Слайд 1Анализ стихотворения
И.А. Бунина «Последний шмель»
Материалы к уроку
Автор: Грищенко Е.В.
учитель
русского языка
и
литературы
МКОУ ВСОШ № 4
г.Томск
2018
Слайд 2Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина
«Последний шмель»
Шмель- символ лета, тема природы
Последний- осень,
тема умирания, смерти
1916
Идёт Первая мировая война
Через год случится революция
Слайд 3Иван Алексеевич Бунин
«Последний шмель» 1916
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей
струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Общее настроение стихотворения:
Мрачное, тоскливое
Слайд 4Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Слайд 5Ты зачем залетаешь в жилье
человечье
И как будто тоскуешь со мной?
Слайд 6 За окном свет и зной, подоконники
ярки,
Безмятежны и жарки последние
дни,
,
Слайд 7Полетай, погуди – и в засохшей
татарке,
На подушечке красной, усни.
Слайд 8
Не дано тебе знать человеческой
думы,
Что давно опустели поля,
Слайд 9
Что уж скоро в бурьян сдует
ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Слайд 10Стихотворение И.А. Бунина
«Последний шмель»- это
пейзажная лирика
стихи о животных
любовная (интимная лирика)
гражданская лирика
философская
лирика
Через описание природы
раскрывается тема жизни и смерти.
Слайд 11Читаем фрагменты, с которых начинаются рассказы Бунина
и выбираем произведение, которое будем
изучать на следующем уроке
Слайд 12«Лёгкое дыхание»
На кладбище, над свежей глиняной насыпью
стоит новый крест из дуба,
крепкий, тяжёлый,
гладкий.
Апрель, дни серые; памятники кладбища,
просторного, уездного, ещё далеко видны сквозь
голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит
фарфоровым венком у подножия креста.
В самый же крест вделан довольно большой,
выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне
фотографический портрет гимназистки с
радостными, поразительно живыми глазами.
Это Оля Мещерская.
Слайд 13«Антоновские яблоки»
Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август
был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А "осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик". Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: "Много тенетника на бабье лето -- осень ядреная"... Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и -- запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести.
Слайд 14«Чистый понедельник»
Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ
в фонарях, тепло освещались витрины магазинов - и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, - в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды - оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие... Каждый вечер мчал меня в этот час на вытягивающемся рысаке мой кучер - от Красных ворот к храму Христа Спасителя: она жила против него; каждый вечер я возил её обедать в "Прагу", в "Эрмитаж", в "Метрополь", после обеда в театры, на концерты, а там к "Яру", в "Стрельну"...
Слайд 15Оплечье (бармы)- широкое оплечье или широкий воротник с нашитыми на него
изображениями религиозного характера и драгоценными камнями, надеваемый поверх парадного платья; часть парадной княжеской одежды, а к концу XV века — великокняжеской, потом царская регалия.
Слайд 16 Бархат-ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей. В
XVI веке бархат стал общеевропейским придворным материалом.