Презентация, доклад Литературная группировка Серапионовы братья

Презентация. Литературная группировка Серапионовы братья, предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 143 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Презентация Литературная группировка  «Серапионовы братья»
Текст слайда:

Презентация Литературная группировка «Серапионовы братья» Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар


Слайд 2

Слайд 11
«Серапио́новы бра́тья» — объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Петрограде 1 февраля 1921. Название заимствовано из
Текст слайда:

«Серапио́новы бра́тья» — объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Петрограде 1 февраля 1921.
Название заимствовано из цикла новелл немецкого романтика
Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья», в которых описывается литературное содружество имени пустынника Серапиона.


Слайд 15
В 1919 году при издательстве «Всемирная литература» была создана Студия художественного перевода. Однако вскоре встречи молодёжи, пришедшей
Текст слайда:

В 1919 году при издательстве «Всемирная литература» была создана Студия художественного перевода.
Однако вскоре встречи молодёжи, пришедшей овладеть этим искусством, стали носить более всеобъемлющий характер.
Разговоры о литературе, мастерстве писателя и сущности искусства составляли главное содержание собраний.
Вскоре они преобразовались в Литературную студию.


Слайд 18
Инициатором её организации был Н. Гумилёв, а руководство взял на себя К. Чуковский. Андрей Белый, Н.
Текст слайда:

Инициатором её организации был Н. Гумилёв, а руководство взял на себя
К. Чуковский.
Андрей Белый, Н. Замятин,
К. Чуковский,
Н. Гумилёв, В. Шкловский
проводили на собраниях
семинары и читали лекции.
Число последователей ширилось
и к 1920 году составляло 350 человек.


Слайд 20
Литераторы, которым стало тесно в рамках этой студии, отделились и создали группу «Серапионовы братья».
Текст слайда:

Литераторы, которым стало тесно в рамках этой студии, отделились и создали группу «Серапионовы братья».


Слайд 21
Первоначально группа сложилась из кружка учеников Е. Замятина и В. Шкловского, занимавшихся в «Доме искусств»,  а затем в «Литературной студии» под руководством К. Чуковского, Н. Гумилёва и Б. Эйхенбаума.
Текст слайда:

Первоначально группа сложилась из кружка учеников Е. Замятина и В. Шкловского, 
занимавшихся в «Доме искусств»,
 а затем в «Литературной студии»
 под руководством К. Чуковского,
Н. Гумилёва и Б. Эйхенбаума.


Слайд 23
Члены данного объединения настаивали на том, что они являются не литературной школой, а только лишь содружеством критиков,
Текст слайда:

Члены данного объединения настаивали на том, что они являются не литературной школой, а только лишь содружеством критиков, прозаиков и поэтов, связанных общими взглядами на содержание искусства.


Слайд 25
Литературная группировка «Серапионовы братья» местом своих встреч выбрала комнату Слонимского. Его изображение даже стало эмблемой группы.
Текст слайда:

Литературная группировка «Серапионовы братья» местом своих встреч выбрала комнату Слонимского.
Его изображение даже стало эмблемой группы.


Слайд 26
Литературоведы сходятся во мнении, что собрания происходили по субботам, хотя на самом деле единомышленники могли собраться и
Текст слайда:

Литературоведы сходятся во мнении, что собрания происходили по субботам, хотя на самом деле единомышленники могли собраться и в другой день недели.


Слайд 28
На встречах читались произведения членов группы, которые потом подробно и взыскательно обсуждались. Писатели спорили об искусстве, рассматривали
Текст слайда:

На встречах читались произведения членов группы, которые потом подробно и взыскательно обсуждались.
Писатели спорили об искусстве, рассматривали новые пути развития литературы.
Можно догадаться, что дискуссии были жаркими и эмоциональными.


Слайд 30
Первое заседание «Серапионовых братьев» состоялось 1 февраля 1921, от этого дня шло «серапионовское летосчисление». Почти сразу приём
Текст слайда:

Первое заседание «Серапионовых братьев» состоялось 1 февраля 1921, от этого дня шло «серапионовское летосчисление».
Почти сразу приём новых членов был ужесточён, а затем и прекращён вовсе.


Слайд 32
«Канонический» состав группы запечатлён на фотографии 1921.
Текст слайда:

«Канонический» состав группы запечатлён на фотографии 1921.


Слайд 33
Членами объединения были
Текст слайда:

Членами объединения были


Слайд 35
Лев Лунц        Молодой 20-летний Лев Лунц стал негласным лидером группы.
Текст слайда:

Лев Лунц
Молодой 20-летний Лев Лунц стал негласным лидером группы.
Умный, всегда оживленный, невероятно талантливый – в первые встречи серапионов именно он «разогревал» своих коллег.
Лунц прожил всего 23 года, но успел оставить заметный след в душах писателей.
Некролог Лунцу написали М. Горький, Н. Берберова, Ю. Тынянов, К. Федин.
Его называли «юноша-фавн», плещущая через край энергия этого парня наполняла все встречи группы под названием «Серапионовы братья».
Литературное объединение избрало его своим идейным лидером.
Юноше даже хотели посвятить целый сборник, однако, сделать этого не успели.


Слайд 37
К концу 20-х годов творчество Лунца получило несмываемое клеймо как глубоко антисоветское и реакционное, и больше его
Текст слайда:

К концу 20-х годов творчество Лунца получило несмываемое клеймо как глубоко антисоветское и реакционное, и больше его не печатали.
Причину такого отношения
можно понять, если
ознакомиться со статьёй
Лунца «Почему мы
«Серапионовы братья»,
которая стала манифестом группы.
В ней он провозглашает принципы свободы творчества, жизни без устава и регламента.


Слайд 38
Николай Никитин
Текст слайда:

Николай Никитин


Слайд 39
Илья Груздев
Текст слайда:

Илья Груздев


Слайд 42
Михаил Зощенко
Текст слайда:

Михаил Зощенко


Слайд 48
Вениамин Каверин
Текст слайда:

Вениамин Каверин


Слайд 56
Михаил Слонимский
Текст слайда:

Михаил Слонимский


Слайд 58
Виктор Шкловский
Текст слайда:

Виктор Шкловский


Слайд 60
Владимир Познер
Текст слайда:

Владимир Познер


Слайд 62
Елизавета Полонская
Текст слайда:

Елизавета Полонская


Слайд 63
Константин Федин
Текст слайда:

Константин Федин


Слайд 66
Николай Тихонов
Текст слайда:

Николай Тихонов


Слайд 68
Всеволод Иванов
Текст слайда:

Всеволод Иванов


Слайд 69
Упоминание Анны Ахматовой, Виктора Шкловского и иных авторов, официально не входивших в группу, объясняется тем, что у
Текст слайда:

Упоминание Анны Ахматовой, Виктора Шкловского и иных авторов, официально не входивших в группу, объясняется тем, что у молодых литераторов имелось немало друзей и единомышленников, многие из них регулярно посещали серапионовские собрания, участвовали в обсуждении новых произведений.


Слайд 70
Не являясь «серапионами» в полном смысле слова, не были они и «гостишками» — так именовали людей случайных
Текст слайда:

Не являясь «серапионами» в полном смысле слова, не были они и «гостишками» — так именовали людей случайных или не слишком близких группе, допускавшихся на открытые собрания (иногда заседания проходили в узком кругу, где присутствовали одни «братья»).


Слайд 72
Существовал и «институт серапионовских девиц», это девушки-ровесницы, ходившие на заседания и являвшиеся объектом ухаживаний, поклонения и дружбы.
Текст слайда:

Существовал и «институт серапионовских девиц», это девушки-ровесницы, ходившие на заседания и являвшиеся объектом ухаживаний, поклонения и дружбы.
Их пять: 


Слайд 73
М. Алонкина             Людмила Сазонова, Зоя
Текст слайда:

М. Алонкина Людмила Сазонова,



Зоя Гацкевич
(впоследствии жена Н. Никитина)
И. Каплан - Ингель
(впоследствии
жена Слонимского)





Слайд 74
Идейный и художественный руководитель «Серапионовых братьев» - Евгений Замятин.
Текст слайда:

Идейный и художественный руководитель «Серапионовых братьев» -
Евгений Замятин.


Слайд 78
В своих декларациях объединение в противовес принципам пролетарской литературы    подчёркивало  свою
Текст слайда:

В своих декларациях объединение в противовес принципам пролетарской литературы

подчёркивало

свою

аполитичность.


Слайд 81
Наиболее полно позиции «Серапионовых братьев» выражены в статье «Почему мы Серапионовы братья» («Литературные записки», 1922), подписанной Л.
Текст слайда:

Наиболее полно позиции «Серапионовых братьев» выражены в статье «Почему мы Серапионовы братья» («Литературные записки», 1922), подписанной Л. Лунцем, в которой на вопрос «С кем же вы, Серапионовы братья? С коммунистами или против коммунистов? За революцию или против революции?» прозвучал ответ: «Мы с пустынником Серапионом».


Слайд 85
Михаил Зощенко прямо заявлял: «С точки зрения партийных я беспринципный     человек… Я не
Текст слайда:

Михаил Зощенко прямо заявлял: «С точки зрения партийных я беспринципный
человек…
Я не коммунист,
не монархист,
не эс-эр, а
просто русский».


Слайд 87
Единственный совместный сборник серапионы выпустили в 1922 году. Он вышел в России, а затем и в Берлине,
Текст слайда:

Единственный совместный сборник серапионы выпустили в 1922 году.

Он вышел в России,
а затем и в Берлине,
дополненный статьёй
И. Груздева
«Лицо и маски».


Слайд 88
Ещё до выпуска альманаха произведения членов группы «Серапионовы братья» были хорошо известны в литературных кругах. К числу
Текст слайда:

Ещё до выпуска альманаха произведения членов группы «Серапионовы братья» были хорошо известны в литературных кругах.
К числу поклонников их творчества относился
М. Горький, что видно из его переписки со Шкловским.





Он живо интересовался выходом новых произведений и давал им весьма высокую оценку.


Слайд 89
Гораздо сдержаннее был Ю. Тынянов. В своей статье «Серапионовы братья. Альманах I» он характеризует сборник как нетвёрдый
Текст слайда:

Гораздо сдержаннее был Ю. Тынянов. В своей статье «Серапионовы братья. Альманах I» он характеризует сборник как нетвёрдый первый шаг, где есть не совсем завершенные рассказы (причём сделанные не всегда лучше).


Слайд 90
Поборник «прекрасной ясности» М. Кузмин и вовсе неодобрительно отозвался об этом альманахе, написав, что рассказы серапионов 1920
Текст слайда:

Поборник «прекрасной ясности» М. Кузмин и вовсе неодобрительно отозвался об этом альманахе, написав, что рассказы серапионов 1920 года в 1922 году уже устарели.


Слайд 91
«Серапионовы братья» в ряде статей выступали против идейности в искусстве. «Мы пишем не для пропаганды» - декларировал
Текст слайда:

«Серапионовы братья» в ряде статей выступали против идейности в искусстве.
«Мы пишем не для пропаганды» - декларировал Л. Лунц.


Слайд 92
Л. Лунц отстаивал старый тезис идеалистической эстетики о незаинтересованности эстетического наслаждения.
Текст слайда:

Л. Лунц отстаивал старый тезис идеалистической эстетики о незаинтересованности эстетического наслаждения.


Слайд 93
С точки зрения партийной критики, позиции объединения отражали идеологию растерявшейся мелкобуржуазной интеллигенции после октябрьского переворота.
Текст слайда:

С точки зрения партийной критики, позиции объединения

отражали идеологию растерявшейся мелкобуржуазной интеллигенции
после октябрьского переворота.


Слайд 95
Опубликованные декларации и альманах «Серапионовы братья» ( «Алконост», 1922) вызвали оживлённую дискуссию.
Текст слайда:

Опубликованные декларации и альманах «Серапионовы братья» ( «Алконост», 1922) вызвали оживлённую дискуссию.


Слайд 96
В. М. Фриче, Валериан Полянский, П. С. Коган и другие в своих выступлениях резко критиковали декларации «Серапионовых
Текст слайда:

В. М. Фриче, Валериан Полянский,
П. С. Коган и другие в своих выступлениях резко
критиковали декларации
«Серапионовых братьев»
за их враждебность
пролетарской идеологии
и нарочитую аполитичность.


Слайд 98
С самого своего возникновения объединение не было однородным ни по политическим, ни по литературным симпатиям его
Текст слайда:

С самого своего возникновения объединение не было
однородным ни по политическим,

ни по литературным

симпатиям его членов.


Слайд 100
Между декларациями и творческой практикой большинства     «Серапионовых
Текст слайда:

Между декларациями и творческой практикой большинства

«Серапионовых
братьев»


наблюдалось противоречие.


Слайд 101
Если часть «братьев» стремилась соответствовать заявленным принципам аполитичности, то другие пытались осознать подлинное значение процессов советской действительности.
Текст слайда:

Если часть «братьев» стремилась соответствовать заявленным принципам аполитичности, то другие пытались осознать подлинное значение процессов советской действительности.


Слайд 102
Всеволод Иванов опубликовал повесть «Бронепоезд № 14—69» («Красная новь», 1922) и другие произведения партизанского цикла. Это -
Текст слайда:

Всеволод Иванов опубликовал повесть «Бронепоезд № 14—69» («Красная новь», 1922) и другие произведения партизанского цикла. Это - классика революционной поэзии.


Слайд 105
Не соответствовали декларациям «Серапионовых братьев» творческие устремления Николая Тихонова.
Текст слайда:

Не соответствовали декларациям «Серапионовых братьев» творческие устремления
Николая Тихонова.


Слайд 106
Целый ряд стихотворений Николая Тихонова – «Баллада о синем пакете», «Баллада о гвоздях» и др - )
Текст слайда:

Целый ряд стихотворений
Николая Тихонова –
«Баллада о синем пакете»,
«Баллада о гвоздях» и др - )
стал классикой советской революционной поэзии, а поэма «Сами» явилась одним из лучших произведений, посвящённых Ленину.


Слайд 110
Большие общественные проблемы поднимались и в произведениях Константина Федина
Текст слайда:

Большие общественные проблемы поднимались и в произведениях
Константина Федина


Слайд 113
Большие общественные проблемы поднимались и в произведениях   Николая Никитина
Текст слайда:

Большие общественные проблемы поднимались и в произведениях
Николая Никитина


Слайд 114
Большие общественные проблемы поднимались и в произведениях Михаила Слонимского
Текст слайда:

Большие общественные проблемы поднимались и в произведениях
Михаила Слонимского



Слайд 115
Принципиально различными были и стилистические особенности творчества «братьев».
Текст слайда:

Принципиально различными были и стилистические особенности творчества «братьев».


Слайд 117
Вениамин Каверин, Михаил Зощенко стремились к объективистскому показу действительности.
Текст слайда:

Вениамин Каверин, Михаил Зощенко стремились к объективистскому показу действительности.


Слайд 118
А в ранних произведениях Всеволода Иванова ярко сказывается увлечённость автора пафосом партизанской борьбы против белых.
Текст слайда:

А в ранних произведениях Всеволода Иванова ярко сказывается увлечённость автора пафосом партизанской борьбы против белых.


Слайд 119
Чуждой оказалась ряду «серапионовцев» и ориентация на западную сюжетную прозу (Дюма, Стивенсон, Кетнер, Конан Дойль), провозглашённая в
Текст слайда:

Чуждой оказалась ряду «серапионовцев» и ориентация на западную сюжетную прозу (Дюма, Стивенсон, Кетнер, Конан Дойль), провозглашённая в статье Л. Лунца «На Запад» («Беседы», 1923).


Слайд 121
«Западное крыло» объединения – Лев Лунц, Вениамин Каверин, Михаил Слонимский - в центр внимания ставило авантюрный остросюжетный
Текст слайда:

«Западное крыло» объединения –
Лев Лунц, Вениамин Каверин,
Михаил Слонимский - в центр внимания ставило авантюрный остросюжетный жанр — «западную новеллу».


Слайд 122
«Восточное крыло объединения» - Михаил Зощенко, Всеволод Иванов и др.) работало над бытовым рассказом, используя фольклорный материал.
Текст слайда:

«Восточное крыло объединения» -
Михаил Зощенко, Всеволод Иванов и др.) работало над бытовым рассказом, используя фольклорный материал.


Слайд 123
Отсутствие единства литературно - политических и творческих принципов «Серапионовых братьев» вызвало резкое недовольство Евгения Замятина, заявившего, что
Текст слайда:

Отсутствие единства литературно - политических и творческих принципов
«Серапионовых братьев»
вызвало резкое недовольство Евгения Замятина, заявившего, что почти все
«Серапионовы братья»
«сошли с рельс и поскакивают по шпалам»
(«Литературные записки», 1922).


Слайд 125
Пестроту идеологических убеждений вынужден был признать Лев Лунц, писавший — «у каждого из нас есть идеология, есть
Текст слайда:

Пестроту идеологических убеждений вынужден был признать Лев Лунц, писавший — «у каждого из нас есть идеология, есть и политические убеждения, каждый хату свою в свой цвет красит», и с горечью констатировавший наличие у них «идеологических расхождений».


Слайд 126
Группа писателей шла своим путём.
Текст слайда:

Группа писателей шла своим путём.


Слайд 127
«Похищение Европы»Константина Федина
Текст слайда:

«Похищение Европы»
Константина Федина


Слайд 128
«Кочевники» и «Война» Николая Тихонова
Текст слайда:

«Кочевники» и «Война»
Николая Тихонова


Слайд 130
«Повесть о Левинэ» Михаила Слонимского
Текст слайда:

«Повесть о Левинэ»
Михаила Слонимского


Слайд 131
Ряд произведений других бывших членов объединения говорят об их полном разрыве с иллюзиями о «беспартийности» художника.
Текст слайда:

Ряд произведений других бывших членов объединения говорят об их полном разрыве с иллюзиями о «беспартийности» художника.


Слайд 132
С 1923—1924 гг Объединение начало распадаться, а в 1926 совсем прекратило свои собрания, однако не было официально
Текст слайда:

С 1923—1924 гг Объединение начало распадаться,
а в 1926 совсем
прекратило свои
собрания, однако
не было официально распущено.


Слайд 134
В 1922 году в журнале «Литературные записки» появились автобиографические очерки серапионов.
Текст слайда:

В 1922 году в журнале «Литературные записки» появились автобиографические очерки серапионов.


Слайд 135
После этого началась целая кампания по разъединению писателей, во главе которой стояли А. Луначарский и Л. Троцкий.
Текст слайда:

После этого началась целая кампания по разъединению писателей, во главе которой стояли А. Луначарский и Л. Троцкий.
Задача была поставлена чётко: подчинить группу своей воле.


Слайд 136
Тем, кто согласится сотрудничать с властями, было обещано, что их произведения будут печататься. Для советского писателя это
Текст слайда:

Тем, кто согласится сотрудничать с властями, было обещано, что их произведения будут печататься. Для советского писателя это уже было огромной удачей.
Сопровождавшие социалистическое строительство репрессии и усиление цензурного гнёта вынудили часть «серапионовцев» принять платформу советской власти.


Слайд 138
Некоторые из серапионов вступили в артель «Круг», которая существовала на деньги партии.
Текст слайда:

Некоторые из серапионов вступили в артель «Круг», которая существовала на деньги партии.


Слайд 139
Лев Лунц эмигрировал
Текст слайда:

Лев Лунц эмигрировал


Слайд 140
Владимир Познер эмигрировал
Текст слайда:

Владимир Познер эмигрировал


Слайд 141
В итоге часть «братьев» эмигрировала, часть встала на сторону советской власти.
Текст слайда:

В итоге часть «братьев» эмигрировала, часть встала на сторону советской власти.


Слайд 142
Несмотря на свою короткую историю, группа «Серапионовы братья» имела большое значение для русской литературы XX века. Из
Текст слайда:

Несмотря на свою короткую историю, группа «Серапионовы братья» имела большое значение для русской литературы XX века.
Из её среды вышел целый ряд замечательных писателей:
Михаил Зощенко,
Николай Тихонов, Всеволод Иванов,
Михаил Слонимский,
Константин Федин…


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть