Слайд 1Внеклассного мероприятия по литературе
«Серебряный век. Литературное кафе «Бродячая собака»»
Слайд 2Начало XX века. Смена времён, смена эпох.
Поэты жили в это
время весело, но не беззаботно.
Они были молоды и талантливы.
Перед ними лежал весь мир.
Слайд 3Это была эпоха полной свободы творчества. Свои стихи и поэтические принципы
можно было представлять на вечерах
в маленьких литературных кафе.
Один из них – «Бродячая собака».
Слайд 4Было очень тесно, очень шумно и не то чтобы весело. Крошечная,
из тёса сколоченная эстрада.
На ней читали стихи и доклады, музицировали, танцевали, устраивали диспуты и импровизировали. Фантазия работала неумолимо.
Кого только из писателей, художников, актёров не видели и не слышали эти пёстро раскрашенные стены!
Слайд 5Здесь скрещивали шпаги поэты разных литературных течений, самым крупным из которых
был символизм.
Символизм описывает не вещи,
а впечатления от них.
Поэзия символизма передает настроение грусти, смятения,
неудовлетворенности жизнью.
Слайд 6Россия была влюблена в Бальмонта.
Все – от светских салонов до
глухого городка в провинции – знали Бальмонта.
Его читали, декламировали и пели с эстрады.
Слайд 7Приезд Бальмонта в "Бродячую собаку"
был настоящей сенсацией.
Он входил, высоко
подняв лоб,
словно неся золотой венец славы.
Его встречали, окружали, усаживали, ему читали стихи.
Слайд 8Поэт Александр Блок был постоянным завсегдатаем этого кафе.
Образная символика не
исчезает из его творчества до конца жизни. Излюбленными темами символистов являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий.
Слайд 10В раннем творчестве А. Блок свято верил в мировую гармонию, которая
воплощена в образах Прекрасной Дамы. В реальной жизни этот идеальный образ поэт связывал со своей любимой женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, ей он посвятил целый цикл «Стихов о Прекрасной Даме».
Слайд 11Особенности акмеизма:
ясность формы, точность слова, обращение к материальному миру, к
естественным предметам и мировым образам.
Акмеизм – это тоска по мировой культуре.
Слайд 12Частым гостем кафе был и поэт-акмеист Николай Гумилев. Африканская страсть, занимала
важное место в его творчестве и судьбе.
Слайд 13В 1903 году в Царском Селе состоялась встреча Николая Гумилева с
гимназисткой Анной Горенко, будущей женой – поэтессой Анной Ахматовой. Эта встреча во многом определила всю его жизнь и творчество. Он посвятил Анне Ахматовой сборник «Романтические цветы».
Слайд 15Смысл жизни героини
ранней ахматовской лирики – любовь.
Чувства отражаются в
предметном мире,
в бытовой детали,
в психологически значимом жесте.
Слайд 18Анна так отзывалась о баре "Бродячая собака" :
"Да здесь я
черпаю вдохновение. Люблю засиживаться до утра, пить ароматный кофе".
Слайд 19Осип Мандельштам – соратник Ахматовой и Гумилёва по Цеху поэтов. По
мнению Ахматовой, у Мандельштама нет учителей, он поэт от Бога.
Литературный дебют Мандельштама состоялся в августе 1910 г. К этому времени он прочно вошел в литературную среду и начинается его дружба с А. Ахматовой, С. Городецким, М. Кузминым.
Слайд 22Футуризм отрицал художественное и нравственное наследие, провозглашал создание нового искусства. Свои
принципы футуристы изложили свои принципы в манифесте «Пощёчина общественному вкусу».
Слайд 23Вот лозунги футуристов:
Пушкин непонятнее иероглифов…
Бросить Пушкина, Достоевского и проч., и проч.,
с Парохода Современности!
Даёшь новое искусство! – долой грамматику, синтаксис, пунктуацию!
– даёшь новые слова, рифмы, размеры!
Нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые люди новой жизни!
Слайд 24Владимир Маяковский был самым ярким поэтом- футуристом.
«Я – поэт. Этим и
интересен. Об этом и пишу. Об остальном – только если это отстоялось словом»,- так говорил о себе Маяковский.
Слайд 26Сергей Александрович Есенин.
Он называл себя имажинистом.
Первые стихи Есенина имели глубокие
фольклорные традиции. Деревенские мотивы, знакомые с детства образы, признание в любви к своей малой родине, Руси.
Слайд 28Будучи за границей, поэт создаёт стихотворения, объединённые в цикл «Москва кабацкая».
Трагическое звучание стихов соответствует тому душевному смятению, которое испытывал поэт в пору его создания.
Слайд 29Вся жизнь Есенина, всё самое дорогое его сердцу было связано с
малой родиной, деревенской Россией. Революционные преобразования в деревне Есенин не понял и не принял. Почва уходила из-под ног поэта.
Его часто видели в это время в кабаках,
часто он попадал в неприятные ситуации.
Слайд 30Марина Цветаева не принадлежала ни к одному из них,
она была,
выражаясь её словами,
«Одна – за всех, на всех, против всех…»
Она была свободна в своем творчестве и верила, что придёт время её читателя.
Слайд 35Мне грезится, мелькают где-то лица:
Ахматова, Бальмонт и Гумилев
Сюда готовы были устремиться,
Чтоб
обрести в гостях у музы кров.