Слайд 1Система подготовки обучающихся к написанию итогового сочинения
Динейкина Л.В.
учитель русского языка и
литературы первой квалификационной категории
Слайд 4Официальные комментарии ФИПИ
Слайд 51. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия,
связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
Слайд 62. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и
одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
Слайд 73. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально
противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Слайд 84. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении
произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
Слайд 95. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных
основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
Слайд 10Речевые клише
Клише для вступления или для оформления тезиса
Передо мной тема сочинения
«…», которая заинтересовала меня тем, что…(и пишите, чем вас эта тема заинтересовала)
Могу предположить, что…(тезис)
Позволю себе высказать свою точку зрения…
Слайд 11Речевые клише
Как перейти к основной части?
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в
которых раскрывается тема…
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к…
Обратимся к произведениям художественной литературы…
Размышляя о…, я не могу не обратиться произведению Ф.И.О, в котором…
Слайд 12Речевые клише
Как перейти от одного аргумента к другому?
Можно вспомнить и другое
произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
Можно привести и другой пример…
В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
Эта же тема рассматривается и в произведении…
Слайд 13Речевые клише
Как перейти к заключению?
К какому же выводу я пришёл, размышляя
над темой «…»?
И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны (людям стоит)…
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
Слайд 14Домашнее задание 1
5 тем.
Напишите разные варианты:
вступления
Заключения
подберите аргументы
продумайте переход к
каждому аргументу.
Т.е. целое сочинение писать не нужно, а нужно создать каркас сочинения (письменно).
Слайд 15Домашнее задание 2
Подберите по одному произведению на каждое направление (письменно).
Слайд 16Список небольших произведений для ИС
А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
М.А. Шолохов «Шибалково семя»,
«Жеребенок»
И.А. Бунин «Тёмные аллеи»
А.П.Чехов «Ионыч», «Каштанка», «Налим», «Размазня»
Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»
Ю.Олеша «Человеческий материал»
Сборник очень маленьких рассказов Солженицына (по 1 абзацу) «Крохотки» и другие
Слайд 17Алгоритм работы
Дать определение терминов из названия направления по словарю. Записать их
в тетрадь. Запомнить!
Дать приблизительные темы по данному направлению.
Прокомментировать тему.
Подобрать произведения для аргументации.
Составить план
Слайд 18«Доброта и жестокость»
Приблизительные темы
Почему человек может стать жестоким?
В чём причины подростковой
жестокости?
Может ли доброта навредить?
Добрыми рождаются или становятся?
Жестокими рождаются или становятся?
Чем для вас является доброта?
Могут ли добрые люди проявлять жестокость? и т.д.
Слайд 19«Доброта и жестокость»
Литература для аргументации
Г.Н. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
Н.С. Лесков
«Леди Макбет Мценского уезда»
Ф.М. Достоевский «Идиот», «Преступление и наказание» (романы!)
В.К. Железников «Чучело»
А. Платонов «Юшка»
Ф. Кафка «Превращение»
А.И. Солженицын «Матренин двор»
А.И. Куприн «Чудесный доктор», «Олеся»
Слайд 20«Искусство и ремесло»
Примерные темы
Что такое настоящее искусство?
Чем в вашем представлении является
«великое искусство»?
Когда ремесло становится искусством?
Как отличить истинное произведение искусства от поддельного?
Когда ремесленное изделие становится ценнее предмета искусства?
Способно ли искусство исцелять?
Слайд 21«Искусство и ремесло»
Литература для аргументации
Н.В. Гоголь «Портрет».
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея».
В.В.
Вересаев «Состязание».
Т.Н. Толстая «Кысь».
Н.С. Лесков «Левша».
Ю.М. Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный».
А.Т. Твардовский «Василий Теркин».
Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго».
Слайд 22«Месть и великодушие»
Приблизительные темы сочинений
Что такое великодушие?
Что такое месть
Какими могут быть
причины мести?
Нужно ли мстить за близких людей?
Можно ли оправдать месть?
Можно ли научить великодушию?
Может ли великодушие навредить тому, кто его проявляет?
Слайд 23«Месть и великодушие»
Литература для аргументации
А.И. Куприн повесть «Суламифь», «Поединок»
А.С. Пушкин «Капитанская
дочка», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Пиковая дама»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
А.П. Чехов «Месть»
М.А. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон», донские рассказы («Шибалково семя», «Жеребенок»)
Л.Н. Толстой «Война и мир»
В. Скотт «Айвенго»
Слайд 24«Мечта и реальность»
Приблизительные темы сочинений
В чём состоят различия между мечтой и
реальностью?
Чем связаны мечта и реальность?
Как рождается мечта?
Как мечта поднимает человека над обыденностью?
Согласны ли вы с тем, что между мечтой и реальностью пролегает пропасть?
Почему люди убегают от реальности? И т.д.
Слайд 25«Мечта и реальность»
Литература для аргументации
М. Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
К.
Льюис «Хроники Нарнии»
Дж. Р.Р. Толкин «Властелин колец»
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Т. Драйзер «Финансист»
И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок»
Слайд 26«Отцы и дети»
Приблизительные темы
Какими могут быть причины конфликта поколений?
Нужно ли всегда
опираться на опыт предыдущих поколений?
Почему конфликт поколений вечен?
Зачем уважать старших?
Что значит «преемственность поколений»?
Могут ли представители разных поколений жить без конфликтов?
Слайд 27«Отцы и дети»
Литература для аргументации
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н. Толстой «Детство»,
«Отрочество», «Юность»,
М. Горький «Детство»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Мертвые души»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
И.А. Гончаров «Обломов»
Слайд 28Практикум
1) Внимательно прочитайте тему сочинения.
2) Выделите в ней ключевые слова,
в которых видите главный смысл.
3) Сформулируйте тему в виде вопроса.
4) Попытайтесь кратко ответить на эти вопросы.
5) Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать ответы.
6) Составьте план сочинения.
Как вы понимаете слова А. де Сент-Экзюпери: «Бойся обидеть кого бы то ни было, ибо человек забывает свои обиды не раньше, чем отомстит за них»?
Слайд 29Практикум
Напишите вступление к данной теме сочинения:
Как вы понимаете слова Бернара
Вербера: «Реальность создаёт разум»?
Слайд 30Практикум
Сформулируйте тезис к данной теме сочинения. Приведите пример из литературы.
Согласны ли
вы с В. Шойхером: «Спором поколений обычно называются вздорные препирательства юношеских безумств со старческим слабоумием»?
Слайд 31Практикум
Напишите заключение к данной теме сочинения:
Согласны ли вы с Пьером Буастом
в том, что «жажда наслаждений делает жестоким»?
Слайд 32Практикум
1) Прочитайте сочинение. Сформулируйте его тему. Разделите текст на абзацы. Составьте
план сочинения.
2) Проверьте сочинение по критериям оценивания.