Презентация, доклад Литературный портрет Н. А. Некрасова

Содержание

Николай Алексеевич Некрасов происходил из дворянской, некогда богатой семьи из Ярославскй губернии. его отец — поручик и зажиточный помещик, невежественный, грубый и деспотичный человек. Мать Елена Андреевна Закревская (1801—1841), красивая и образованная дочь богатого арендатора земли. Родился

Слайд 1 Некрасов Николай Алексеевич

1821 -1878

Что бы ни случилось с нашей литературой, как бы пышно она ни развивалась, Некрасов всегда будет принадлежать к числу тех, которые составляют ее гордость, ее славу, ее украшение.
(Чернышевский Н. Г.)

Некрасов  Николай Алексеевич

Слайд 2Николай Алексеевич Некрасов происходил из дворянской, некогда богатой семьи из Ярославскй

губернии. его отец — поручик и зажиточный помещик, невежественный, грубый и деспотичный человек. Мать Елена Андреевна Закревская (1801—1841), красивая и образованная дочь богатого арендатора земли.

Родился в большом дому, напоминающем тюрьму, В котором грозный властелин свободно действовал один, Держа под страхом всю семью и челядь жалкую свою.
(стихотворение «Суд»)

И если я наполнил жизнь борьбою за идеал добра и красоты, И носит песнь, слагаемая мною, живой любви глубокие черты- О  мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты!

Николай Алексеевич Некрасов происходил из дворянской, некогда богатой семьи из Ярославскй губернии. его отец — поручик и зажиточный

Слайд 3Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу, Но я нигде так сладко не

дышал, как в Грешневе.

Не зол, но крут, детей в суровой школе Держал старик, растил, как дикарей. Мы жили с ним в лесу да в чистом поле, Травя волков, стреляя в глухарей.
                                                   1838 год.

Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу, Но я нигде так сладко не дышал, как в Грешневе.Не зол, но

Слайд 4Петербург встретил нищего недоучившегося провинциального гимназиста жестоко: отец отказал в содержании,

первая книга «Мечты и звуки» не произвела на публику впечатления: ни одного экземпляра не было продано. Это был его первый крах. Следом за ним – провал при поступлении в университет. Надо было сдать 15 экзаменов, из которых 4 – иностранные языки.  Из него ничего не вышло, жить было не на что. Начались петербургские мытарства.

Столица наша чудная Богата через край, Житье в ней нищим трудное, Миллионерам — рай.

Я отроком покинул отчий дом.
(За славой я в столицу торопился.)
В шестнадцать лет я жил своим трудом
И между тем урывками учился.

Петербург встретил нищего недоучившегося провинциального гимназиста жестоко: отец отказал в содержании, первая книга «Мечты и звуки» не

Слайд 5«Я дал себе слово не умереть на чердаке. Нет,– думал я

,– будет и тех, которые погибли прежде меня,– я пробьюсь во что бы то ни стало. Лучше по Владимировке, чем околевать беспомощным, забытым всеми».


Литературный бродяга,  он писал за гроши, сочинял водевили для театра, голодал так, что нищие ему подавали.

«Господи, сколько я работал. Уму непостижимо, сколько я работал: не преувеличу, если скажу, что в несколько  лет  исполнил до 200  листков журнальной работы».

«Я дал себе слово не умереть на чердаке. Нет,– думал я ,– будет и тех, которые погибли

Слайд 6Мать касатиком сына зовет, Сын любовно глядит на старуху, Молодая бабенка ревет И всё

просит остаться Ванюху, А старик непреклонно молчит: Напряженная строгость во взоре, Словно сам на себя он сердит За свое бесполезное горе.

Городская улица у Некрасова - сцена, на которой разыгрываются человеческие драмы.

Закушенный калач дрожал в его руке; Он был без сапогов, в дырявом сюртуке; Лицо являло след недавнего недуга, Стыда, отчаянья, моленья и испуга...

Петербург ему солон достался:
В наводненье жену потерял,
Целый век по квартирам таскался
И четырнадцать раз погорал.

Эко времечко!.. господи боже! Как ни дорого бедному жить, Умирать ему вдвое дороже: На кладбище-то место купить, Да попу, да на гроб, да на свечи..."

Мать касатиком сына зовет, Сын любовно глядит на старуху, Молодая бабенка ревет И всё просит остаться Ванюху,

Слайд 7Стихотворение реалистично описывает болезнь всего русского общества. Знать ленива и равнодушна,

перед ней раболепствуют остальные, а крестьяне бесправны и покорны. Жанровая сценка у парадного подъезда – повод к размышлению о судьбе русского народа и русского общества. Это образец гражданской лирики.

Размышления у парадного подъезда

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;

Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах.
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: "Гони!
Наш не любит оборванной черни!"

Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/239.htm

Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные Неисходное горе в сердцах.

Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/239.htm

Стихотворение реалистично описывает болезнь всего русского общества. Знать ленива и равнодушна, перед ней раболепствуют остальные, а крестьяне

Слайд 8 Произведение названо «Размышления

у парадного подъезда». Это рассуждение художественного типа: в нем не высказан прямо тезис рассуждения (основная мысль), а даны только «основания», которые представляют собой художественные образы и картины.

Лирический горой стихотворения обращается к Вельможе, к Родной земле, к Волге, к Народу. Стихотворение построено, таким образом, как разговор с «молчаливыми» собеседниками, т. е. как скрытый диалог. Этим определяются и особенности синтаксиса стихотворения: риторические вопросы, обращения и восклицания, повторения. Четыре обращения-размышления лирического героя, из которых состоит основная часть стихотворения, составляют поэтическое целое.

В конце 50-х годов Некрасов своим стихотворением «Размышления у парадного подъезда» призывает проникнуться сочувствием к народу и помочь ему выйти из состояния духовного сна.

В плане сюжетном они связаны движением переживаний лирического героя.

В плане композиционном поэтическая цельность стихотворения достигается образами сна. Они как бы обрамляют размышления героя о народе, составляющие основную часть стихотворения

Произведение названо «Размышления у парадного подъезда». Это рассуждение художественного

Слайд 9«Я сблизился с Белинским. Принялся немного за стихи. Приношу к нему

начатое стихотворение  «Родина». Белинский пришел в восторг.

Белинский был особенно любим… Молясь твоей многострадальной тени, Учитель! Перед именем твоим  позволь смиренно преклонить колени!

1840–1844 гг. — период тяжелой литературной поденщины, открывший, однако, поэту доступ к известным периодическим изданиям. В эти годы Н.А. Некрасов сблизился с литературным критиком Белинским и супругами Панаевыми, игравшими заметную роль в российской литературой жизни.

В 1845 году, вместе с журналистом Иваном Ивановичем Панаевым, приобрел в аренду основанный Пушкиным «Современник» и сделал из журнала самое передовое издание своего времени. Именно в этом году и началась история его любви к Авдотье Яковлевне Панаевой.

«Я сблизился с Белинским. Принялся немного за стихи. Приношу к нему начатое стихотворение  «Родина». Белинский пришел в

Слайд 10"Панаевский цикл", стихи которого многие слышали и читали, один из лучших

образцов интимной лирики. Он всецело посвящен любви поэта к его музе – Авдотье Панаевой. Стихи «Панаевского цикла» представляют собой некое признание в любви ей, музе поэта.

Эта женщина была петербургской светской дамой, о ее роковую холодность разбились многие сердца. Она отличалась красотой и особым поведением. Кроме внешней привлекательности была в ней еще и незримая загадка, присущая роковым женщинам, из-за которых рушатся судьбы и обрываются жизни.

Кроме литературной ценности стихотворения Некрасова из «Панаевского цикла» имеют и историческую значимость. Все потому, что кроме них практически не сохранилось сведений об этом страстном романе поэта и его вдохновительницы. -

Ах ты страсть роковая, бесплодная,
Отвяжись, не тумань головы!
Осмеет нас красавица модная,
Вкруг нее увиваются львы:


Поступь гордая, голос уверенный,
Что ни скажут - их речь хороша,
А вот я-то войду, как потерянный,-
И ударится в пятки душа!


Слайд 11Тяжелый крест достался ей на долю: Страдай, молчи, притворствуй и не плачь; Кому

и страсть, и молодость, и волю – Всё отдала, – тот стал ее палач!

Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья, – Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз!
Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь, – Благослови и не забудь!

Я зову ее желанную:
Улетим с тобою вновь
В ту страну обетованную.
Где венчала нас любовь.

Если проза в любви неизбежна, Так возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья...

За счастье сердца моего
Томим боязнию ревнивой,
Не допускал я никого
В тайник души моей стыдливой.

Тяжелый крест достался ей на долю: Страдай, молчи, притворствуй и не плачь; Кому и страсть, и молодость,

Слайд 12Уже в начале 1846 года Некрасов  печатается в «Петербургском Вестнике», где

помещает стихи «В дороге», «Колыбельная песня»

Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему.
Он не смолкал — и пронзительно звонок
Был его крик... Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребенок...
Бедная! слез безрассудных не лей!

Помнишь ли день, как больной и голодный
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?

«Еду ли ночью по улице темной»).

Уже в начале 1846 года Некрасов  печатается в «Петербургском Вестнике», где помещает стихи «В дороге», «Колыбельная песня»Плакал

Слайд 13С этого момента удача будет сопутствовать Некрасову во всем: «Современник» будет

приносить большие доходы. К чести Некрасова, он не стал экономить на писателях – в его журнале выплачивались солидные гонорары, часто выдавались деньги под залог будущих произведений. Это был риск и немалый. «Современник продержался при Некрасове 20 лет и был ведущим журналом России.

Писатели – сотрудники журнала «Современник»: Тургенев И. С., Соллогуб В. А. ,Толстой Л. Н. Некрасов Н. А. Григорович Д. В. , Панаев И. И.

С этого момента удача будет сопутствовать Некрасову во всем: «Современник» будет приносить большие доходы. К чести Некрасова,

Слайд 14Для Н. А. Некрасова на первом месте всегда был простой народ.

Казалось, что поэт переносит себя благодаря своему творчеству в жизнь крестьян, испытывает те же чувства, что и они.

В дороге
Слышь, как щепка худа и бледна, Ходит, тоись, совсем через силу, В день двух ложек не съест толокна - Чай, свалим через месяц в могилу... А с чего?.. Видит бог, не томил Я ее безустанной работой... Одевал и кормил, без пути не бранил, Уважал, тоись, вот как, с охотой... А, слышь, бить - так почти не бивал, Разве только под пьяную руку..." - Ну, довольно, ямщик! Разогнал Ты мою неотвязную скуку!..

Железная дорога
Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цынгой.
Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда… Всё претерпели мы, божии ратники, Мирные дети труда!

Душно! без счастья и воли Ночь бесконечно длинна. Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна!
Грязь над пучиною моря, В поле, в лесу засвищи, Чашу народного горя Всю расплещи!..

Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой, Обутым в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки, И был невыносимо дик И страшно ясен в тишине Их мерный похоронный крик — И сердце дрогнуло во мне.

Для Н. А. Некрасова на первом месте всегда был простой народ. Казалось, что поэт переносит себя благодаря

Слайд 15Родина

И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих,

бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства, Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов Завидовал житью последних барских псов…

Похороны

Меж высоких хлебов затерялося Небогатое наше село. Горе горькое по свету шлялося И на нас невзначай набрело. Ой, беда приключилася страшная! Мы такой не знавали вовек: Как у нас - голова бесшабашная - Застрелился чужой человек!

Тишина

Все рожь кругом, как степь живая, Ни замков, ни морей, ни гор… Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор! За дальним Средиземным морем, Под небом ярче твоего, Искал я примиренья с горем, И не нашел я ничего!

На родине

Роскошны вы, хлеба заповедные Родимых нив,— Цветут, растут колосья наливные, А я чуть жив! Ах, странно так я создан небесами, Таков мой рок, Что хлеб полей, возделанных рабами, Нейдёт мне впрок!

РодинаИ вот они опять, знакомые места, Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста, Текла среди пиров,

Слайд 16 «Муза мести и

печали»
Н. Л. Некрасов о назначении поэта и поэзии
 

Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан,

Я призван был воспеть твои страданья, Терпеньем изумляющий народ! И бросить хоть единый луч сознанья На путь, которым Бог тебя ведет...

С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать...

Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен

О Муза! я у двери гроба! Пускай я много виноват, Пусть увеличит во сто крат Мои вины людская злоба — Не плачь! завиден жребий наш, Не наругаются над нами: Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу! Не русский — взглянет без любви На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу…

«Муза мести и печали»Н. Л. Некрасов о назначении поэта

Слайд 17.
Памяти Добролюбова
Но слишком рано твой ударил час И вещее перо из рук

упало. Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало!
Года минули, страсти улеглись, И высоко вознесся ты над нами… Плачь, русская земля! но и гордись- С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты И в недра не брала свои обратно: Сокровища душевной красоты Совмещены в нем были благодатно… Природа-мать! когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни…

Памяти Белинского

Наивная и страстная душа, В ком помыслы прекрасные кипели, Упорствуя, волнуясь и спеша, Ты честно шел к одной высокой цели…

…Ты нас гуманно мыслить научил,      Едва ль не первый вспомнил о народе,     Едва ль не первый ты заговорил     О равенстве, о братстве, о свободе...

На смерть Шевченко
С давнего времени: молодость трудная, Полная страсти, надежд, увлечения, Смелые речи, борьба безрассудная, Вслед затем долгие дни заточения. Всё он изведал: тюрьму петербургскую, Справки, доносы, жандармов любезности, Всё — и раздольную степь Оренбургскую, И ее крепость. В нужде, в неизвестности Там, оскорбляемый каждым невеждою, Жил он солдатом с солдатами жалкими…

.Памяти ДобролюбоваНо слишком рано твой ударил час И вещее перо из рук упало. Какой светильник разума угас!

Слайд 18"И вижу я себя ребенком...»
Тема детства в поэзии Н.А.Некрасова
Играйте же, дети,

растите на воле,
На то вам и красное детство дано!
Н.А.Некрасов

«Саша»
«Плач детей»
«Крестьянские
дети»
«Стихи, посвященные детям»
«Железная дорога»
«Песня Еремушке»
«Дедушка» и другие

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик).

Чу! Шепот какой-то… а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.

Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.


Слайд 19Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою

силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц.
«Мороз, красный нос»

Пленительные образы! Едва ли     В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь прекраснее встречали.     Их имена забыться не должны.     Н. Некрасов

В игре ее конный не словит, В беде — не сробеет, — спасет: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет! «Мороз, красный нос»

Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли На женщину русской земли.

Подумай!.. - Я целую ночь не спала, Молилась и плакала много.
Я божию матерь на помощь звала, Совета просила у бога…

Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со

Слайд 20Поэтизация Некрасовым народа как создателя всех материальных и духовных ценностей в

стихотворении «Железная дорога».
Лирический герой в стихотворении «Родина».
Образ революционера-демократа в стихотворении «Памяти Добролюбова».


Составьте путеводитель по лирике Некрасова, подобрав к каждому пункту плана стихотворения соответствующего содержания, прокомментируйте по одному из стихотворений в каждом разделе.

ДОМАШНЯЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Ответьте на вопросы по лирике Некрасова:

Назначение поэта и поэзии в понимании Некрасова (по стихотворению «Поэт и гражданин»).
Воспевание подвига женщин (По поэмам «Мороз, Красный нос» и «Русские женщины»
Роль стихотворений о детстве для развития этой тематики в русской литературе

Поэтизация Некрасовым народа как создателя всех материальных и духовных ценностей в стихотворении «Железная дорога».

Слайд 21«Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о

народе, — писал Н. А. Некрасов о своей работе над главной поэмой в своей жизни, — все, что мне привелось услыхать из уст его, и я наметил «Кому на Руси жить хорошо»… Это будет эпопея современной крестьянской жизни…»

Вопросы для обсуждения:
История создания поэмы.
2. Основная творческая задача, поставленная поэтом.
3. Композиция поэмы.
4. Система образов в поэме.
Литературный монтаж по главам

«Многообразие крестьянских типов в поэме
Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

«Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, — писал Н. А. Некрасов

Слайд 22Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» рассказывает о путешествии семерых

крестьян по России в поисках счастливого человека. Произведение было написано в конце 60-х-середине 70-х гг. XIX века, после реформ Александра II и отмены крепостного права. В постреформенном обществе, не только не исчезли многие старые пороки, но и появилось множество новых.
По замыслу Николая Алексеевича Некрасова, странники должны были в конце пути достичь Петербурга, но из-за болезни и скорой смерти автора поэма осталась неоконченной. Произведение «Кому на Руси жить хорошо» написано белым стихом и стилизовано под русские народные сказания.

«Кому на Руси жить хорошо»

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» рассказывает о путешествии семерых крестьян по России в поисках счастливого

Слайд 23ЧАСТЬ I
   В прологе рассказывается о тех событиях, что происходят в

самой поэме. Т.е. о том, как семеро крестьян: Роман, Демьян, Лука, братья Губины Иван и Митродор, Пахом, Пров —из деревень Заплатово , Неурожайко , Дырявино , Знобишино , Разутово , Неелово , Горелово завели спор на тему «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Этот острый социальный вопрос Николай Алексеевич неспроста отдает на рассмотрение неграмотному и невежественному классу, коими и считались крестьяне в конце XIX века. В произведение поэт включил такие сказочные условности, как вещая птица, скатерть-самобранка. И мужики, бросив свои дела, отправляются в нелегкий путь поиска справедливости да счастья.

Крестьяне распоясались, У скатерти уселися, Пошел тут пир горой!
На радости целуются, Друг дружке обещаются Вперед не драться зря,
А с толком дело спорное По разуму, по-божески, На чести повести –
В домишки не ворочаться, Не видеться ни с женами
Ни с малыми ребятами, Ни с стариками старыми,
Покуда делу спорному
Решенья не найдут, Покуда не доведают
Как ни на есть доподлинно:
Кому живется счастливо, Вольготно на Руси?

Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch1-prolog.htm

ЧАСТЬ I   В прологе рассказывается о тех событиях, что происходят в самой поэме. Т.е. о том, как

Слайд 24

Глава I Поп.
  На пути крестьянам встречаются разные странники: мастеровые, нищие, такой же, как и они крестьянин-лапотник, ямщики, да солдаты. Но вопросов о счастье мужики им не задают: « Солдаты шилом бреются, Солдаты дымом греются, Какое счастье тут? ». Ближе к вечеру мужики встретили попа. Из его жалобных речей выясняется, что «разорились помещики», намекая на отмену крепостного права Александром II Освободителем в 1861 году. Идеал счастья попа - это «покой, богатство, честь». Но в настоящей жизни этого у него не стало, в связи с обнищанием помещиков да крестьян и богатому сытому образу жизни попа наступил конец. 

Скажи ж ты нам по-божески: Сладка ли жизнь поповская? Ты как - вольготно, счастливо Живешь, честной отец?.."

Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch1-pop.htm

Не верьте, православные, Привычке есть предел: Нет сердца, выносящего Без некоего трепета Предсмертное хрипение, Надгробное рыдание, Сиротскую печаль! Аминь!..Теперь подумайте, Каков попу покой?.."

Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch1-pop.htm


Слайд 25

Глава II Сельская ярмарка .
  В этой главе мужики отправляются в торговое село Кузьминское , чтобы там расспросить о счастье народ. Они слышат разное: кто-то что-то покупает, продает, а кто-то и вовсе прогуляв все сбережения не может купить подарки родным. Русский люд умеет отдыхать, а потому гуляет с размахом, будто последний день живет. Наглядевшись вдоволь, мужики отправляются в путь.

По пьяным по головушкам Играет солнце вешнее... Хмельно, горласто, празднично, Пестро, красно кругом! Штаны на парнях плисовы, Жилетки полосатые, Рубахи всех цветов; На бабах платья красные, У девок косы с лентами, Лебедками плывут!

Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch1-selskaya-yarmonka.htm

Мужик какой-то крохотный Ходил, ободья пробовал: Погнул один - не нравится, Погнул другой, потужился, А обод как распрямится - Щелк по лбу мужика!

Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch1-selskaya-yarmonka.htm

Странникам называют себя счастливыми люди из народа: «Пришел дьячок уволенный...».
Мужики не признали счастливыми ни одного из них: Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями, Проваливай домой!

Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch1-selskaya-yarmonka.htm


Слайд 26

Глава III. Пьяная ночь.
   На ярмарке мужики познакомились с новым в поэме персонажем – Павлушей Веретенниковым. Он-то и вещает нашим «героям» об ужасной черте русского человека – пьянстве. Яким Нагой, в свою очередь, контраргументирует высказыванием, что горе приходится заливать вином. Поэт вообще создал Якима Нагого как воплощение пахаря- труженика , который способен к размышлениям.

Яким, старик убогонький, Живал когда-то в Питере, Да угодил в тюрьму: С купцом тягаться вздумалось! Как липочка ободранный, Вернулся он на родину
И за соху взялся. С тех пор лет тридцать жарится На полосе под солнышком, Под бороной спасается От частого дождя, Живет - с сохою возится,
А смерть придет Якимушке - Как ком земли отвалится, Что на сохе присох...

Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch1-pyanaya-noch.htm

Народ понимает, кто виноват в бедственном положении его, о чем свидетельствует речь Якима Нагого, крестьянина, задавленного тяжелой работой, но сохранившего ясный ум; выбравшись на вал, Яким Нагой произносит резкую обличительную речь, чтобы объяснить, почему мужик пьет: «Постой, башка порожняя!..».  Протест Якима Нагого — это стихийный протест.

Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch1-pyanaya-noch.htm

В деревне Босовае Яким Нагой живет. Он до смерти работает, до полусмерти пьет.


Слайд 27Глава IV. Счастливые.
  Странникам советуют о счастье спросить у Ермилы Гирина,

который держал мельницу. По суду мельницу решают продать. На торгах Ермила торгуется с купцом Алтынниковым — каждый поднимает цену. Ермила выиграл торг,  Деньги в долг ему дали крестьяне на площади, так как Ермила славился своей честностью и справедливостью.

Только однажды, будучи бурмистром он отправил в армию вместо своего старшего брата сына крестьянки, но «затосковал» и покаялся перед народом. Странники не могут встроетиться с Ермилой – он в остроге.

Глядеть весь город съехался, Как в день базарный, пятницу, Через неделю времени Ермил на той же площади Рассчитывал народ. Упомнить где же всякого? В ту пору дело делалось В горячке, второпях! Однако споров не было, И выдать гроша лишнего Ермилу не пришлось. Еще, он сам рассказывал, Рубль лишний - чей бог ведает!- Остался у него. Весь день с мошной раскрытою Ходил Ермил, допытывал: Чей рубль? да не нашел. Уж солнце закатилося, Когда с базарной площади Ермил последний тронулся, Отдав тот рубль слепым...

Слыхал ли кто из вас, Как бунтовалась вотчина Помещика Обрубкова, Испуганной губернии, Уезда Недыханьева, Деревня Столбняки?.. Как о пожарах пишется В газетах (я их читывал): "Осталась неизвестною Причина" - так и тут: До сей поры неведомо Ни земскому исправнику, Ни высшему правительству, Ни столбнякам самим, С чего стряслась оказия, А вышло дело дрянь.

Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch1-schastlivye.htm

Глава IV. Счастливые.  Странникам советуют о счастье спросить у Ермилы Гирина, который держал мельницу. По суду мельницу

Слайд 28Глава V. Помещик .
   Рассказ помещика Оболт-Оболдуева о своей жизни. Ключевыми

словами описания прошлой жизни являются: «дышала грудь помещичья свободно и легко»: «Кого хочу - помилую, Кого хочу-казню. Закон - мое желание! Кулак - моя полиция! ». «Сейчас же все изменилось, крестьяне отдают предпочтение воровству, как более простому и легкому делу, чем работе. В процессе рассказа, помещик понимает, насколько никчемна его жизнь: ...Чему учился я? Что видел я вокруг? Коптил я небо Божие, Носил ливрею царскую, Сорил казну народную И думал век так жить». Глава оканчивается слезами помещиками и его ощущением себя глубоко несчастным человеком. 

Так вот как, благодетели, Я жил с моею вотчиной, Не правда ль, хорошо?.." - "Да, было вам, помещикам, Житье куда завидное, Не надо умирать!" "И всё прошло! всё минуло!... Чу! похоронный звон!.."

Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch1-pomeschik.htm

Крестьяне сочувствуют помещику, думают про себя: « Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!..."

Глава V. Помещик .   Рассказ помещика Оболт-Оболдуева о своей жизни. Ключевыми словами описания прошлой жизни являются: «дышала

Слайд 29

ЧАСТЬ II . ПОСЛЕДЫШ
   Посвящена истории князя Утятина. Он до сих пор не может поверить, что реформа по освобождению крестьян навсегда лишила его помещичьих привилегий

"Помещик наш особенный: Богатство непомерное,
Чин важный, род вельможеский, Весь век чудил, дурил, Да вдруг гроза и грянула... Не верит: врут, разбойники! Посредника, исправника Прогнал! дурит по-старому. Стал крепко подозрителен, Не поклонись - дерет!
Сам губернатор к барину Приехал: долго спорили, Сердитый голос барина В застольной дворня слышала; Озлился так, что к вечеру Хватил его удар!
Всю половину левую Отбило: словно мертвая
И, как земля, черна... Пропал ни за копеечку!
Известно, не корысть, А спесь его подрезала,
Соринку он терял".

Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch2-glava-2.htm

. Княжеские сыны просят крестьянский народ хотя бы внешне сохранить прежние формы отношения «помещик-крестьянин». В тексте это отображается словами: «Помалкивайте, кланяйтесь, да не перечьте хворому , мы вас вознаградим». Крестьяне вроде бы выражают согласие: «шутили мы, дурачились... »


Слайд 30Но радость их вохлацкая была непродолжительна.
Со смертию последыша пропала ласка

барская:
Опохмелиться не дали гвардейцы вахлакам!
А за луга поемные Наследники с крестьянами тягаются доднесь.
Влас за крестьян ходатаем, живет в Москве… был в Питере, А толку что-то нет!

Некрасов стремится в главе «Последыш» запечатлеть свое время во всей его сложности: показать страшную силу инерции прошлого, заклеймить пережитки крепостничества в социально-экономической жизни России 70-х годов и в то же время художественно запечатлеть те сдвиги, которые произошли в народном сознании за десятилетие.

на вопрос старосты Власа о цели их странствий мужики дают неожиданный для читателя ответ:
Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошенной волости,
Избыткова села!..

Но радость их вохлацкая была непродолжительна. Со смертию последыша пропала ласка барская: Опохмелиться не дали гвардейцы вахлакам!

Слайд 31ЧАСТЬ III. КРЕСТЬЯНКА.
   Третья часть поэмы автор составил из пролога и

восьми глав. Повествование происходит от лица Матрены Тимофеевны, которую все вокруг считают счастливицей, хотя самой Матрене так не кажется. Она рассказывает мужикам о своей жизни. В ее исповедь включены истории святорусского богатыря Савелия, которую он рассказывает самостоятельно. Жизнь Матрены Тимофеевны наполнена трагизмом.

 

В итоге своей исповеди, Матрена говорит мужикам: «Не дело между бабами счастливую искать!». Старушка, в том же селении, дала очень точную характеристику женской доли: «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого! » 
 

Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина, Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький,
Да серп через плечо.

Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch3-prolog.htm

ЧАСТЬ III. КРЕСТЬЯНКА.   Третья часть поэмы автор составил из пролога и восьми глав. Повествование происходит от лица

Слайд 32Рассказывает странникам Матрена Тимофеевна о Савелии, богатыре святорусском.Он отбыл двадцатилетнюю каторгу

за то, что принял участие в убийстве управляющего — немца Фогеля . Вернувшись с каторги, Савелий с достоинством рассказывает о своем участии в убийстве немца-зверя и на прозвище «клейменый» с гордостью отвечает: «Клейменый, да не раб!..».
.

С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно как из лесу, Согнувшись, выходил.
Дугой спина у дедушки, - Сначала всё боялась я,
Как в низенькую горенку Входил он. ну распрямится? Пробьет дыру медведище В светелке головой!
Да распрямиться дедушка Не мог: ему уж стукнуло,
По сказкам, сто годов. Дед жил в особой горнице, Семейки недолюбливал. В свой угол не пускал…

Источник: http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/komu-na-rusi-zhit-horosho/ch3-savelij-bogatyr.htm

Убийство помещика или любого другого угнетателя крестьяне не считают преступлением, наоборот, они верят, что это подвиг и что за него бог простит все грехи. Эту же мысль подтверждает «Легенда о двух великих грешниках»

Рассказывает странникам Матрена Тимофеевна о Савелии, богатыре святорусском.Он отбыл двадцатилетнюю каторгу за то, что принял участие в

Слайд 33

«Легенда о двух великих грешниках»
Атаман разбойников Кудеяр пролил много безвинной кровушки, но со временем его начали мучить угрызения совести. Тогда он "голову снес полюбовнице и есаула засек", а потом "старцем в одежде монашеской" вернулся в родные края, где неустанно молит Господа отпустить ему грехи.     Возникает ангел, указывает на огромный дуб, говорит Кудеяру, что грехи ему отпустят лишь тогда, когда он срежет этот дуб тем же ножом, каким людей убивал. Разбойник принимается за дело. Мимо проезжает пан Глуховский, завязывается разговор. Глуховский, о котором ходят страшные рассказы, выслушав Кудеяра, усмехается:     Спасения     Я уж не чаю давно,     В мире чту только женщину, :      Золото, честь и вино.     Жить надо, старче, по-моему:     Сколько холопов гублю,     Мучу, пытаю и вешаю,     А поглядел бы, как сплю!     Кудеяр набрасывается на Глуховского и вонзает ему в сердце
нож.
Тотчас дуб падает, с отшельника "скатилося... бремя грехов"...

Слайд 34Сюжетно четвертая часть продолжает вторую часть: умер князь Утятин, и крестьяне

устроили пир на весь мир). Странники присутствуют как гости: они слушают песни, рассказы о Якове, о Кудеяре , о старосте Глебе. Но вот великий пир кончился. «Уснув, остались под ивой наши странники». А автор тем временем рассказывает о Грише Добросклонове .
Гриша Добросклонов поет песни, в которых отражаются думы о народе самого Некрасова:

«Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая,
Ты и бессильная, Матушка Русь! ..»
В рабстве спасенное Сердце свободное —
Золото, золото Сердце народное! Сила народная, Сила могучая — Совесть спокойная, Правда живучая! Сила с неправдою Не уживается, Жертва неправдою Не вызывается, Русь не шелохнется, Русь — как убитая! А загорелась в ней Искра сокрытая, Встали — небужены, Вышли — непрошены, Жита по зернышку Горы наношены! Рать подымается Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!

Сюжетно четвертая часть продолжает вторую часть: умер князь Утятин, и крестьяне устроили пир на весь мир). Странники

Слайд 35 Гриша Добросклонов выходец из народа, семинарист;
Гриша

Добросклонов — революционер-демократ по своим общественно-политическим взглядам;
Любовь к родине и народу — основной мотив его песен и жизненных подвигов, к которым он готовит себя;
Гриша — тот самый счастливый человек, которого искали мужики-странники;
Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного!..
Счастлив тот, кто отдает жизнь свою борьбе за освобождение народа, — вот мысль, которую вызывает у читателя образ Гриши Добросклонова.
Гриша Добросклонов выходец из народа, семинарист;   Гриша Добросклонов — революционер-демократ по своим общественно-политическим

Слайд 36 Обучающее сочинение-рассуждение по

творчеству Н. А. Некрасова
(Обобщающее сочинение-рассуждение по нескольким произведениям разных писателей)
Разберем тему «Некрасов и его предшественники о поэте и поэзии».
Самый сложный этап в работе над подобной темой — это определение объема темы и отбор материала для сочинения.
Определим объем темы, т. е. назовем важнейшие произведения Некрасова и его предшественников о поэте и поэзии:
К. Ф. Рылеев — «Гражданин»;
А. С. Пушкин — «К другу стихотворцу», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Чиновник и поэт», «Пророк», «Поэт» («Пока не требует поэта...»), «Поэт и толпа», «Поэту» («Поэт! не дорожи любовию народной...»), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»;
М. Ю. Лермонтов — «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк»; Н. В. Гоголь — о двух типах поэтов (лирическое отступление в начале VII главы «Мертвых душ»);
Н. А. Некрасов — «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Муза».

Обучающее сочинение-рассуждение по творчеству Н. А. Некрасова(Обобщающее сочинение-рассуждение по

Слайд 37Формулировка темы нашего сочинения требует, чтобы мы определили, в каком отношении

находится Некрасов к поэтам и писателям предшествующего периода в разработке темы поэта и поэзии.

Вспомнив идейный смысл каждого из названных нами произведений, мы придем к выводу: Некрасов во взглядах на поэта и поэзию не противоположен своим предшественникам, а продолжает их. Следовательно, основной тезис сочинения-рассуждения можно сформулировать так:

«Для Некрасова и его предшественников является общей мысль о служении поэта народу, о пророческом назначении поэзии, ведущей народ к осуществлению лучших идеалов своего времени».
Формулировка темы нашего сочинения требует, чтобы мы определили, в каком отношении находится Некрасов к поэтам и писателям

Слайд 38Обоснованием этого тезиса будет указание на то, как художественно реализуется эта

мысль у Некрасова и его предшественников:
Прямое декларативное заявление об общественной, гражданской роли поэта (Рылеев — «Гражданин», Некрасов — «Поэт и гражданин»).
Образ музы, руководящей поэтом: муза Пушкина (начало VIII главы романа «Евгений Онегин»), муза Некрасова («Вчерашний день, часу в шестом...»).
Образ поэта, данный в различных противопоставлениях:
поэт, томимый «духовной жаждою», и поэт-пророк (Пушкин — «Пророк»);
поэт, «воспламеняющий бойца для битвы», и поэт, забывший о своем высоком назначении (Лермонтов — «Поэт»);
поэт — обличитель общественных пороков и поэт, парящий высоко над жизнью (Гоголь — размышление о двух типах поэтов в начале VII главы «Мертвых душ»; Некрасов — «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин»);
поэт, отстаивающий свою независимость от мнения толпы, не посвященной в тайны искусства, и толпа, диктующая ему свою волю (Пушкин — «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа»; Лермонтов — «Журналист, читатель и писатель», «Пророк»; Некрасов — «Элегия»);
поэт и народ (Пушкин — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; Некрасов — «Элегия»).
Обоснованием этого тезиса будет указание на то, как художественно реализуется эта мысль у Некрасова и его предшественников:

Слайд 39Результатом такого разбора будет мысль о том, что

Некрасов в разработке

темы поэта и поэзии был преемником и продолжателем великих русских поэтов предшествующего времени.

Во вступлении нужно указать на объем данной темы, на принцип отбора стихотворений, которые будут рассмотрены в сочинении, на невозможность обозреть все стихотворения о поэте и поэзии Пушкина, Лермонтова, Некрасова, потому что обобщающая тема такого обзора не требует. За пределами сочинения останутся те стихотворения Пушкина, например, которым нет аналогии в творчестве Некрасова

В заключении упомянуть продолжателей поэзии Некрасова, показать злободневность поэзии в жизни общества.
Результатом такого разбора будет мысль о том, что Некрасов в разработке темы поэта и поэзии был преемником

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть