Слайд 1Урок литературы в 10классе
Учитель русского языка и литературы Семенова Е.Ю.
Обломов и
Ольга Ильинская: история любви
Слайд 2ПОДУМАЙТЕ…
Прав ли Добролюбов, утверждая, что Обломов — «коренной народный наш тип», «в каждом из нас
сидит значительная часть Обломова»? Действительно ли Обломовых — «легион»?
Слайд 3Подумаем над значением диалога Обломова и А.Штольца
в части 2, главе 4 (стр.149)
ЧТЕНИЕ отрывка.. ВЫВОДЫ
Каков идеал жизни Обломова?
Как такой образ жизни назвал Штольц ?
Слайд 4Весь образ жизни и мыслей Обломова Штольц назвал одним словом
«ОБЛОМОВЩИНА»
Слайд 5Повторение пройденного материала.
Каков образ жизни самого Андрея Штольца?
Каковы его
нравственные принципы?
Слайд 6Идеал жизни Штольца в труде.. Постоянном, непрерывном..Он сам говорит:
..Даже когда удвою,
учетверю капитал не перестану трудиться..
«.. Жить для труда, больше ни для чего. Труд – образ, содержание ,цель жизни»
Слайд 7Что решил сделать Штольц, узнав об идеалах Обломова?
Слайд 8 Решение Штольца
Спасти друга.
Приподнять его,
«может быть,
в последний раз»
Слайд 9Есть мнение,
что «лежание Обломова» не просто лень и апатия как черты характера, а позиция,
убеждение в том, что «жизнь есть поэзия», отдых, покой.
Согласны ли вы с ним?
Слайд 10Работа в парах: (интерактивная работа по принципу «снежный ком»)
Подумайте над несколькими
вариантами ответов , но каждая пара должна дать лишь одну версию ответа. Мы их по очереди запишем:
Что может спасти Обломова?
Слайд 11Были у вас такие версии?
Работа?
Дружеская поддержка?
Увлечение (хобби)?
Путешествие?
Любовь?
Слайд 12Можно ли определить, какие из вариантов и почему не сработают с
людьми подобного типа?
Слайд 13Освоение темы: Обломов и Ольга Ильинская.
Автор проводит своего героя через
испытание любовью.
Он проверяет его на способность к высшей человеческой ценности, считая, что любовь — это не только чувство влюбленности одного человека в другого, но и отношение к миру.
Слайд 14План истории любви Обломова и Ольги
1. Начало отношений. Знакомство Обломова с
Ольгой в гостях.
2. На даче. Появившееся у Обломова чувство после исполнения песни Ольгой.
3.“Ах!” Обломова заставляет задуматься Ольгу. И она понимает, что это слово не просто вырвалось, в нем — истина.
4. Нежданная встреча. Ветка сирени.
5. Ольга изменилась! В гостях у тётки Ольги. “Она сошла — и он надивиться не мог, глядя на неё; он едва узнал её. У ней другое лицо, даже другой голос… Куда всё вдруг делось?”
6. Объяснение.
7. Обломов изменился! Признание Ольги.
8. Осознание ошибки этого чувства Обломовым. Письмо.
9. Примирение. Невозможность поцелуя.
10. Обломов боится слухов.
11. Встреча в летнем саду. Предостережения Обломова.
12. Обман с болезнью. Плохие новости из деревни.
13. Расставание.
Слайд 15В романе появляется женский образ.
От кого впервые Обломов услышал об Ольге
Ильинской?
Что Штольц о ней говорит?
Слайд 16Есть мнение, что..
образ Ольги Ильинской можно назвать несомненной удачей Гончарова-психолога.
В нем воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском человеке вообще.
Слайд 17Штольц и автор об Ольге:
Ольга – «очаровательное дитя»
Лукавая, задорная, умная, глубоко
чувствующая, достаточно хороша собой, образованная
Характер сложился в эпоху эмансипации..
Слайд 18Всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини:
“Ольга
в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии”
Слайд 19Ольга Сергеевна Ильинская
…говорила она мало, и то свое…
Её смех, который был
так звучен, так искренен, так заразителен…
…губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли.
То же присутствие говорящей мысли светилось во…взгляде.
Слайд 20Автор выделяет в ней отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую
“В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка...
Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”.
Слайд 21 Ольга чужая в своей среде.
Но она не жертва, потому что
в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать свою жизненную позицию,
Её поведение не ориентировано на общепринятые нормы.
Слайд 22Знаком ли вам такой тип женщин? По жизни, по фильмам,
или по произведениям?
Легко ли таким женщинам? Почему?
Слайд 23Пришло чувство…
Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором
он грезил.
Едва Ольга спела “Casta diva” (это его любимая ария), он сразу “узнал” ее.
Не только Обломов “узнал” Ольгу, но и она его.
Слайд 24Что узнаем об Ольге..
Уровень её требований высок: она не ограничивается женскими
идеалами семейного счастья.
Мужчины её побаиваются, так как не уверены, что могут быть ей достойной парой.
Ольга ценит себя высоко
Слайд 25Для чего Штольц решил познакомить Обломова с Ольгой?
Как он сам относился
к Ольге?
Штольц надеется, Ольга сможет возродить Обломова, спасти его от разрушительной лени
Слайд 26Что сблизило героев?
Обломов
Ольга
Ильинская
- Им обоим скучно среди светских людей: «Свет, общество…», «…чего там искать? Интересов, ума, сердца?»
-Ольга разглядела в Илье Ильиче доброту, нежность, отсутствие цинизма.
- Штольц сумел передать ей своё тёплое отношение к другу, рассказать, как гибнет в нём всё доброе от недостатка участия, деятельности.
Слайд 27Работа с текстом
Найдите в ч.2, гл.4,5 строки, подтверждающие,
что в отношениях
с Ольгой Илья Ильич
проявляет лучшие черты своего характера.
Какие это черты?
Слайд 28Любовь Обломова и Ольги- духовное общение, понятное только им двоим. Настоящее
чувство делает их души похожими.
«Да, я что-то добываю из неё,- ду-
мал он.- Из неё что- то переходит в
меня.»
«Оба они, снаружи неподвиж-
ные, разрывались внутренним ог-
нём, дрожали одинаковым трепе-
том.»
«Солнце так же иногда, выходя из-за
облака, понемногу освещает один
куст, другой, кровлю и вдруг оболь-
ёт светом целый пейзаж. Она уже
знала мысль Обломова.»
Слайд 29Изменения, произошедшие с Обломовым, полюбившим Ольгу
Обломов перестал спать,
сбросил вместе с
халатом
свою апатию, лень, стал
читать, ездить по гостям,
начал верить в будущее.
«Он догнал жизнь, то есть
усвоил опять всё, от чего от-
стал давно.»
Слайд 30Что же увидела Ольга в Обломове?
Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех
тех светских условностей, которые чужды и ей.
Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть сочувствие.
Слайд 31Сумела ли она его изменить?
Да. через три месяца общения с Ольгой
на лице Обломова нет усталости, скуки, нет сна.
Снят халат, на нем чистые манжеты, воротнички
Он рано просыпается, что проворно пишет
И с утра первый образ перед глазами - ОЛЬГА
Слайд 32Автор об Ольге:
«И всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая,
которой до сих пор никто не слушался…»
Что значит любовь для Ольги?
«Ей нравилась
роль путеводной звезды…»
«Жизнь-долг, обя-
занность, следо-
вательно, любовь-
тоже долг…»
Она «укажет ему цель, заставит по-
любить всё то, что
он разлюбил.»
«…ты должен стать выше ме-
ня. Я жду от тебя
этого.»
Слайд 33Он ходит в библиотеки, ищет по её просьбе книги, пересказывает их,
взбирается в гору ради цветочка Ольге
Слайд 34Обломов загорается рядом с Ольгой
Ольга ждёт от него постоянных действий
Она
желает, чтобы добрый, доверчивый Обломов, сохранив свои лучшие качества, прибавил себе воли, энергии.
Без Ольги его тянет на диван
Обломов долго не мо-жет быть деятельным, потому что виновата его природная лень, апатия, обломовщина.
Обломов «догнал жизнь», но усвоил при этом только то, что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги».
Слайд 35Подумаем над текстом..
Проанализируйте эпизод, в котором
Илья Ильич делает Ольге
предложе-
ние руки и сердца. Оправдались ли ожидания Обломова во время этой встречи?
Слайд 36Подумаем над текстом..
Была ли это любовь?
Если это была любовь, за что
Ольга полюбила Обломова?
Возможно ли счастье для них? Есть ли у них будущее?
Слайд 37Вопросы:
1) Почему Ольга и Обломов расстались?
2) Явились ли перемены в душе
Обломова необратимыми?
Слайд 38
Обломовщина берёт верх над любовью.
Лень, стремление
к покою побеждают чувство к Ольге.
Преображение Ильи Ильича было временным.
Выводы
Слайд 39Домашнее задание
Прочитать часть 3, главы 11-12.
часть 4
Подготовиться к разговору о
роли Агафьи Пшеницыной в жизни Обломова