Слайд 1ОБРАЗ
ПОДРОСТКА
В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(на материале повести Людмилы Романовской «Удалить
эту запись?»)
Исследовательская работа по литературе
Слайд 2Актуальность исследования. У литературы много задач, и все-таки главная – это
постижение жизненных процессов во всей их сложности, противоречивости. И если же для детей дошкольного и младшего школьного возраста написано достаточно книг, то большой дефицит в литературе испытывают подростки: с кого брать пример, кому подражать, на чьих ошибках учиться?
.
Слайд 3Биологические и социально-психологические отличия подростка от взрослого
Слайд 4 Представляет интерес типология ценностей на основе потребностей индивидов. Так, Ю.М.
Плюснин, Г.В. Давыдова выделяет пять групп ценностей в соответствии с иерархией потребностей А. Маслоу:
1) группа низших ценностей, которые связаны с удовлетворением физиологических потребностей (простая жизнь, жизнь в удовольствие, благополучие);
2) группа ценностей, связанных с удовлетворением потребности в безопасности, личной и социальной защищенности (здоровье, жизнь, безопасность);
3) группа ценностей, связанных с удовлетворением потребности в социальных контактов, межперсональных связях (любовь, семья, общение);
4) группа ценностей, связанных с удовлетворением потребности в самоуважении (интересная работа, общественная признание, самостоятельность, равенство);
5) группа высших ценностей, связанных с самоактуализацией личности (продуктивная жизнь, свобода, творчество, познание, понимание, красота) (Плюснин, Давыдова 1996) .
Слайд 5ВЫВОДЫ по 1 главе
«Существенные изменения системы ценностей современных подростков происходят на
возрастном этапе, соответствующем 7-му классу школы и на переходе из основной школы в старшую (9-й класс). Данные этапы можно рассматривать как «кризисные» в психосоциальном развитии подростка»- утверждает Буреломова А.С. Ценностные предпочтения подростков можно изучать в процессе анализа идеальных образцов, в качестве которых выступают представители различных сфер жизни общества (культура, наука, спорт, мультимедиа, ближайшее окружение (сверстники и взрослые).
Слайд 6 Русская литература, начиная с Ф.М.Достоевского, остро ставит вопрос об ответственности
взрослой личности перед незрелой личностью, поскольку из подростков созидаются поколения; вопрос отцов и детей. Кто и как продолжит дело отцов, сумеют ли дети сберечь те нравственные ценности, которые с огромным трудом пронесли через свою молодость родители?
Слайд 7Всероссийский конкурс на лучшее произведение для детей и подростков «Книгуру» учреждён
в 2010 году Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и НП «Центр поддержки отечественной словесности». Цель конкурса – найти и представить обществу новую интересную русскоязычную литературу для подростков
Слайд 8Лариса Романовская – финалист Всероссийского конкурса «Книгуру». Родилась в Москве в
1980 году. Выпускница литературной студии "Жизальмо" при Государственной детской республиканской библиотеке. (1992-97 гг) С 1993 года регулярно публиковала стихи в "Пионерской правде". С 1999 года начала сотрудничать с московскими СМИ в качестве журналиста. В 2002 году закончила Литературный институт имени Горького (специальность - "поэзия").
.
Слайд 92011 году фантастический роман "Московские сторожевые" вошла в шорт-лист литературной премии
"Рукопись года". Как на прозаика на неё повлияли "три К" - Каверин, Катаев, Крапивин. В августе 2014 году вышла повесть для детей и взрослых "Самая младшая".
Слайд 10Удалить эту запись?»
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Слайд 11Вера…
Главную героиню повести «Удалить эту запись?» зовут Вера. Имя выбрано автором
неслучайно. Вера в будущее, вера в добро, вера в свет… Мама девочки назвала дочь именем любимой учительницы Веры Мироновны, которая смогла найти нужные слова и утешить будущую мать Элю.
Слайд 13Дневник девочки написан в разговорном стиле. Основные черты разговорного стиля присутствуют
в повести.
Прежде всего неполный стиль произношения: выхи (выходные), МЧ — мой чувак , Мам , в реале, англ, мобила, дз на завтра по био, мульт, род собр, первый сент, комп, прям щаз, магаз, мб и т.д.
В начале повести в речи Веры много слов из школьного сленга: препод, классуха, класручка, директриса, классчас, географичка, френдесса, домашка, тройбас, началка.
Есть много жаргонных слов и выражений, используемых в интернете: троллить, оффлайн, развиртуализовывается, юзерпик.
Слова и фразеологизмы с экспрессивно-эмоциональной окраской: Марсик. Собаконька моя любимая. Старенькая ушастенькая слюнявенькая (ласкательные), мне жужжала про ГИА, чертовы ГИА, «Цена твоему ответу — три копейки в базарный день» (неодобрительные), вершина человеческой эволюции, «укуси меня енот» (ироничные).
Суффиксы субъективной оценки: -ш (репетиторша, юзерша), -к (напоминалка), -як (бесполезняк), -ечк (няшечка), -ик (секретик), -ичк (Олеся-русичка), -их (завучиха, врачиха), -ищ (морозище).
Слайд 14Вера, потрясённая после выходки подруги Лили, которая обыскивала всех в поисках
айфона, думает:«Но мне кажется, что мы теперь не подруги, а как-будто-подруги». Авторский неологизм «как-будто-подруги» показывает всю глубину обиды юной героини. «Я какая-то недевочковая девочка.Все девчонки думают, что они необыкновенные и не похожи на других. Это банально! Но я тоже не как они все.»- думает Вера. Авторские неологизмы «Недевочковая девочка», «бред бредовейший», «с собакой собачимся», «снегурить, дедморозить» экспрессивны и неожиданны.
Слайд 15Автор для передачи живой разговорной речи своей героини использует яркие сравнения.
Например: «Ну это же мой мам. Как машинка на сбрендившем радиоуправлении. Обещает, что орать не будет, а все равно орет. И ее не переделаешь. Я смирилась уже», «ВМ иногда такие вещи говорит как продвинутый тролль восьмидесятого левела», «…почему-то теперь плачу, когда смотрю на полупустые полки. Как будто мы мое детство на помойку выкинули, оно там бедное мокнет под дождем, а потом замерзнет и помрет.»
Слайд 16Писатель использует разные стилистические приёмы. Например, оксюморон- сочетание противоположных по значению
слов. «Это такой подарок моего биологического папы. Он на последний звонок не смог с работы отпроситься, и на вручение аттестатов тоже. А я даже как-то и забыла, что его звала. Ну, не привыкла, что у меня есть папа. А он на следующий день приехал и привез нам собаку! Мои родители делают совершенно одинаковые идиотские прекрасные вещи…»- пишет девочка. «Идиотские прекрасные»- этот оксюморон показывает радость Веры.
Слайд 17«Вообще, это из-за того, что у нас с мам кризис. На
работе. В школе. И в стране.»- автор использует парцеллятивные конструкции и градацию, чтобы передать атмосферу описываемой эпохи.
Слайд 18Л.Романовская убеждена, что основы морали и нравственности закладываются в детстве, они
черпаются в семье, школе, в общении с ровесниками. Вере близкие помогают не только познавать жизнь, но и стремиться к осуществлению своей мечты. Мечта приподнимает, облагораживает, помогает быть чище, лучше: «Я все сдала. Я в десятом! В «А», в «английском классе», если что. А «Б» будет физ-матным. У нас опять все поменяли. Но все в лучшую сторону. Для меня — в лучшую.Не хочу уходить из нашей школы. Я попробую потом поступить в пед на иняз. Именно в пед.»
Слайд 19Художественная трактовка образа тинейджера, раскрытие его внутреннего мира и потребностей находится
в тесной взаимосвязи с мироощущением автора, с его отношением к будущему своей страны, ее подготовленности к снятию конфликта поколений. Объединяющим мотивом современной прозы о молодежи является мотив построения гармоничных отношений между поколениями отцов и детей, поиск выхода из нравственного кризиса.