Слайд 1Презентация
Конструктивизм – литературное течение начала ХХ века
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 5Конструктивизм – литературное течение, появившееся в Москве весной 1922.
Слайд 8
В какой-то мере это было повторение программы Лефа, его устремления к
без национальному искусству, к «европеизму», к «преодолению человека» с его слабостями, «тонкостями» души, «архаизмом» привязанностей к дому, семье, прошлому.
Слайд 11Конструктивисты использовли всякий новый возможный прием без формального канона.
Есть общее
и с пролеткультовскими теориями, и с ЛЕФом.
Слайд 12Конструктивизм сгубил РАПП, навалился и уничтожил: за то, что конструктивисты -
почти все интеллигенты, и за то что они преклонялись перед техническими достижениями Америки).
Слайд 15Алексей Чичерин
Индивидуальную систему звуков
для записи своих фонетических опытов разработал А. Н. Чичерин.
Слайд 16Первая книжка его стихов вышла до революции ("Шлепнувшиеся аэропланы". Харьков, 1914):
Первые строки из него - игра:
Я не поэт, -
Я - ясночувствец!
Слайд 17Первая по-настоящему "заумная" книжка стихов (12 страниц большого формата) была подписана:
"Лiкьсей Мькалаiч Чiчерьн" и называлась: "Плафь. (Опрощённая)".
Так выглядело второе ее издание , оно вышло в 1922 году.
Слайд 18 На титульном листе была начертана поэтическая
программа автора - то, что он собирался делать в своих стихах с речевым материалом:
"Звук - слово - образ: веера, переливы. Дифтонгные сгустки. Ритм(ы) - конструктивная клеть. Строфоабзац: органический синтез предложных разделов, ("ритмических членов") - разгром точек Белаго - клинь. Узлы отглагольные (проблема движения). Ж'им. Языковые морщины, - гримасы... (психоформальный сплав - дань "Сказу"). Междометные протуберанцы. Орнамент. Лад".
Слайд 20Это содержание программы было обведено с трех сторон рамкой из слов,
"тремя китами" чичеринского конструктивизма:
"АРТИКУЛЯЦИИ. - БУКВА. ПОВЕРХНОСТЬ. - ТОНИКА".
Последнее слово, находящееся в самом низу титульной страницы, библиографами было принято за название издательства!
Слайд 21
Третья книга Чичерина была выпущена в 1926 году и представляла собой
декларацию! Ее название обычно передают в библиографических описаниях: "Кан-Фун", но в действительности это - сокращение, что явствует из приписанного на титульном листе вертикально продолжения слов: "КАН[нструктивизм]-ФУН[нкционализм]. Декларация".
Слайд 23На титульном листе этой книги тоже начертано программное заявление:
"Слово -
болезнь язва рак который
губил и губит
поэтов и неизлечимо
пятит поэзию
к гибели и разложению".
Слайд 24В труде «Кан - Фун» (1926)
А. Н.
Чичерин стремится выявить функции ритмической единицы обозначением краткости и долгот, тембров,
темпов,
тонаций, интонаций,
пауз, вводил показатели разнохарактерных
призвуков, изобретал
новые знаки для новых звучаний.
Слайд 25Первым ее членом
стал поэт
Илья Сельвинский
Слайд 26 Илья Сельвинский писал:
«Школой моей стал импрессионизм. Сущностью — беспредельная
преданность богу искусства. Жизнь бок о бок с людьми черного труда, взгляды этих людей, их симпатии и оценки воспитывали во мне стихийный демократизм и заставляли не раз задумываться над смыслом искусства, оторванного от народа».
Слайд 28Четкое следование лидера группы Сельвинского конструктивистской программе не только не обеспечило
его «дубль реализму» ведущего положения в советской поэзии, но и стало причиной затяжного творческого кризиса поэта.
Слайд 29Первыми ее членами
стал
критик Корнелий Зелинский
(теоретик группы)
Слайд 30 Главным теоретиком литературного центра конструктивистов, созданного в конце 1924 г.,
стал
К. Зелинский.
Он полагал:
«Конструктивизм –
это математика,
разлитая во все сосуды культуры».
Слайд 32Позиция этого объединения выражена теоретиком
К. Л. Зелинским:
«Любовь к цифрам,
к деловой речи, цитате из документов, деловому факту, описанию события- все это черты, характерные для конструктивизма».
Слайд 34
Явление конструктивизма К.Зелинским
понималось шире, чем просто литературное направление.
Оно трактовалось как настроение времени, переходного к социализму:
«Это стиль эпохи, ее формирующий принцип,
который мы найдем во всех странах нашей
планеты, где есть человеческая культура,
связанная теми или иными путями с культурой
мировой».
Слайд 36 По мысли теоретика К.Зелинского, развитие техники меняет и подчиняет
человеческую природу, позволяя на единицу
силы производить всебольшее действие
(«грузофикация»).
Слайд 37Литературный конструктивизм призван
осуществлять «грузофикацию» культуры и
прежде всего поэзию, нагружая каждое
поэтическое слово все большим смыслом.
Слайд 38Особое значение придавалось «смысловой доминанте» теме произведения, которому должны быть подчинены все его компоненты.
Это понимание принципов художественного творчества было раскрыто в книге
«Поэзия как смысл»(1929),
где логический смысл произведения
трактуется уже как формальный элемент
(произведение как конструкция),
что сближает этот взгляд с формалистическим подходом к литературе.
Слайд 40С ужесточением идеологического контроля со
стороны партии и роспуске большинства
литературных объединений К. Л. Зелинский был вынужден выступить с критикой этого
направления
(статья «Конец конструктивизма», 1930).
Слайд 41Изначально программа конструктивистов имела узко формальную направленность:
на первый план выдвигался
принцип понимания литературного произведения как конструкции.
Слайд 42
В окружающей действительности главным провозглашался технический прогресс, акцентировалась роль технической интеллигенции.
Причем трактовалось это вне социальных условий, вне классовой борьбы.
Слайд 44Прежде всего, конструктивизм
(в других выражениях) пропагандировал ту же теорию искусства
- жизнестроения.
Слайд 45Декларация группы вышла под претенциозным названием:
«ЗНАЕМ. Клятвенная конструкция (Декларация) конструктивистов
- поэтов».
В ней говорилось: «Конструктивизм как абсолютно творческая (мастерская) школа утверждает универсальность поэтической техники; если современные школы порознь вопят: звук, ритм, образ, заумь и т.д., мы, акцентируя, И, говорим: И - звук, И - ритм, И - образ, И - заумь, И - всякий новый возможный прием, в котором встретятся действительная необходимость при установке конструкции <...> Конструктивизм есть высшее мастерство, глубинное, исчерпывающее знание всех возможностей материала и уменье сгущаться в нем».
Слайд 47Содержательные основы конструктивизма в своей первой декларации, опубликованной в 1923 г. под
названием «Знаем!» определяют как коммунистические:
«Конструктивизм, школа, стоящая на твердом научном машинном фундаменте, по существу своему коммунистична. Организацией конструкций он воспитывает солидарность товарищескую и братскую спайку».
Слайд 49В своих программных сборниках они именовали себя выразителями «умонастроения нашей переходной
эпохи», сторонниками «техницизма», игнорирующими национальную природу искусства, а свой метод определяли как «итог мирового масштаба».
Слайд 51Илья Сельвинский давал даже чисто алгебраическое определение конструктивизма.
Слайд 53 В 1928 году Илья Сельвинский написал так называемый Кодекс конструктивиста,
где сформулировал главные эстетические принципы этого нового поэтического течения.
В число этих принципов входили
тактовый стих,
локальный метод, то есть прием, при котором главную роль играет функциональное значение рифмуемых слов…
Слайд 55В Кодексе конструктивистов утверждалось, что
«носителем конструктивистского (то есть напористо организационного
и культурнического) движения должен явиться прежде всего пролетариат, а затем промежуточные социальные группы, находящиеся под идейным влиянием пролетариата».
Слайд 57Выдвинутый конструктивистами лозунг
«Смерть искусству!» (Алексей Ган) предвосхищает почти аналогичный тезис
современного постструктурализма.
Слайд 59Но в дальнейшем конструктивисты постепенно освободились от этих узко очерченных эстетических
рамок и выдвинули более широкие обоснования своей творческой платформы.
Слайд 60Произошла подмена понятий: методология конструктивизма теперь ставилась в прямую зависимость от
идеологических принципов. Здесь возникли первые разногласия, в связи с чем от конструктивизма отошел
Алексей Чичерин.
Слайд 61Вокруг И. Сельвинского и К. Зелинского сгруппировался ряд авторов:
Слайд 66В 1924 г. был организован Литературный центр конструктивистов (ЛЦК).
Слайд 67В серии литературно-критических портретов творчество
поэтов
В. Инбер, Э. Багрицкого,
В. Луговского,
И. Сельвинского
рассмотрено под углом
практического
воплощения идей литературного конструктивизма в поэзии.
Слайд 68Позднее к ним присоединился
Владимир Луговской
Слайд 69Позднее к ним присоединился
Александр Квятковский
Слайд 70Позднее к ним присоединился
Валентин Асмус
Слайд 71Позднее к ним присоединился
Эдуард Багрицкий
Слайд 72Позднее к ним присоединился
Н. Огнёв
Слайд 73Позднее к ним присоединился
Николай Ушаков
Слайд 76Позднее к ним присоединилась
группа молодых поэтов
Виктор Гусев
Слайд 79присоединился
Анатолий Кудрейко (Зеленяк)
Слайд 80присоединился
К. Митрейкин
и другие , шутливо именуемые «констромольцами».
Слайд 83Произведения – конструкция,
слова – констуэма.
Слайд 84Это было течение с ориентацией на американские достижения.
Американские небоскребы маячили где-то
в глубине программ конструктивистов как знаки золотого века.
Слайд 85
На практике это означало предельно полное, рациональное подчинение образов, метафор
(а
в стихотворении — даже рифм) теме произведения, всей его, почти технической, конструкт утрату национальной специфики искусства.
Слайд 86Принципы:
1. Смысловая доминанта
2. Емкость художественной речи: повышение смысловой нагрузки на единицу
слова
3. Конструирование произведения из его темы
4. Введение в художественное пространство стиха повествовательного элемента. (тактовик И. Сильвинского).
Слайд 88Вместо «поэзии как волшебства» у символистов, конструктивизм провозгласил
«поэзию как мастерство».
Слайд 89Это не просто целесообразная поэзия, а поэзия целеустремленная.
Этот дух рационалистического
напряжения, эту подчеркнутую смыслообусловленность.
И. Сельвинский предложил назвать еще частным, видовым
(для конструктивистского стиля)
термином — дубль - реализм.
Реализм двойной, напряженный.
Это барокко организованности, ее гротесковый расцвет.
Слайд 91"Двойной реализм".
Первый - это когда все детали, побуждения и поступки
изображаются с фотографической реалистичностью, с полной обусловленностью.
А второй, это когда связь реальность - кино, по магическому закону всеобщей связи всего со всем, начинает работать в обратную сторону.
Слайд 94
Не просто смысл, а смысловая нагрузка, не просто тема, а
тема, вмешивающаяся в технический распорядок произведения, — вот стилевая черта конструктивистского искусства.
Идея мотивированного искусства конструктивизма снимает идею искусства тайного — символизма.
Слайд 96
Общие принципы конструктивизма, таким образом, находят себе еще и специальное выражение,
как признаки стиля литературной школы, провозгласившей безвыходность эстетических мотивировок, принцип сжатости (как, например, локальный принцип), интервенцию сюжета (как, например, введение в поэзию приемов прозы) и, наконец, господство смысла, единого творца поэзии.
Слайд 98Общие философские предпосылки конструктивизма влекут за собой и целую методологию искусства.
В руки исследователя художественного произведения конструктивизм дает метод, вскрывающий произведение изнутри, метод неопровержимый в своей ясности, ибо этот метод — логика.
Слайд 101Эпоха входит в искусство поступью командора - логики.
Многим кажется, что
это кладет на современную поэзию печать рационализма.
Но в действительности не происходит ли это потому, что поэзия захотела говорить вместе с эпохой.
Впервые, после многих десятилетий, поэзия говорит о логике и через логику перебрасывает мост в технику и науку.
Слайд 103Журналы конструктивизма «Красное студенчество», сборники «Мена всех», «Госплан литературы», «Бизнес».
Слайд 104
Основные установки конструктивизма шли вразрез с объективными
тенденциями
развития
советской
литературы.
Слайд 105Не замечая необычайно выросшего после революции национального и социального самосознания, конструктивисты
называли себя выразителями
«умонастроения нашей
переходной эпохи»,
проповедуя «советское
западничество»,
ориентацию на американизированную технократию
(сборник «Бизнес», 1929).
Слайд 106В области поэтики упор делался на «математизацию» и «геометризацию» стиля, на
насыщение
Рационалистического
стиха статистическими
выкладками,
технической терминологией, диаграммами.
Слайд 107Конструктивисты делали установку на современный техницизм, прежде всего, на производительные силы.
Характерные черты:
любовь к цифрам, деловой речи, цитатам из документов, деловому факту.
Конструктивисты заявляют, что они признают все именно потому, что в машине винт винту помогает.
Слайд 109Конструктивисты использовали всякий новый возможный прием без формального канона.
Есть общее
и с пролеткультовскими теориями,
и с ЛЕФом.
Слайд 110 К. Зелинский:
«Футуризм сделал свое дело, он был могильщиком буржуазной
декадентщины, в своем новой обличии ЛЕФа футуризм продолжает свое старое дело.
Но новое дело, новая социалистическая культура будут твориться не его руками. Эта новая культура создает свой новый стиль и методы, и это есть методы конструктивизма».
Слайд 112В конце 20-х годов конструктивисты стали фактически главными литературными противниками В.
Маяковского.
Слайд 113
Постоянная острая критика конструктивистов со стороны теоретиков марксистского толка привела в
1930 г. к ликвидации ЛЦК и образованию «Литературной бригады М. I», вошедшей в федерацию объединений советских писателей (ФОСП), осуществлявшей «объединение различных писательских группировок, желающих активно участвовать в строительстве СССР и считающих, что наша литература призвана сыграть в данной области одну из ответственных ролей».
Слайд 116В 1930 г. «Конструктивизм» как группа, не отвечающая духу времени, самораспустился.