Слайд 1Презентация
Литературная группировка
«Серапионовы братья»
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 11«Серапио́новы бра́тья» — объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Петрограде
1 февраля 1921.
Название заимствовано из цикла новелл немецкого романтика
Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья», в которых описывается литературное содружество имени пустынника Серапиона.
Слайд 15В 1919 году при издательстве «Всемирная литература» была создана Студия художественного
перевода.
Однако вскоре встречи молодёжи, пришедшей овладеть этим искусством, стали носить более всеобъемлющий характер.
Разговоры о литературе, мастерстве писателя и сущности искусства составляли главное содержание собраний.
Вскоре они преобразовались в Литературную студию.
Слайд 18 Инициатором её организации был Н. Гумилёв, а руководство взял на
себя
К. Чуковский.
Андрей Белый, Н. Замятин,
К. Чуковский,
Н. Гумилёв, В. Шкловский
проводили на собраниях
семинары и читали лекции.
Число последователей ширилось
и к 1920 году составляло 350 человек.
Слайд 20Литераторы, которым стало тесно в рамках этой студии, отделились и создали
группу «Серапионовы братья».
Слайд 21Первоначально группа сложилась из кружка учеников Е. Замятина и В. Шкловского,
занимавшихся в «Доме искусств»,
а затем в «Литературной студии»
под руководством К. Чуковского,
Н. Гумилёва и Б. Эйхенбаума.
Слайд 23Члены данного объединения настаивали на том, что они являются не литературной
школой, а только лишь содружеством критиков, прозаиков и поэтов, связанных общими взглядами на содержание искусства.
Слайд 25Литературная группировка «Серапионовы братья» местом своих встреч выбрала комнату Слонимского.
Его
изображение даже стало эмблемой группы.
Слайд 26Литературоведы сходятся во мнении, что собрания происходили по субботам, хотя на
самом деле единомышленники могли собраться и в другой день недели.
Слайд 28На встречах читались произведения членов группы, которые потом подробно и взыскательно
обсуждались.
Писатели спорили об искусстве, рассматривали новые пути развития литературы.
Можно догадаться, что дискуссии были жаркими и эмоциональными.
Слайд 30Первое заседание «Серапионовых братьев» состоялось 1 февраля 1921, от этого дня
шло «серапионовское летосчисление».
Почти сразу приём новых членов был ужесточён, а затем и прекращён вовсе.
Слайд 32«Канонический» состав группы запечатлён на фотографии 1921.
Слайд 35Лев Лунц
Молодой 20-летний
Лев Лунц стал негласным лидером группы.
Умный, всегда оживленный, невероятно талантливый – в первые встречи серапионов именно он «разогревал» своих коллег.
Лунц прожил всего 23 года, но успел оставить заметный след в душах писателей.
Некролог Лунцу написали М. Горький, Н. Берберова, Ю. Тынянов, К. Федин.
Его называли «юноша-фавн», плещущая через край энергия этого парня наполняла все встречи группы под названием «Серапионовы братья».
Литературное объединение избрало его своим идейным лидером.
Юноше даже хотели посвятить целый сборник, однако, сделать этого не успели.
Слайд 37К концу 20-х годов творчество Лунца получило несмываемое клеймо как глубоко
антисоветское и реакционное, и больше его не печатали.
Причину такого отношения
можно понять, если
ознакомиться со статьёй
Лунца «Почему мы
«Серапионовы братья»,
которая стала манифестом группы.
В ней он провозглашает принципы свободы творчества, жизни без устава и регламента.
Слайд 69Упоминание Анны Ахматовой, Виктора Шкловского и иных авторов, официально не входивших
в группу, объясняется тем, что у молодых литераторов имелось немало друзей и единомышленников, многие из них регулярно посещали серапионовские собрания, участвовали в обсуждении новых произведений.
Слайд 70Не являясь «серапионами» в полном смысле слова, не были они и
«гостишками» — так именовали людей случайных или не слишком близких группе, допускавшихся на открытые собрания (иногда заседания проходили в узком кругу, где присутствовали одни «братья»).
Слайд 72Существовал и «институт серапионовских девиц», это девушки-ровесницы, ходившие на заседания и
являвшиеся объектом ухаживаний, поклонения и дружбы.
Их пять:
Людмила Сазонова,
Зоя Гацкевич
(впоследствии жена Н. Никитина)
И. Каплан - Ингель
(впоследствии
жена Слонимского)
Слайд 74Идейный и художественный руководитель «Серапионовых братьев» -
Евгений Замятин.
Слайд 78В своих декларациях объединение в противовес принципам пролетарской литературы
подчёркивало
свою
аполитичность.
Слайд 81Наиболее полно позиции «Серапионовых братьев» выражены в статье «Почему мы Серапионовы
братья» («Литературные записки», 1922), подписанной Л. Лунцем, в которой на вопрос «С кем же вы, Серапионовы братья? С коммунистами или против коммунистов? За революцию или против революции?» прозвучал ответ: «Мы с пустынником Серапионом».
Слайд 85Михаил Зощенко прямо заявлял: «С точки зрения партийных я беспринципный
человек…
Я не коммунист,
не монархист,
не эс-эр, а
просто русский».
Слайд 87Единственный совместный сборник серапионы выпустили в 1922 году.
Он вышел в
России,
а затем и в Берлине,
дополненный статьёй
И. Груздева
«Лицо и маски».
Слайд 88Ещё до выпуска альманаха произведения членов группы «Серапионовы братья» были хорошо
известны в литературных кругах.
К числу поклонников их творчества относился
М. Горький, что видно из его переписки со Шкловским.
Он живо интересовался выходом новых произведений и давал им весьма высокую оценку.
Слайд 89Гораздо сдержаннее был Ю. Тынянов. В своей статье «Серапионовы братья. Альманах
I» он характеризует сборник как нетвёрдый первый шаг, где есть не совсем завершенные рассказы (причём сделанные не всегда лучше).
Слайд 90Поборник «прекрасной ясности» М. Кузмин и вовсе неодобрительно отозвался об этом
альманахе, написав, что рассказы серапионов 1920 года в 1922 году уже устарели.
Слайд 91«Серапионовы братья» в ряде статей выступали против идейности в искусстве.
«Мы
пишем не для пропаганды» - декларировал Л. Лунц.
Слайд 92Л. Лунц отстаивал старый тезис идеалистической эстетики о незаинтересованности эстетического наслаждения.
Слайд 93С точки зрения партийной критики, позиции объединения
отражали идеологию растерявшейся мелкобуржуазной
интеллигенции
после октябрьского переворота.
Слайд 95 Опубликованные декларации и альманах «Серапионовы братья» ( «Алконост», 1922) вызвали
оживлённую дискуссию.
Слайд 96В. М. Фриче, Валериан Полянский,
П. С. Коган и другие в
своих выступлениях резко
критиковали декларации
«Серапионовых братьев»
за их враждебность
пролетарской идеологии
и нарочитую аполитичность.
Слайд 98 С самого своего возникновения объединение не было
однородным ни по
политическим,
ни по литературным
симпатиям его членов.
Слайд 100Между декларациями и творческой практикой большинства
«Серапионовых
братьев»
наблюдалось противоречие.
Слайд 101Если часть «братьев» стремилась соответствовать заявленным принципам аполитичности, то другие пытались
осознать подлинное значение процессов советской действительности.
Слайд 102Всеволод Иванов опубликовал повесть «Бронепоезд № 14—69» («Красная новь», 1922) и
другие произведения партизанского цикла. Это - классика революционной поэзии.
Слайд 105Не соответствовали декларациям «Серапионовых братьев» творческие устремления
Николая Тихонова.
Слайд 106Целый ряд стихотворений
Николая Тихонова –
«Баллада о синем пакете»,
«Баллада
о гвоздях» и др - )
стал классикой советской революционной поэзии, а поэма «Сами» явилась одним из лучших произведений, посвящённых Ленину.
Слайд 110Большие общественные проблемы поднимались и в произведениях
Константина Федина
Слайд 113Большие общественные проблемы поднимались и в произведениях
Николая Никитина
Слайд 114Большие общественные проблемы поднимались и в произведениях
Михаила Слонимского
Слайд 115Принципиально различными были и стилистические особенности творчества «братьев».
Слайд 117Вениамин Каверин, Михаил Зощенко стремились к объективистскому показу действительности.
Слайд 118А в ранних произведениях Всеволода Иванова ярко сказывается увлечённость автора пафосом
партизанской борьбы против белых.
Слайд 119Чуждой оказалась ряду «серапионовцев» и ориентация на западную сюжетную прозу (Дюма,
Стивенсон, Кетнер, Конан Дойль), провозглашённая в статье Л. Лунца «На Запад» («Беседы», 1923).
Слайд 121«Западное крыло» объединения –
Лев Лунц, Вениамин Каверин,
Михаил Слонимский -
в центр внимания ставило авантюрный остросюжетный жанр — «западную новеллу».
Слайд 122«Восточное крыло объединения» -
Михаил Зощенко, Всеволод Иванов и др.) работало
над бытовым рассказом, используя фольклорный материал.
Слайд 123Отсутствие единства литературно - политических и творческих принципов
«Серапионовых братьев»
вызвало
резкое недовольство Евгения Замятина, заявившего, что почти все
«Серапионовы братья»
«сошли с рельс и поскакивают по шпалам»
(«Литературные записки», 1922).
Слайд 125Пестроту идеологических убеждений вынужден был признать Лев Лунц, писавший — «у
каждого из нас есть идеология, есть и политические убеждения, каждый хату свою в свой цвет красит», и с горечью констатировавший наличие у них «идеологических расхождений».
Слайд 127«Похищение Европы»
Константина Федина
Слайд 128«Кочевники» и «Война»
Николая Тихонова
Слайд 130 «Повесть о Левинэ»
Михаила Слонимского
Слайд 131Ряд произведений других бывших членов объединения говорят об их полном разрыве
с иллюзиями о «беспартийности» художника.
Слайд 132С 1923—1924 гг Объединение начало распадаться,
а в 1926 совсем
прекратило
свои
собрания, однако
не было официально распущено.
Слайд 134В 1922 году в журнале «Литературные записки» появились автобиографические очерки серапионов.
Слайд 135После этого началась целая кампания по разъединению писателей, во главе которой
стояли А. Луначарский и Л. Троцкий.
Задача была поставлена чётко: подчинить группу своей воле.
Слайд 136Тем, кто согласится сотрудничать с властями, было обещано, что их произведения
будут печататься. Для советского писателя это уже было огромной удачей.
Сопровождавшие социалистическое строительство репрессии и усиление цензурного гнёта вынудили часть «серапионовцев» принять платформу советской власти.
Слайд 138Некоторые из серапионов вступили в артель «Круг», которая существовала на деньги
партии.
Слайд 141В итоге часть «братьев» эмигрировала, часть встала на сторону советской власти.
Слайд 142Несмотря на свою короткую историю, группа «Серапионовы братья» имела большое значение
для русской литературы XX века.
Из её среды вышел целый ряд замечательных писателей:
Михаил Зощенко,
Николай Тихонов, Всеволод Иванов,
Михаил Слонимский,
Константин Федин…