Презентация, доклад к уроку по рассказу А. Платонова Никита

Цель урока:  образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита», раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита» развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
     А.Платонов     «Никита»
Текст слайда:

  А.Платонов «Никита»


Слайд 2
Цель урока:  образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита», раскрыть особенность мира ребёнка
Текст слайда:

Цель урока:
  образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита», раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»
 развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;
 воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.


Слайд 3
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в
Текст слайда:

Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни. Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище.


Слайд 4
Он очень любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет
Текст слайда:

Он очень любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.


Слайд 5
- Какие чувства у вас вызвал рассказ?- Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам
Текст слайда:

- Какие чувства у вас вызвал рассказ?
- Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
- Были ли у вас подобные встречи с окружающим миром?

Анализ рассказа.


Слайд 6
После первого прочтения как бы вы определили:- Тему рассказа?- Основную мысль?- Какие проблемы ставит автор в этом
Текст слайда:

После первого прочтения как бы вы определили:
- Тему рассказа?
- Основную мысль?
- Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?


Слайд 7
Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе: изба топилась по-черному, изба, изгородь, колья, колхоз, овин,
Текст слайда:

Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе:
изба топилась по-черному,
изба,
изгородь,
колья,
колхоз,
овин,
околица,
сени,
трудодень.

. Лексическая работа


Слайд 8
1.         Мама уходит на работу.Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один»)Какие чувства здесь испытывает
Текст слайда:

1.         Мама уходит на работу.
Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один»)
Какие чувства здесь испытывает Никита?
2.         Никита «живёт один».
3) Кто живёт в бочке.
4) «Доброе солнце».
5) Колодезные жители.
6) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
6) Жёлтый цветок.

Составление плана. На сколько частей мы можем разделить текст. Как можно озаглавить каждую часть?


Слайд 9
Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? - С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём?-
Текст слайда:

Почему Никите кажется, что всё вокруг живое?
- С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём?
- Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку?
- Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа?
(Строгим, но не агрессивным).
- Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите?
(Сорвал цветок. Зачитать).
- Почему мир стал агрессивным?


Слайд 10
.        (Никита перестал ощущать мир живым, не ощутил боль, которую
Текст слайда:

. (Никита перестал ощущать мир живым, не ощутил боль, которую причинил). Жизнь – это вечная борьба добра и зла. Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой. 3. Возвращение отца. 1) Встреча Никиты с отцом. 2) Разговор Никиты с отцом. 3) Работа с отцом


Слайд 11
1.         Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать.2.        
Текст слайда:

1.         Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать.
2.         Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.
3.         Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут.

Найдём ключевые слова для каждого пункта плана.


Слайд 12
Отец Никиты вернулся с войны. Война – это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?(Добро – это
Текст слайда:

Отец Никиты вернулся с войны.
Война – это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
(Добро – это прежде всего труд).
- Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут».
(Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд).


Слайд 13
- Во что верил отец Никиты?(Никита останется добрым на весь свой долгий век).А как вы думаете от
Текст слайда:

- Во что верил отец Никиты?
(Никита останется добрым на весь свой долгий век).
А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым?
(значит быть нужным).
Каким чувством теперь наполнена душа Никиты?
(Добро).


Слайд 14
В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство?- Как
Текст слайда:

В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство?
- Как вы сейчас понимаете тему рассказа?
(Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.)
Основная мысль:
Быть добрым – значит быть нужным.
Проблемы:
Добра и зла, каким быть.
Состояние Никиты в течение дня:
Одиночество, страх, добро.


Слайд 15
Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где
Текст слайда:

Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо.  Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце,  тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни.

 Подведение итогов урока. 


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть