Презентация, доклад Картины природы в изображении И.С.Тургенева

Спасское- Лутовиново

Слайд 1Картины природы в произведениях И.С.Тургенева
Любакова Антонина Александровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ

«Кармановская средняя школа»
Картины природы  в произведениях И.С.ТургеневаЛюбакова Антонина Александровнаучитель русского языка и литературыМБОУ «Кармановская средняя школа»

Слайд 2Спасское- Лутовиново

Спасское- Лутовиново

Слайд 3Н. Рыленков В Спасском-Лутовинове

Вздыхает парк, кусты сирени вспенив,
Прислушиваясь к перекличке птах.
Мы

ждем: вот-вот появится Тургенев
В видавшей виды шляпе, в сапогах.
Широким шагом он пройдет сквозь годы,
Как сквозь чащобу проходить привык,
Охотник, нелукавый друг природы,
Из детских снов серебряный старик.
Придет и остановится под дубом,
Окрестность взглядом озарит своим,
И все, что в жизни нам казалось грубым,
Вдруг станет ясным, добрым и простым.

Н. Рыленков В Спасском-Лутовинове Вздыхает парк, кусты сирени вспенив,Прислушиваясь к перекличке птах.Мы ждем: вот-вот появится ТургеневВ видавшей

Слайд 4Иван Сергеевич Тургенев,
известный русский писатель ,прославился как мастер

пейзажа. Пейзажи автора не только наполнены красочным, реалистичным и подробным описанием, но и несут еще в себе психологическую и эмоциональную нагрузку.
Иван Сергеевич Тургенев,   известный русский писатель ,прославился как мастер пейзажа. Пейзажи автора не только наполнены

Слайд 5Переписка И.С.Тургенева

В письме Беттине Арним в 1841

году И.С.Тургенев писал: «Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть… Чем была бы природа без нас, чем были бы мы без природы? И то и другое немыслимо!»

Переписка И.С.Тургенева    В письме Беттине Арним в 1841 году И.С.Тургенев писал: «Природа – единое

Слайд 6Переписка И.С.Тургенева
Он считал главным в искусстве создание красоты.

В письме Полине Виардо от 28 августа 1850 года Тургенев писал: «Прекрасное – единственная бессмертная вещь, и пока продолжает ещё существовать хоть малейший остаток его материального проявления, бессмертие его сохраняется. Прекрасное разлито повсюду, его влияние простирается даже над смертью» .

Переписка И.С.Тургенева   Он считал главным в искусстве создание красоты. В письме Полине Виардо от 28

Слайд 7Отзывы о творчестве писателя
В книге «За сорок лет.

Записки словесника.» Бочаров Г.К. пишет, что «писатель знает каждую травку и каждый листок, различает запахи полыни, клевера и кашки, гречихи и поспевающей ржи. Он внимает голосу жаворонка, малиновки, перепела и синицы, стрекотанию кузнечиков в густой траве и всплескам рыб в ночном безмолвии. Он умеет слушать тишину знойного дня в дремучем лесу, лепет мелкого дождя в листве, таинственные звуки летней ночи. Природа беспрерывно изменяется в его описаниях, она живет и дышит, и человек испытывает чувство радости от общения с ней.»

Отзывы о творчестве писателя   В книге «За сорок лет. Записки словесника.» Бочаров Г.К. пишет, что

Слайд 8Давайте проследим по произведениям И.С.Тургенева картину смены времени суток

В рассказе «Бежин луг» мы читаем « Свежая струя пробежала по моему лицу…Утро зачиналось. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Бледно серое небо светлело, холодело, синело…. Лёгкий ветерок уже пошёл порхать над землёю».
«С самого раннего утра небо ясно: утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное – мирно всплывает».
Давайте проследим по произведениям И.С.Тургенева картину смены времени суток   В рассказе «Бежин луг» мы читаем

Слайд 9 Описание ночи
«Только что наступавшая ночь была тиха и

тепла; с одной стороны, там , где солнце закатилось,край неба ещё белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликались коростели.»- начало ночи «Му-му».
Описание ночи  «Только что наступавшая ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там ,

Слайд 10 А какое небо и облака в его рассказах:
«Около полудня

обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке…они почти не трогаются с места…» - летний день в рассказе «Бежин луг».

« Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая…» - осеннее утро в рассказе «Свидание».
А какое небо и облака в его рассказах:   «Около полудня обыкновенно появляется множество круглых

Слайд 11В рассказе «Бирюк» пейзаж динамичен, но не только от того, что

природа описана в состоянии перехода, но и от того, что угол зрения автора постоянно меняется.

1 этап: «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали…» 2 этап: «Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели». 3 этап: «Сильный ветер внезапно зашумел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».

В рассказе «Бирюк» пейзаж динамичен, но не только от того, что природа описана в состоянии перехода, но

Слайд 12Тургенев – мастер слова
Он заставляет нас не

только видеть, но и слышать природу. Тургенев слышит лепет осенней листвы, шепот мельчайшего дождя, насмешливый голосок синицы. Он умеет слушать и безмолвие осенней природы. В рассказе «Свидание» читаем:"Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года",
 А в других описаниях природы Тургенев заставляет нас почувствовать и запахи. Помните, в "Бежином луге": "В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой".       Писатель тонко передает осязательные ощущения и чувства человека: "Свежая струя пробежала по моему лицу... Тело мое ответило легкой, веселой дрожью".

Тургенев – мастер слова    Он заставляет нас не только видеть, но и слышать природу.

Слайд 13Творческая мастерская писателя
Кроме цветовой гаммы, создаваемой определёнными эпитетами (лиловая, серая), переданы

и другие – слуховые, осязательные представления о природе: длинные облака, густые кусты орешника, душный жар, влажный холод.
Приемы аллитерации и ассонанса в описании леса и грозы позволяют слышать, как «ракиты тревожно шевелились и лепетали», «капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям», «гроза разразилась».
Это описание природы сопоставимо с человеческим миром. Олицетворения( гроза разразилась, деревья забушевали, ракиты тревожно залепетали) оживляют лес.
Но пейзажные зарисовки у Тургенева не только фон, на котором происходит действие, но и важнейшее средство характеристики персонажей. Они помогают раскрыть переживания героев, оттенить их настроения, чувства, выявить авторскую позицию.
Творческая мастерская писателяКроме цветовой гаммы, создаваемой определёнными эпитетами (лиловая, серая), переданы и другие – слуховые, осязательные представления

Слайд 14Использование пейзажных зарисовок на уроках развития речи

Использование пейзажных зарисовок на уроках развития речи

Слайд 15Язык Тургенева
...Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг

нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.
И.С.Тургенев
Язык Тургенева...Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть