Презентация, доклад М.Ю.Лермонтов. Портрет писателя.

Он не красив, он не высок;Но взор горит, любовь сулит;И на челе оставил рокСредь юных дней печаль страстей.Власы на нем, как смоль, черны,Бледны всегда его уста,Открыты ль, сомкнуты ль они:Лиют без слов язык богов!..И пылок он,

Слайд 1Портреты Лермонтова
в работах художников – современников поэта

Портреты Лермонтовав работах художников – современников поэта

Слайд 2Он не красив, он не высок;
Но взор горит, любовь сулит;
И на

челе оставил рок
Средь юных дней печаль страстей.
Власы на нем, как смоль, черны,
Бледны всегда его уста,
Открыты ль, сомкнуты ль они:
Лиют без слов язык богов!..

И пылок он, когда над ним
Грозит бедой перун земной!
Не любит он и славы дым:
Средь тайных дум, свободы друг,
Смеется редко, чаще вновь
Клянет он мир, где вечно сир,
Коварность, зависть и любовь!..

Всё проклял он, как лживый сон,
Как призрак дымныя мечты.
Холодный ум, средь мрачных дум,
Не тронут слезы красоты.
Везде один, природы сын,
Не знал он друга меж людей:
Так бури ток сухой листок
Мчит жертвой посреди степей!..

М. Лермонтов. 1829 г.

Портреты

Он не красив, он не высок;Но взор горит, любовь сулит;И на челе оставил рокСредь юных дней печаль

Слайд 3Лермонтовские портреты принадлежат художникам – Ф. О. Будкину, П. Е. Заболотскому,

А. И. Клюндеру, К. А. Горбунову. Несмотря на все их старания, они не сумели схватить жизни лица, оказались бессильны в передаче духовного облика Лермонтова, ибо в этих изображениях нет главного – нет поэта! И, пожалуй, наиболее убедительны из портретов Лермонтова – беглый рисунок Д. Палена: Лермонтов в профиль, в смятой фуражке – и акварельный автопортрет: Лермонтов на фоне Кавказских гор, в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально-взволнованными глазами. Два этих портрета представляются похожими более других потому, что они внутренне чем-то сходны между собой и при этом гармонируют с поэзией Лермонтова.

Портрет
Взгляни на этот лик: искусством он
Небрежно на холсте изображен,
Как отголосок мысли неземной,
Не вовсе мертвый, не совсем живой;
Холодный взор не видит, но глядит
И всякого, не нравясь, удивит;
В устах нет слов, но быть они должны:
Для слов уста такие рождены…
1831 г.

М. Ю. Лермонтов в фуражке.
Рисунок Д. П. Палена. Карандаш. 1840

М. Ю. Лермонтов. Автопортрет.
Акварель. 1837 – 1838

Лермонтовские портреты принадлежат художникам – Ф. О. Будкину, П. Е. Заболотскому, А. И. Клюндеру, К. А. Горбунову.

Слайд 4Портреты все разные. Дело, видимо, не в портретистах, а в неуловимых

чертах поэта. Они ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов. И если мы обратимся к воспоминаниям о Лермонтове, то сразу же обнаружим, что люди, знавшие его лично, в представлении о его внешности совершенно расходятся между собой. Одних поражали большие глаза поэта, другие запомнили выразительное лицо с необыкновенно быстрыми маленькими глазами.
Ивану Сергеевичу Тургеневу они кажутся большими и неподвижными: «Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно-темных глаз». Но один из юных почитателей Лермонтова, которому посчастливилось познакомиться с поэтом в последний год его жизни, был поражен: «То были скорее длинные щели, а не глаза, - пишет он, - щели, полные злости и ума». На этого мальчика неизгладимое впечатление произвела внешность Лермонтова: огромная голова, широкий, но не высокий лоб, выдающиеся скулы, лицо коротенькое, оканчивавшееся узким подбородком, желтоватое, нос вздернутый, фыркающий ноздрями, реденькие усики, коротко остриженные волосы. И – сардоническая улыбка... А один из приятелей Лермонтова пишет о милом выражении лица. Один говорит: «широкий, но не высокий лоб», другой: «необыкновенно высокий лоб». И снова: «большие глаза». И опять возражение: нет, «глаза небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные».
Портреты все разные. Дело, видимо, не в портретистах, а в неуловимых чертах поэта. Они ускользали не только

Слайд 5И решительно все стремятся передать непостижимую силу взгляда: «огненные глаза», «черные,

как уголь», «с двумя углями вместо глаз». По одним воспоминаниям, глаза Лермонтова «сверкали мрачным огнем», другой мемуарист запомнил его с «пламенными, но грустными по выражению глазами», смотревшими на него «приветливо, с душевной теплотой». Последние строки взяты из воспоминаний художника М. Е. Меликова, который особое внимание уделил в своем описании взгляду Лермонтова. «Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, - пишет Медиков, - он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, умные, с черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. Я никогда не в состоянии был бы написать портрет Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица, и по-моему, один только К. П. Брюллов совладал бы с такой задачей, так как он писал не портреты, а взгляды (по его выражению, вставить огонь глаз)». Однако на этот счет Карл Брюллов держался иного мнения: «Я как художник, - сказал он однажды, вспомнив лермонтовские стихи, - всегда прилежно следил за проявлением способностей в чертах лица человека; но в Лермонтове я ничего не нашел».
Впрочем, и сам Лермонтов смеялся над собой, говоря, что судьба, будто на смех, послала ему общую армейскую наружность.
И решительно все стремятся передать непостижимую силу взгляда: «огненные глаза», «черные, как уголь», «с двумя углями вместо

Слайд 6Не только внешность, но и характер его современники изображают между собой

так несхоже, что временами кажется, словно речь идет о двух Лермонтовых. Одним он кажется холодным, желчным, раздражительным. Других поражает живостью и веселостью. Одному вся фигура поэта внушает безотчетное нерасположение. Другого он привлекает «симпатичными чертами лица».
Очевидно, Лермонтова можно было представить только в динамике – в резких сменах душевных состояний, в быстром движении мысли, в постоянной игре лица. А кроме того, он, конечно, и держался по-разному – в петербургских салонах, где подчеркивал свою внутреннюю свободу, независимость, презрение к светской толпе, и в компании дружеской, среди людей простых и достойных.
До нашего времени дошло 15 прижизненных изображений Лермонтова. Это немало, если принять во внимание трагическую судьбу поэта. Ни один портрет Лермонтова, взятый отдельно, не дает исчерпывающего представления о внешнем облике, о глубине и многогранности внутреннего мира гениального поэта. Но эти портреты все же дают конкретное представление о наружности Лермонтова.
Если не считать двух детских портретов, то все они созданы за короткий промежуток времени – с конца 1834 по начало 1841 годов, то есть за шесть с небольшим лет.
Не только внешность, но и характер его современники изображают между собой так несхоже, что временами кажется, словно

Слайд 7Это самый ранний портрет Лермонтова, выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Малыш

изображен во весь рост, в белом платьице. Поскольку мальчик был одарённый, то художник показал и его склонности к рисованию: правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Можно предположить, что художнику удалось уловить основные черты оригинала: широкий открытый рот, большие глаза, с выражением доброты и задумчивости, нежно очерченные губы и немного вздернутый нос. Создается впечатление милого, нежного малыша, просто душечка с ангельским голосочком и, думаю, характером тоже. У него собственный мир, в котором он – главный герой, стоящий на страже добра, защитник своих друзей и близких, который ничего не просит взамен.

Неизвестный художник.
Лермонтову 3-4 года

Это самый ранний портрет Лермонтова, выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Малыш изображен во весь рост, в белом

Слайд 8Это уже второй детский портрет Лермонтова, выполненный в 1820 – 1822

гг., тоже, наверное, крепостным. На портрете мы видим шести – восьмилетнего мальчика с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным сосредоточенным взглядом, одетого в красную курточку и синий костюм с золотым шитьём.
По сравнению с первым портретом это уже не маленький ребенок, а начинающий философ, занятый своими мыслями, размышлениями, которые касаются только его. Маленький Лермонтов выглядит очень решительно, он полностью уверен в себе.
В ИРЛИ портрет поступил из Тархан в 1927 году. Портрет не документирован и у некоторых специалистов вызывает сомнения (И. Зильберштейн, Е. Ковалевская), однако сходство с первым, достоверным портретом, позволяет отнести его к бесспорным.

Неизвестный художник. 1820 – 1822

Это уже второй детский портрет Лермонтова, выполненный в 1820 – 1822 гг., тоже, наверное, крепостным. На портрете

Слайд 9Живописного или графического изображения Лермонтова в период его учения в Москве

нет. Большая часть портретов относится уже к последующему, петербургскому периоду жизни. Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабушка поэта заказала художнику Ф. О. Будкину его парадный портрет.
С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом. В руке – шляпа с плюмажем. «Можем... засвидетельствовать, - писал об этом портрете родственник поэта М. Н. Лонгинов, - что он (хотя несколько польщенный, как обыкновенно бывает) очень похож и один может дать истинное понятие о лице Лермонтова».
Впервые этот портрет был опубликован в виде гравюры Брокгауза с фотографии в 1865 году при первом отдельном издании «Песни про купца Калашникова».

М. Ю. Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии гусарского полка. Ф. О. Будкин. Масло. 1834

Живописного или графического изображения Лермонтова в период его учения в Москве нет. Большая часть портретов относится уже

Слайд 10
Следующий портрет относится к январю-февралю 1837 года. Выполнен он

П. Е. Заболотским (1803 – 1866) по заказу Арсеньевой. Художник познакомился с Лермонтовым в Петербурге, когда тот был произведён в офицеры, и давал ему уроки живописи. Поэт изображён в расстёгнутом ментике с золотыми шнурами.
Художнику удалось передать настроение грустной задумчивости поэта и схватить характерное лермонтовское выражение глаз. От портрета веет поэтическим обаянием, светлой печалью, одухотворённостью. Среди прижизненных считается одним из лучших.
До смерти Арсеньевой портрет находился в Тарханах, затем через потомков А. А. Столыпина в 1925 году был передан в ГТГ.

М. Ю. Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
П. Е. Заболотский. Масло. 1837

Следующий портрет относится к январю-февралю 1837 года. Выполнен он П. Е. Заболотским (1803 – 1866)

Слайд 11В 1840 году П. Е. Заболотский создал второй портрет Лермонтова, запечатлев

его на этот раз в штатском сюртуке.
Лермонтов одет в тёмный двубортный сюртук с красными обшлагами. Этот портрет, как и портрет 1837 года, выполнен опытным художником-реалистом с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твёрдость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта в начале 1840 года.

М. Ю. Лермонтов в штатском сюртуке.
П. Е. Заболотский. Масло. 1840

В 1840 году П. Е. Заболотский создал второй портрет Лермонтова, запечатлев его на этот раз в штатском

Слайд 12В том же 1837 году, но уже на Кавказе, в ссылке,

Лермонтов создаёт автопортрет на фоне кавказского пейзажа. На поэте мундир Нижегородского драгунского полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим рисованный»). Автопортрет предназначался любимой женщине – В. А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед её отъездом в Германию.
Акварельный автопортрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаённую думу, печаль и скрытый трагизм, передал душевную мягкость и доброту, – одно из самых значительных явлений лермонтовской иконографии.

М. Ю. Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837 – 1838

В том же 1837 году, но уже на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создаёт автопортрет на фоне кавказского

Слайд 13Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле с натуры однополчанином Лермонтова бароном

Д. П. Паленом после валерикского боя, в палатке барона Л. В. Россильона.
Это – оплечное, профильное изображение. У поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстёгнут, без эполет.
Это – единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений.

М. Ю. Лермонтов в фуражке.
Рисунок Д. П. Палена. Карандаш. 1840

Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле с натуры однополчанином Лермонтова бароном Д. П. Паленом после валерикского боя,

Слайд 14После возвращения из ссылки (с апреля 1838 по апрель 1840), в

пору расцвета поэтической деятельности Лермонтова художник А. И. Клюндер (1802 – 1875) создаёт 4 его портрета. Самый ранний – 1838 года. Лермонтов в чёрном расстёгнутом сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка, с красным воротником на синей подкладке, с эполетами корнета. Нейтральный фон портрета заставляет вглядеться в черты лица Лермонтова, и особенно в его глаза.
Известно, что Клюндер в это время выполнял серии портретов лейб-гусар по их заказу. Портрет Лермонтова – из собрания бывшего командира этого полка М. Г. Хомутова.
Долгое время портрет находился в Царскосельском дворце, затем попал в Артиллерийский музей и оттуда – в ИРЛИ.

Лермонтов.
Художник А. И. Клюндер. 1838

После возвращения из ссылки (с апреля 1838 по апрель 1840), в пору расцвета поэтической деятельности Лермонтова художник

Слайд 15Это наиболее популярный портрет работы А. И. Клюндера – из коллекции

князя В. А. Меншикова.
Портрет значительно отличается от предыдущих: иная прическа, иной поворот головы, более живое выражение лица. На портрете нет ни подписи, ни даты. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по которому и была изготовлена гравюра).

Лермонтов в сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка. Акварель А. И. Клюндера. 1839

Это наиболее популярный портрет работы А. И. Клюндера – из коллекции князя В. А. Меншикова.Портрет значительно отличается

Слайд 16Последний прижизненный портрет Лермонтова – 1841 год (до мая) – выполнен

во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки. А. А. Краевский заказал его К. А. Горбунову.
Изображение поясное, Лермонтов одет в сюртук Тенгинского полка. В 1875 году П. А. Ефремов, со слов Горбунова, сообщил, что художник не успел закончить работы «за отъездом Лермонтова на Кавказ и доделал уже после его смерти». В 1842 году по акварельному портрету Горбунова К. Поль изготовил литографию, которая была разослана подписчикам «Отечественных записок» одновременно с январским номером журнала. Портрет Горбунова был приложен также к первой части «Стихотворений» Лермонтова (1842 – 1844).
Таким образом, работа Горбунова оказалась первым изображением Лермонтова, с которым познакомились читатели, и единственным в течение почти 22 лет, по которому делалось множество гравюр и литографий.
Портрет хранится в Институте русской литературы.

М. Ю. Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка.
К. А. Горбунов. Акварель. 1841

Последний прижизненный портрет Лермонтова – 1841 год (до мая) – выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть