Презентация, доклад к уроку-размышлению по рассказу А.И. Солженицына Матрёнин двор(10 класс)

Содержание

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. А опубликован в 1964 .Этот рассказ – произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о том, как после лагерей ему захотелось затеряться в самой глубине России.

Слайд 1 (по рассказу А.И.

Солженицына «Матрёнин двор»

Урок-размышление на тему:

«Не стоит село без праведника…»

Шевчук А. П., учитель русского языка
и литературы МБОУ «СОШ №1»
г. Братска Иркутской обл.

(по рассказу А.И. Солженицына

Слайд 2Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. А опубликован в 1964

.Этот рассказ – произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о том, как после лагерей ему захотелось затеряться в самой глубине России.
Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. А опубликован в 1964 .Этот рассказ – произведение автобиографическое. Это

Слайд 3После реабилитации Солженицын работал некоторое время учителем физики во Владимирской области,

жил в деревне Мильцево Курлуковского района у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.
После реабилитации Солженицын работал некоторое время учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево Курлуковского района

Слайд 4- Но рассказ «Матренин двор»  выходит за рамки обычных воспоминаний, а

приобретает глубокое значение, признан классикой.
- Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в рассказе «Матренин двор».
- Но рассказ «Матренин двор»  выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой.- Ответ

Слайд 5 Главная героиня рассказа – крестьянка Матрена. В переводе с латинского  языка

это обозначает  «мать». Героиня несет в себе спасительное начало.

- Чем Матрена Васильевна привлекательна для рассказчика?



 Главная героиня рассказа – крестьянка Матрена. В переводе с латинского  языка это обозначает  «мать». Героиня несет в

Слайд 6- Как он объясняет ее «странности»?

- Что и почему ей прощает? 

- Как он объясняет ее «странности»?- Что и почему ей прощает? 

Слайд 7 - Жизнь героини можно условно разделить на  две  части: прошлое

и настоящее.

Расскажите о жизни Матрены.

-Что окружает Матрену в настоящей жизни? 



       Задание: подобрать к ключевым словам изба, фикусы, кошка, мыши, тараканы, коза определения  из текста:
                  

- Жизнь героини можно условно разделить на  две  части: прошлое и настоящее.Расскажите о жизни Матрены. -Что

Слайд 10-Как проходит обычный день у Матрены?
(Топила печь, доила козу, ходила

за водой, варила, ходила за торфом, за ягодами, копала картофель заготовляла сено для козы)

-Что было в ее настоящей жизни, а чего не было? 

-Как проходит обычный день у Матрены? (Топила печь, доила козу, ходила за водой, варила, ходила за торфом,

Слайд 11Было:
Несправедливость общества
Хлопоты с пенсией
Бедность
Убогость

Было:Несправедливость обществаХлопоты с пенсиейБедностьУбогость

Слайд 12-Что пришлось испытать Матрене в прошлом?

-Что пришлось испытать Матрене в прошлом?

Слайд 13 -Обозлилась ли на жизнь Матрена, столь жестокой к ней?
Подтвердите свой ответ

примерами из текста

.(Доброжелательность и деликатность к постояльцу, отсутствие зависти, готовность помочь людям, колхозу) 

Удивительное дело – не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим.                                    

Писатель не дает конкретное описание внешности Матрены, но одна деталь постоянно подчеркивается автором – это улыбка.

- Какая?

(Лучезарная, просветляет ее лицо, добрая, извиняющая)

 -Обозлилась ли на жизнь Матрена, столь жестокой к ней?Подтвердите свой ответ примерами из текста.(Доброжелательность и деликатность к

Слайд 14-Какое у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа?


(Работа)

 -Как относится Матрена к работе?

(Для нее это радость, отдых, лекарство от всех болезней

-Как она помогает  окружающим?

( Бескорыстно, не берет денег за работу, не завидует размерам чужой картошки, не держала обиды на колхоз, идет помогать по первому  же указу, не получая ничего за работу. «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда».)

-Какое у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа? (Работа) -Как относится Матрена к работе?(Для нее

Слайд 15-Как используют ее труд окружающие люди?
(Все настолько уверены в ее согласии,

настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти , а просто констатируют факт. Люди бессовестно пользовались бескорыстием  Матрены.)

-А что такое бескорыстие?

Бескорыстный  - чуждый корыстных интересов. Корысть – выгода, материальная польза.

-Как используют ее труд окружающие люди?(Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что

Слайд 16-Как относятся к Матрене окружающие ее люди?
(Родные почти не появлялись в

ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее за это.)
-Как относятся к Матрене окружающие ее люди?(Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена

Слайд 17-Можно ли считать героиню верующей?
(Да, хотя и была безгрешна.)
-Что изменило обычный

образ жизни Матрены? Почему ей трудно решиться отдать своей воспитаннице горницу при жизни? Почему не спит она две ночи, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Подтвердите текстом.

(Матрене не жалко саму горницу, ломка дома воспринимается ее как ломка всей ее жизни, где прожила она 40 лет, пережила две войны, смерть шестерых  детей, потерю мужа.)

-Можно ли считать героиню верующей?(Да, хотя и была безгрешна.)-Что изменило обычный образ жизни Матрены? Почему ей трудно

Слайд 18-Почему погибает Матрена?
(Решила помочь мужикам) 
Вот не стало Матрены. «Убит родной

человек», - не скрывает своего горя герой-рассказчик. Погибает Матрена  вместе с горницей, с частью своего дома. Пережить то, что пережила Матрена, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей – какие душевные силы для этого нужны. 
-Почему погибает Матрена? (Решила помочь мужикам) Вот не стало Матрены. «Убит родной человек», - не скрывает своего горя

Слайд 19-Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.
( Не похоронный обряд,

а политика)

-Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?

(Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало – близкая подруга (тем не менее не забывает прихватить вязаную кофточку), Кира, вторая Матрена.   
                                                     
 Все остальные изображают горе, для них главное – заполучить наиболее выгодную часть наследства.)

-Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.( Не похоронный обряд, а политика)-Кто из них искренне переживает

Слайд 20-Как отзывались окружающие о Матрене?
И оказалась, что уходит Матрена из жизни

никем не понятая, никем по-человечески не оплаканная.

-Можно ли считать, что Фаддей олицетворяет злое начало в рассказе?

- Найдите описание внешности Фаддея. Какой говорящий эпитет характеризует этого героя?

(«черный» встречается  шесть раз)

-Как отзывались окружающие о Матрене?И оказалась, что уходит Матрена из жизни никем не понятая, никем по-человечески не

Слайд 21Это ненасытный старик, потерявший обыкновенную человеческую жалость, для которого главное –

нажива. Жестокий по отношению ко второй жене, злопамятный  по отношению к Матрене.

- Его поведение во время похорон?

-К какому выводу приходит автор-рассказчик?

(Фаддей в деревне был такой не один, а Матрена – такая – была совершенно одна.)

-Чем она отличается от всех остальных? Что в ней не понятно людям?

Это ненасытный старик, потерявший обыкновенную человеческую жалость, для которого главное – нажива. Жестокий по отношению ко второй

Слайд 22Выразительное чтение финала рассказа.
-Как вы, ребята, понимаете эти слова?  Согласны

ли вы с ними?

-В чем смысл слова «праведник»?

Праведник– это человек с чистой совестью и душой. (В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)
Праведник– праведно живущий; во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник.(С.Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Выразительное чтение финала рассказа. -Как вы, ребята, понимаете эти слова?  Согласны ли вы с ними?-В чем смысл

Слайд 23Праведник
1.У верующих: человек, который живет
праведной жизнью, не имеет

грехов.
2.Человек, ни в чем не погрешающий
против  правил нравственности.

-Какое из этих определений раскрывает характер Матрены?

-А кого из действующих лиц мы можем отнести к грешникам?

Праведник1.У верующих: человек, который живет   праведной жизнью, не имеет грехов.2.Человек, ни в чем не погрешающий

Слайд 24Самостоятельная работа в парах:
- Что сопровождает жизнь праведника и грешника?
Составляем

таблицу:
Самостоятельная работа в парах: - Что сопровождает жизнь праведника и грешника?Составляем таблицу:

Слайд 26 Каждый человек должен пройти свой путь, каким бы он ни

был, удачным или неудачным, сохранив в себе мужество и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нем самой природой.

Исходное название рассказа – «Не стоит село без праведника». А.Т. Твардовский ради публикации предложил нейтральное название «Матренин двор». Если учесть, что СЕЛО - ь символ нравственной жизни, национальных корней  человека, село – это вся Россия, то -какой смысл вкладывал Солженицын в название рассказа?

Каждый человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был, удачным или неудачным, сохранив в

Слайд 27-Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни?
(Да.

Особенно в нашей современной жизни, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров)

- Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы

-Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни?(Да. Особенно в нашей современной жизни, когда

Слайд 28В нашей жизни , прекрасной и странной
И короткой, как росчерк пера,
Над

дымящейся свежею раной
Призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,
Поразмыслить, покуда живой,
Что там кроется в сумерках сердца
В самой черной его кладовой.
В нашей жизни , прекрасной и страннойИ короткой, как росчерк пера,Над дымящейся свежею ранойПризадуматься, право, пора.Призадуматься и

Слайд 29Пусть твердят, что дела твои плохи,
Но пора научиться, пора
Не вымаливать жалкие

крохи
Милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой  эпохи 
Что по-своему тоже права,
Не выжуливать жалкие крохи,
А творить, засучив рукава.
Пусть твердят, что дела твои плохи,Но пора научиться, пораНе вымаливать жалкие крохиМилосердия, правды, добра.Но пред ликом суровой

Слайд 30Добро требует ежечасного, каждодневного  терпеливого труда души. Так жила Матрена, которая

не преследовала никаких личных целей, не ждала вознаграждения, благодарности, а совершала добро по внутренней потребности, потому, что не могла иначе.
Добро требует ежечасного, каждодневного  терпеливого труда души. Так жила Матрена, которая не преследовала никаких личных целей, не

Слайд 31Домашнее задание:

Написать сочинение – рассуждение (на выбор)

1. «О чем заставил меня задуматься

рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор»? 

2. « О чем бы я спросил(а) героиню?»
Домашнее задание:Написать сочинение – рассуждение (на выбор)1. «О чем заставил меня задуматься рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор»? 2. «

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть