Слайд 1Николай Михайлович
Рубцов
«У сгнившей лесной избушки»
Выполнила
Нестерова Светлана Геннадьевна
учитель высшей категории
МОУ «СОШ № 33 с углублённым
изучением английского языка»
Г. Магнитогорск
Слайд 3Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емецк
Архангельской области. В 1941 году семья переехала в Вологду, где Рубцовых и застала война. Летом 1942 года умерли мать и младшая сестра Рубцова, отец был на фронте, и Николай с братом попали в детский дом. Тем же летом 6-летний Николай написал своё первое стихотворение.
Слайд 4Дом, в котором родился Николай Рубцов
Слайд 5Николай и его брат вначале попали в Красовский детский дом, а
с октября 1943 года и до июня 1950 года Николай жил и учился в детском доме в селе Никольском Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы (сейчас в этом здании находится Дом-музей Н. М. Рубцова).
Слайд 6Памятник Николаю Рубцову на берегу реки Вологды
Слайд 7Памятник Николаю Рубцову в Тотьме
Слайд 8За свою небольшую жизнь Николай Рубцов успел поработать кочегаром на флоте,
слесарем и шихтовщиком на заводе, проходил срочную службу дальномерщиком на эсминце «Острый» Северного флота (в звании матроса и старшего матроса).
Слайд 9Но поэзия Рубцова связана преимущественно с родной Вологодчиной.
В своих произведениях он
воспевал природу, признавался в любви родной стране.
Слайд 10Любимые края дороги поэту и в весеннюю пору, когда «над зыбким
половодьем без
остановки мчатся журавли», и в долгую зиму, когда «снег лежит по всей России, словно
радостная весть», и в жаркие дни, когда «зной звенит во все свои звонки». Однако ближе
всего душе поэта осень.
Слайд 11Рубцов говорил о себе, что в осеннюю пору он сам «становился
частью природы и жил с нею одной жизнью».
Слайд 12Словарная работа
Избушка-деревянный крестьянский дом
Купол-выпуклая крыша, свод в виде полушария
Канал-искусственное русло, наполненное
водой.
Слайд 13Сравни и объясни смысл выражений:
на склоне дня
на склоне горы
Какие значения
может иметь слово мир?
О каком «мире чудес» написал
Н. Рубцов?
Слайд 14О каких признаках осени говорит поэт в стихотворении?
Какие слова он
использует?
Каким словом автор называет своё движение в лесу?
Почему именно это слово он использует?
Подберите синонимы к слову бродя.
Слайд 15Какие чувства поэта открываются в строчках:
И словно душа простая
Проносится в мире
чудес,
Как птиц одиноких стая
Под куполом светлых небес…
Слайд 16Какие звуки наиболее часто встречаются в словах стихотворения?
Как вы думаете, это
случайно?
Что хотел показать этими звуками автор?
Слайд 17Что удивило тебя сегодня? Почему?
-Что изученное сегодня, на твой взгляд, самое
важное? Почему?
-О чём бы ты хотел узнать больше? Почему?
-В каком из заданий ты смог в большей степени применить творческий подход? Почему ты так думаешь?
-Что пробудило в тебе любопытство? Как изменилось твоё внимание на уроке, когда в тебе проснулось любопытство?
-В какой момент урока тебе удалось лучше всего проявить свои способности?