дневники.
6. Телеграмма.


Методы и приёмы на стадии реализации смысла

1. Чтение с остановками.2. Дерево предсказаний (прогнозирование).3. Сюжетная таблица с пятью вопросами

Слайд 12Приём помогает пробудить интерес к чтению
как

к процессу.

1. Намечается заранее две-три остановки.
2. Во время остановок задаются вопросы, которые побуждают учащихся к критическому мышлению.
3. После первой или второй остановки используется
«Дерево предсказаний»:
- Что будет дальше?
- Чем закончится сказка?
- Как будут развиваться события финала?
4. После прочтения текста идёт сравнение содержания текста с прогнозами.

Чтение с остановками

Приём помогает пробудить интерес к чтению    как к процессу.1.   Намечается заранее две-три

Слайд 13Сюжетная таблица с пятью вопросами
КТО?
ЧТО?



Служит опорой для воссоздания содержания текста
КОГДА?
ГДЕ?
ПОЧЕМУ?

Оказывает помощь

в создании «скелета текста»

Используется при работе с легендами, былинами, преданиями.

Сюжетная таблица с пятью вопросамиКТО?ЧТО?Служит опорой для воссоздания содержания текстаКОГДА?ГДЕ?ПОЧЕМУ?Оказывает помощь в создании «скелета текста» Используется при

Слайд 14Зигзаг
Класс делится на несколько одинаковых групп («домашние группы»).

Каждый ученик получает номер

и текст, соответствующий номеру (№1 – глава I, №2 – глава II и т.д.).

Проводится перегруппировка на основе номера.

Новые группы называются «экспертными». Их цель – тщательно изучить свой текст и быть готовым преподавать его одноклассникам.

Возвращение в «домашние» группы и передача новых знаний членам своей «домашней» группы.

Прием, опирающийся на сотрудничество и групповую работу.
Эффективен при работе с былинами.

ЗигзагКласс делится на несколько одинаковых групп («домашние группы»).Каждый ученик получает номер и текст, соответствующий номеру (№1 –

Слайд 15
Двойные дневники
Приём даёт читателям возможность тесно увязать содержание текста со своим

личным опытом.

Полезен при чтении большого текста.

Слева записывается:
какая часть текста произвела наибольшее впечатление;
вызвала какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из личной жизни;
озадачила;
вызвала в душе резкий протест.

Справа даётся комментарий:
что заставило записать именно эту цитату?
какие мысли она вызвала?
какой вопрос возник в связи с ней?

Страница делится пополам

Двойные дневникиПриём даёт читателям возможность тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Полезен при чтении большого

Слайд 16
Мозговая атака (возвращение).
Возвращение к кластерам.
Возвращение к двойным дневникам.

Возвращение к таблице с пятью вопросами.
Синквейн.
Эссе.
Хайку (или хокку).
Диаманта.
Стихотворение – рисунок.


Методы и приёмы на стадии рефлексии

Мозговая атака (возвращение). Возвращение к кластерам. Возвращение к двойным дневникам. Возвращение к таблице с пятью вопросами.

Слайд 17
Синквейн
В переводе с франц. – «пять строк»;
синтез информации в

лаконичной форме, позволяет описывать суть понятия или осуществить рефлексию на основе полученных знаний.

Схема составления синквейна:

1 строка: тема или предмет (одно существительное);
2 строка: описание темы, предмета (два прилагательных или причастия);
3 строка: описание действий, совершаемых данным объектом (три глагола);
4 строка: фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора к предмету, объекту;
5 строка: одно слово, характеризующее суть предмета, объекта.


Друг
Надёжный, преданный
Понимает, советует, помогает
Нет друга – обязательно найди!
Опора
Миша В., 12 лет


Богатырь
Сильный, выносливый
Охраняет, защищает, обороняет
Я восхищаюсь русским богатырём!
Защита
Оля Г., 13 лет

Синквейн В переводе с франц. – «пять строк»; синтез информации в лаконичной форме, позволяет описывать суть понятия

Слайд 18Эссе
письменные размышления по материалам прочитанного

I вариант:
1. Пишется
по

«горячим следам»;
без продуманного плана;
без остановок;
2. В дальнейшем может служить материалом для большого сочинения или доклада.

II вариант:
Для проверки знаний пятиминутное «эссе» с вопросами:
1. «Что я понял из прочитанного?»
2. «Какие вопросы у меня возникли?»
3. «Что осталось непонятным?»

Эссе письменные размышления по материалам прочитанного I вариант:1. Пишется по «горячим следам»; без продуманного плана; без остановок;2.

Слайд 19
Хайку (или хокку)
это японская стихотворная форма в три строки, выражает

первое впечатление писателя от предмета, окружающего мира или события, личные переживания человека.

Схема написания хайку:

1 строка: Я был кем-то или чем-то
Или: «Я видел кого-то или что-то»;

2 строка: Место действия (Где и что делал?);

3 строка: Определение (Как?).

Хайку (или хокку) это японская стихотворная форма в три строки, выражает первое впечатление писателя от предмета, окружающего

Слайд 20
Стихотворение - рисунок
рисунок создаётся из слов
Схема составления:

Определение темы.

Описание предмета (подбор прилагательных, характеризующих описываемый предмет).

Создание образа для описываемого предмета.

Запись высказывания в виде рисунка.
Стихотворение - рисунок рисунок создаётся из слов Схема составления: Определение темы. Описание предмета (подбор прилагательных, характеризующих описываемый

Слайд 21Стихотворения - рисунки:







восхищают
увлекают



Сказки нас
радуют
учат добру
Тема: «Любимые

сказки»



Месяц сильный, умелый, хитрый,

но девушка умнее и смышлёнее

Тема: «Главные герои из сказки «Девушка и месяц»


Лена В., 11лет

Роман К., 12лет

Стихотворения - рисунки:восхищают увлекают Сказки нас радуют учат добру Тема: «Любимые сказки»Месяц сильный, умелый, хитрый, но девушка

Слайд 22
Динамика изменения уровня нравственно-эмоционального развития учащихся:

в процессе эмоциональных переживаний

стала доминировать ориентация в большей степени на других, а не на себя;
нравственная оценка других стала более чёткой, ясной, дифференцированной и позитивной;
характер отношений между детьми улучшился;
нравственная самооценка стала более адекватной и положительной;
у детей сформировались определённые умения в решении нравственных ситуаций.
Динамика изменения уровня нравственно-эмоционального развития учащихся: в процессе эмоциональных переживаний стала доминировать ориентация в большей степени на

Слайд 23 расширение среды педагогического воздействия за счёт включения новых форм

работы (игры-путешествия, ярмарки, КВН, семейные часы);
разработка серии уроков речевого творчества на материале фольклорных произведений.
разработка факультативного курса по изучению устного народного творчества применительно к условиям лицея № 8.


Поиск перспектив данной работы позволил выделить такие направления:

расширение среды педагогического воздействия за счёт включения новых форм работы (игры-путешествия, ярмарки, КВН, семейные часы);

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть