Слайд 1А.Н. Островский:
жизнь и творчество
(1823-1886)
Слайд 2Детство и юношеские годы
Александр Николаевич Островский родился
12 апреля 1823
года в Москве в семье чиновника. Жила семья в тех замечательных местах Москвы, которые затем нашли доподлинное отражение в пьесах Островского.
Слайд 3 В 1831 году семью постигло горе — после родов умерла Любовь
Ивановна Островская.
Николай Федорович женился вторым браком на баронессе Эмилии фон Тессин.
Она учила детей музыке, французскому и немецкому языкам, которые знала она в совершенстве, приличным манерам, обхождению в обществе.
Детство и юношеские годы
Слайд 4Обучение
После окончания гимназии в 1840 г., по настоянию отца, Александр
поступил в Московский университет, на юридический факультет, хотя сам хотел заниматься преимущественно литературным трудом.
Слайд 5Служба
Уйдя из университета, Александр Николаевич в 1843 году определился на службу
в Совестный суд, а в 1845 году перешел в Московский коммерческий суд, где платили больше. Служба длилась пять лет, до 10 января 1851 года.
Литературные взгляды
Островского складывались под
влиянием Белинского и Гоголя: в
гоголевской
(реалистической)
манере были
написаны первые очерки и
драматические этюды.
Формирование
А.Н. Островского-писателя
Слайд 7Этапы творчества Островского
Ранний период (1847-1851)
«Москвитянинский период» (1851-1855)
Предреформенный период (1856-1860)
Пореформенный (1861-1886)
Слайд 8Ранний период (1847-1851)
писатель только ищет свой путь в искусстве, создает
прозаические очерки в духе «натуральной школы» и пишет первую комедию «Банкрот»
(более позднее
название
«Свои люди
– сочтемся»)
Слайд 9«Свои люди – сочтемся» («Банкрот»)
Пьеса была напечатана в 1847 г.,
а поставлена через 12 лет.
На первом плане семьи – самодур. Причем самодуром может быть любой человек. В основе самодурства – имущественное отношение
Слайд 10«Свои люди – сочтемся» («Банкрот»)
В первой пьесе Островский заглянул в запретную
зону – в быт, в интимный мир.
Закон жизни, о котором пишет Островский, – это обман.
Слайд 11«Свои люди – сочтемся» («Банкрот»)
На первом плане – общая обстановка жизни
с ее закономерностями. Островский подчеркивает, что он пишет о рядовых людях. Всякую пьесу
надо начинать
анализировать
с понимания конфликта.
Слайд 12Отношение общества к пьесе
Общество по-разному приняло пьесу:
Передовая часть общества:
назвала автора «Колумбом
Замоскворечья»;
комедию – купеческими «Мертвыми душами».
Слайд 13Официальные лица:
собственноручная резолюция Николая I гласила: “Напрасно печатано, играть же запретить”;
драматург
был отдан под негласный надзор полиции;
Слайд 14
Официальные лица:
было заведено дело о литераторе Островском;
судебное начальство предложило секретарю Островскому
подать прошение на увольнение.
Слайд 15Ответ А.Н. Островского
Но реакция официальных властей не сломила вольнолюбивый дух Островского.
Он продолжает создавать свои «пьесы жизни».
Слайд 16 охватывает 1851—1855 годы, время, когда Островский сближается с «молодой редакцией» журнала
«Москвитянин», органа позднего славянофильства.
В эти годы им написаны пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется»
«Москвитянинский период»
Слайд 17Предреформенный период
В следующий, предреформенный период (1856-1860), драматург тесно связан с
редакцией журнала «Современник», представляющего революционно-демократический лагерь.
Слайд 18
А.Н. Островский и журнал «Современник»
Слайд 19Предреформенный период
На этот период приходится создание им пьес «В чужом пиру
похмелье», «Доходное место», «Воспитанница» и трагедии «Гроза» - вершины драматургии Островского.
Слайд 20«Доходное место» (1857)
Разоблачает чиновников-взяточников, продажных карьеристов, подхалимов (Вышневский, Юсов, Белогубов). С
ними борется разночинец-труженик, бедный
интеллигент Жадов,
который хочет жить
честным трудом,
бороться против взяток
и всякой неправды.
Слайд 21 «Гроза», в которой поставил задачу - обличить экономическую и духовную тиранию
«темного царства» (образы Дикого и Кабанихи) и
показать процесс
зарождения протеста
против вековых
традиций (образ
Катерины).
«Гроза» (1859)
Слайд 22 Подавляющее число пьес было написано Островским в последний, пореформенный, период, охватывающий
1861-1886 годы.
Пореформенный период
Слайд 23Пореформенный период
По жанрово-тематическим признакам условно их можно разделить на следующие группы:
комедии,
изображающие жизнь купечества: «Не все коту масленица», «Правда - хорошо,
а счастье - лучше», «Сердце
не камень»;
исторические пьесы: «Козьма
Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода,
или сон на Волге»;
Слайд 24Пореформенный период
сатирические комедии: «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце»,
«Бешеные деньги», «Лес»,
«Волки и овцы»;
психологические драмы:
«Поздняя любовь», «Последняя
жертва», «Бесприданница»,
«Таланты и поклонники»,
«Без вины виноватые».
Слайд 25“Бесприданница”
Созданная в 1878 г. драма «Бесприданница» продолжает развивать основные темы
и идеи творчества А.Н. Островского, в ней изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам «горячего сердца».
Слайд 26“Бесприданница”
«Бесприданница» - гневное обличение безнравственного общества, где человек – вещь, которую
можно разыграть в орлянку.
Слайд 27Смерть великого драматурга
Островский умер утром 2 июня 1886 г. во
время очередной ранней работы.
Похоронили Александра Николаевича Островского на местном кладбище 5 июня.
Творчество его осталось потомкам, обессмертив имя писателя.
Слайд 28Вклад А.Н. Островского в русскую культуру
Создатель русского национального театра.
Открыл новый тип
героя – тип самодура.
Вывел на сцену новое сословие – русское купечество.
Создатель «пьес жизни».
Создатель реалистической актерской школы.
Слайд 29«Гроза»
Особую известность драматургу принесла пьеса «Гроза». В основе ее лежит семейно-бытовой
конфликт в купеческой среде.
Слайд 30 В драме «Гроза» автор знакомит нас с обстановкой и образом жизни
обитателей города Калинова, в котором происходит действие. Он расположен на высоком берегу Волги.
«Гроза»
Слайд 31 главные действующие лица «Грозы» делятся на два лагеря:
угнетатели и угнетенные.
Слайд 32
Система образов:
К угнетателям относятся Савел Прокофьевич Дикой и Кабаниха (так называют
Марфу Игнатьевну Кабанову обитатели города), к угнетенным - все остальные.
Слайд 33Савел Прокофьевич Дикой
Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе
Калинове. Это грубый, жестокий, деспотичный человек, самодур, от которого окружающие находятся в экономической зависимости.
Слайд 34Марфа Игнатьевна Кабанова
Кабаниха - это выразитель идей и принципов «темного царства».
Она понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. И свою главную заботу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность непокорности.
«Гроза»
Кабанова — Н. В. Рыкалова
Москва. Малый театр. 1859
Слайд 35Катерина
Катерина отличается по складу своего характера от всех действующих лиц «Грозы».
Борьба Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства».
Слайд 36Молодое поколение
Образ Кулигина – талантливого самоучки из народа
Представителями молодого поколения
в пьесе являются:
Тихон Кабанов – сын Марфы Игнатьевны Кабановой, муж
Катерины, брат Варвары.
Катерина – жена Тихона
Кабанова, любовница Бориса, сноха Марфы Игнатьевны Кабановой.
Слайд 37Молодое поколение
Образ Кулигина – талантливого самоучки из народа
Борис Григорьевич – племянник
Савела Прокофьевича Дикого, любовник Катерины.
Варвара – дочь Марфы
Игнатьевны Кабановой,
сестра Тихона Кабанова.
Кулигин – талантливый самоучка из народа.
Слайд 38
Заветное желание Тихона: «Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не
чаю, как вырваться-то».
Тихон – жертва «темного царства». Оно превратило его в безвольного забитого человека, неспособного бороться за свое счастье, обрекло на то, чтобы «жить на свете да мучиться».
Тихон Кабанов
– с детства привык слушаться маменьку, боится ей перечить, безропотно сносит ее издевательства, не хочет жить своей волей: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить». «Я, кажется, из вашей воли ни на шаг».
Слайд 39– племянник Дикого, учится в академии, живет у дяди, ждет завещания
бабушки. По характеру робок и нерешителен. Добролюбов о Борисе: «Образование отняло у него силу делать пакость… но не дало ему силы противостоять пакостям, которые делают другие».
Борис
Слайд 40Кулигин
– талантливый самоучка; им движет идея бескорыстного служения людям, стремление принести
пользу обществу. Он осуждает жестокие нравы «темного царства», но боится самодурной силы, склоняется перед ней.
Кулигин учит покорности и других. «Лучше же стерпеть» - его совет Кудряшу. Но в сцене гибели Катерины Кулигин поднимается до открытого протеста: «Вот вам ваша Катерина. … Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!».
Эти слова не только оправдание Катерины, но и обвинение тех, кто ее загубил.