Презентация, доклад к уроку Вечные темы и сюжеты в сказках Салтыкова-Щедрина

Содержание

Обобщить знания, полученные на предыдущих урокахпроанализировать сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, открыть важный человеческий смысл сказокпродолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев);воспитывать настоящих граждан, патриотов, любящих свою Родину и ценящих историю

Слайд 1«Вечные темы и сюжеты в сказках М.Салтыкова-Щедрина»

«Вечные темы и  сюжеты в сказках  М.Салтыкова-Щедрина»

Слайд 2


Обобщить знания,
полученные
на предыдущих
уроках

проанализировать сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина,
открыть важный

человеческий смысл сказок

продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев);

воспитывать настоящих граждан, патриотов, любящих свою Родину и ценящих историю своего народа.

ЦЕЛИ:

Выяснить, какие
возможности
открывал перед
Салтыковым – Щедриным
жанр сказки

Обобщить знания, полученные на предыдущих урокахпроанализировать сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, открыть важный человеческий смысл сказокпродолжать развивать

Слайд 3М.Е Салтыков-Щедрин – писатель-сатирик. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление

в русской литературе, начатое Грибоедовым и Гоголем. Щедрин писал романы, драмы, очерки, рассказы, рецензии, сказки.

М.Е Салтыков-Щедрин – писатель-сатирик. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и

Слайд 4Блиц-опрос
1. В каком известном учебном заведении учился Салтыков-Щедрин?

2. За

что писатель был сослан в Вятку на пятнадцать лет?

3. Чем запомнился в Вятке чиновник губернского правления Салтыков-Щедрин?
4. На страницах какого журнала появились первые три сказки писателя?

5. Сколько сказок входит в сборник «Сказки для детей изрядного возраста»?

Царскосельский лицей

повесть «Запутанное дело»

не брал взяток

«Отечественные записки»

32

Блиц-опрос 1. В каком известном учебном заведении учился Салтыков-Щедрин? 2. За что писатель был сослан в Вятку

Слайд 5Они о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в

действительности

Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году.

29 были написаны в последнее десятилетие его жизни
(с 1882 по 1886 г.)

Они о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительностиПервые три сказки («Повесть о том

Слайд 6«Для детей от
7 до 70».
Многозначителен подзаголовок
«Сказки для детей

изрядного возраста»


Сказки Салтыков - Щедрин писал, чтобы притупить бдительность цензуры


«Для детей от 7 до 70». Многозначителен подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста» Сказки Салтыков - Щедрин

Слайд 7Салтыков-Щедрин пишет “сказки” “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого

читателя, которому надо открыть глаза на жизнь.

Щедрин создаёт произведения, цель которых – пробудить народ, воспитать его в свободолюбивом духе, всколыхнуть в нём чувство собственного достоинства, чувство ответственности за свою жизнь.

Великий сатирик стремится к тому, чтобы “дети изрядного возраста” возмужали и перестали быть детьми.

Салтыков-Щедрин пишет “сказки” “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, которому надо открыть глаза на

Слайд 8Пробле-матика
Самодержавие и угнетенный народ
Отношения мужика и барина
Положение народа
Подлость

буржуазии

Трусость обывателя

Правдоискательство

Пробле-матикаСамодержавие и угнетенный народ Отношения мужика и барина Положение народа Подлость буржуазии Трусость обывателя Правдоискательство

Слайд 9Сатирические приемы
Сарказм
Гротеск
Гипербола
Фантастика
Эзопов язык
Аллегория
Ирония

Сатирические приемыСарказмГротескГиперболаФантастикаЭзопов языкАллегорияИрония

Слайд 10


«Премудрый пискарь»
остро поставлен вопрос, в чём смысл жизни и назначения человека
герой

сказки «перемудрил», посвятив свою жизнь только самосохранению.

сатира на либеральную интеллигенцию




«Премудрый пискарь»остро поставлен вопрос, в чём смысл жизни и назначения человекагерой сказки «перемудрил», посвятив свою жизнь только

Слайд 11Итог жизни:

Жил дрожал, и умирал – дрожал.

Цель жизни пескаря – беречь свою распостылую жизнь.

Писатель осуждает глупость, трусость, беспомощность.

Итог жизни:               Жил

Слайд 12«Самоотверженный заяц»
Сказка «Самоотверженный заяц» о поработителях с их волчьими повадками и

об их жертвах, слепых в своей покорности.


«Самоотверженный заяц»Сказка «Самоотверженный заяц» о поработителях с их волчьими повадками и об их жертвах, слепых в своей

Слайд 13«Самоотверженный заяц»

Главная мысль сказки: много у нас таких людей, которые доходят

до полнейшего идиотизма в своем преклонении перед сильными мира сего, да еще порядочные до аномалии: обещал волку вернуться, чтобы тот его съел, и вернулся, хотя можно было убежать. До сих пор это проблема многих, к сожалению. А писатель учит нас не позволять себя использовать.
«Самоотверженный заяц»Главная мысль сказки: много у нас таких людей, которые доходят до полнейшего идиотизма в своем преклонении

Слайд 14Медведь -            Лиса -           Заяц -       

  Щука  -         Волк   -        Осёл -      

В  основе  сказок  Салтыкова-Щедрина –  образы  птиц, рыб, животных  и отточенная  народная  мудрость

глупый, неуклюжий

коварная, хитрая

боязливый, трусливый

хищная, прожорливая

жадный, жестокий

беспросветно  тупой

Медведь -            Лиса -           Заяц -          Щука  -      

Слайд 15«Медведь на воеводстве»
Сюжет –

повествование о царских сановниках, преобразованных в медведей, свирепствующих в лесных трущобах

Основной смысл - разоблачение тупых и жестких правителей эпохи свирепой реакции.

Герои произведения - трое Топтыгиных.




«Медведь на воеводстве» Сюжет –

Слайд 16Трое Топтыгиных на воеводстве.
Первые два ознаменовали свою деятельность

по усмирению «внутренних врагов» разного рода злодействами: один – мелкими, «срамными» (чижика съел), другой – крупными, «блестящими» (погром над мужиками учинил).
Топтыгин 3-й отличался от своих предшественников, жаждавших «блеска кровопролитий», добродушным нравом.

Мораль - спасение народа не в замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении воевод Топтыгиных вообще, т.е. в свержении самодержавия.

«Медведь на воеводстве»

Трое Топтыгиных на воеводстве.   Первые два ознаменовали свою деятельность по усмирению «внутренних врагов» разного рода

Слайд 17«Медведь на воеводстве»
Выводы:
медведь под пером сатирика приобретает черты мракобеса-администратора, который

притесняет народ, истребляет крамолу, уничтожает просвещение, обличает паразитическую сущность господ, беспощадно критикует самовластье в любых формах.
«Медведь на воеводстве» Выводы:медведь под пером сатирика приобретает черты мракобеса-администратора, который притесняет народ, истребляет крамолу, уничтожает просвещение,

Слайд 18Медведь…
Премудрый…
Дикий…
Бедный…
Верный…
Орёл- …
Баран…
Самоотверженный…
Путём-…
Вспомните название сказки
на воеводстве
пескарь
помещик
волк
Трезор
меценат
непомнящий
заяц
дорогою

Медведь…Премудрый…Дикий…Бедный…Верный…Орёл- …Баран…Самоотверженный… Путём-…Вспомните название сказкина воеводствепескарьпомещикволкТрезормеценатнепомнящийзаяцдорогою

Слайд 19
Сказка была написана для февральского журнала «Отечественные записки» за 1884 год,

но была изъята по требованию цензуры. Писатель трижды (без успеха) пытался напечатать сказку в России. Удалось это сделать лишь в 1906 году, в смягчённой редакции под заглавием «Мала рыбка, а лучше большого таракана»

«Вяленая вобла» (1884)

Сказка была написана для февральского журнала «Отечественные записки» за 1884 год, но была изъята по требованию цензуры.

Слайд 20Главная героиня – вобла, у которой все лишнее выветрили, вычистили и

вывялили, поэтому у нее не осталось ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести.

«Вяленая вобла» (1884)

Главная героиня – вобла, у которой все лишнее выветрили, вычистили и вывялили, поэтому у нее не осталось

Слайд 21Своей проповедью, своими спасительными речами вобла оправдывает и прославляет низменное существование

трусливых и жалких “премудрых пискарей”. Процесс “вяления”, омертвения и опошления душ показывает сатирик. Пошлые речи и призывы воблы помогали людям, утратившим гражданское достоинство, “жить”, ни о чем не думая, не заглядывая в будущее.

«Вяленая вобла» (1884)

Своей проповедью, своими спасительными речами вобла оправдывает и прославляет низменное существование трусливых и жалких “премудрых пискарей”. Процесс

Слайд 22«Вяленая вобла» (1884)
Высмеивая либерализм и трусость в облике воблы, автор был

исполнен в страстной любви к своей стране и народу. И в наше время есть люди, подобные вяленой вобле, которым ни до чего нет дела, они думают только о себе.
«Вяленая вобла» (1884)Высмеивая либерализм и трусость в облике воблы, автор был исполнен в страстной любви к своей

Слайд 231. Сколько заплатили мужику за спасение двух генералов в «Повести о

том, как один мужик двух генералов прокормил»?

2. Сколько лет прожил пескарь в одноимённой сказке?

3. Откуда взялись мужики в конце сказки «Дикий помещик»?

4. Какую фамилию носил помещик в сказке «Дикий помещик»?

5. Что намеревался съесть один из генералов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

6. В чём готовил мужик суп для генералов?

7. Какую газету нашли генералы на необитаемом острове?

Вспомни!

Пятак серебром

Сто с лишком

С неба: «…летел рой мужиков»

Урус-Кучум-Кильдибаев

Собственный сапог

В пригоршне

«Московские ведомости»

1. Сколько заплатили мужику за спасение двух генералов в «Повести о том, как один мужик двух генералов

Слайд 24Осуждает черты:

глупость, жадность, паразитизм (у помещиков); безропотность, долготерпение, покорность (у народа).

Имеет цель: пробудить самосознание, показать отношения между помещиками и народом.



«Дикий помещик»

Осуждает черты:

Слайд 25В сказке «Дикий помещик» излагаются события реальной действительности, показаны традиционные отношения

барина и мужиков.

«Дикий помещик»


С одной стороны – помещик-паразит (паразитизм помещика),
С другой – труженики, кормильцы страны и в то же время – мученики.

В сказке «Дикий помещик» излагаются события реальной действительности, показаны традиционные отношения барина и мужиков.«Дикий помещик»С одной стороны

Слайд 26«Дикий помещик»

главная идея сказки – гротескный, сказочно-сатирический намек очевиден: мужиком живет

Россия, его трудом и заботами; подневольный мужичий труд сохраняет помещичью дебелость. Народ – создатель материальных и духовных благ, без него наступит голод и одичание.
«Дикий помещик»главная идея сказки – гротескный, сказочно-сатирический намек очевиден: мужиком живет Россия, его трудом и заботами; подневольный

Слайд 27Хотя «Сказки» Салтыкова-Щедрина и были созданы более 130 лет назад при

определенном историческом строе и в определенное историческое время, но и в наши дни некоторые проблемы, которые поднимал писатель-сатирик, остались актуальными и современными.
Хотя «Сказки» Салтыкова-Щедрина и были созданы более 130 лет назад при определенном историческом строе и в определенное

Слайд 28САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Не жутко ли, - среди губернских дур И дураков, туземцев Пешехонья, Застывших в

вечной стадии просонья, Живуч неумертвимый помпадур.
Неблагозвучьем звучен трубадур, Чей голос, сотрясая беззаконье, Вещал стране бесплодье, похоронье, Чей смех тяжел, Язвителен и хмур.
Гнетет, смердит от движущихся трупов Неразрушимый вечно город Глупов - Проруссенный, повсюдный, озорной. Иудушки из каждой лезут щели, Страну одолевают. Одолели. И нет надежд. И где удел иной?

Игорь Северянин

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИННе жутко ли, - среди губернских дур И дураков, туземцев Пешехонья, Застывших в вечной стадии просонья, Живуч

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть