Слайд 1Михаил Михайлович Пришвин
(1873-1954) биография
Родился он 4 февраля 1873 года в
фамильном имении Хрущёво-Лёвшино, в свое время купленном его дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было семеро детей. Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Хрущево и немало денег. Жил он по-барски, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником. Однажды он проигрался в карты, поэтому пришлось продать конный завод и заложить имение. Он не пережил потрясения.
Слайд 3Краткое содержание
«Лобастый» Митраша избирает путь «открывателя», по которому, он идет,
не боясь препятствий, крепко веря слову отца, его убежденности в человеческом первенстве в природе. Горячность и опрометчивость, чуть было не стоившие мальчику жизни, в результате побеждаются его настойчивостью и выдержкой, умением подчинять своей воле силы природы. Писатель оправдывает путь искания Митраши в борьбе с трудностями мальчик не падает духом и не только находит себе друга и помощника, но и избавляет окрестности от злого разбойника — волка.
Слайд 4Мы жили в этом селе…
Мы жили в этом селе всего
только через один дом от детей. И, конечно, мы тоже вместе с другими соседями старались помочь им, чем только могли. В этом селе мы, хотя и приезжие люди, но знали хорошо жизнь каждого дома. И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы.
Слайд 6Настя(золотая курочка)
Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у
нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и смотрел вверх.
Слайд 7Митраша был моложе сестры на 2года. Ему было всего 10лет с
хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, затылок широкий. Он был упрям исилён. «Лобастый» Митраша избирает путь «открывателя», по которому, он идет, не боясь препятствий, крепко веря слову отца, его убежденности в человеческом первенстве в природе. Горячность и опрометчивость, чуть было не стоившие мальчику жизни, в результате побеждаются его настойчивостью и выдержкой, умением подчинять своей воле силы природы. Писатель оправдывает путь искания Митраши, в борьбе с трудностями мальчик не падает духом и не только находит себе друга и помощника, но и избавляет окрестности от злого разбойника — волка.
Митраша (мужичок-в-мешочке)
Слайд 8Самая-самая хорошая клюква
Кислая и очень полезная для здоровья клюква растёт в
болотах летом, а собирают поздней осенью. Но все знают, что самая-самая хорошая клюква, бывает, когда она перележит зиму под снегом.
Слайд 9Блудово болото
Лет двести назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото:
семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их.
Слайд 10Блудово болото
И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово
болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.
Слайд 11 Чудесен и удивителен рассвет: «И вот первый луч, скользнув по
верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей». Не оторваться от описания пения птиц: тетеревов, петухов, даже ворон. В карканье ворон автор слышит просьбу птиц о помощи перед начинающейся дракой. Мгновенную смену погоды автор передает немногими точными фразами: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали», заставляя стонать и рычать слышащих.их животных.
Блудово болото
Слайд 12Слепая елань.
«И как там, в настоящем море, бывают острова, как в
пустынях — оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами». Потом мы читаем необычную историю Блудова болота: о том, как появились в нем деревья, как они росли, переплетясь корнями и судьбами. Писатель рассказывает о них как о живых людях, о том, как близки друг другу растительный и животный миры. Звонкая борина у Пришвина, словно живое существо: она «наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле, отзывалась всему».
Слайд 13Вслед за Митрашей
Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе?
Как ведёт себя
Митраша, оставшись один?
Расскажи, куда ведёт тропинка, которую выбрал Митраша?
Почему он попал в беду?
Докажите текстом, что травы и деревья хотели помочь мальчику.
Как автор относится к Митраше в этой истории?
Что помогло Митраше выйти победителем из всего случившегося?
Почему Травка пришла на помощь человеку?
Слайд 14А в это время
Вдруг над головой, совсем близко, показывается головка с
хохолком, и встревоженный на гнезде чибис с круглыми черными крыльями и белыми подкрыльями резко кричит:
-Чьи вы? Чьи вы?
Слайд 15Лось …
Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на землю; гадюка по-прежнему лежала,
свернувшись колечком, в теплом луче солнца.
Слайд 16Травка-спасительница
Травка с безумной силой рванулась, и она бы вырвалась из руки
маленького человека, если бы тот, уже достаточно выволоченный, не схватил ее другой рукой за другую ногу.
Слайд 17затравка
- Иди же ко мне, моя Затравка!
Слайд 18А тут и волк
Но тут начилось, что серый, услыхав возобновленный гон
собаки, выбрал себе как раз тот самый куст можжевельника, где таился охотник, и 2 охотника, человек и злейший враг его, встретились. Увидав серую морду его от себя в пяти каких-то шагах, Митраша забыл о зайце и выстрелил прямо в упор.
Слайд 19Вслед за Настей
Как вела себя Настя, оказавшись одна?
Почему она забыла
о брате?
Что осуждает автор в поведении Насти?
Видела ли Настя, какая природа ее окружает?
Есть ли сходство между девочкой и змеёй?
Как вы думаете, жадная Настя? Кому она отдала ягоду?
Что заставило Настю вспомнить о брате?
Слайд 20- С кем сравнивает автор Настю?
- Кто помог девочке избавиться от
наваждения и вспомнить о братце?
- Какие герои противопоставлены друг другу в этом эпизоде? В чём смысл такого противопоставления?
Е.М. Рачев. «Настя возле чёрно пня».
Слайд 21- Почему люди часто обращались за советом именно к Антипычу?
-
Какие особенности речи героя позволяют судить о его мудрости? Найдите в тексте цитаты, позволяющие ответить на вопрос.
- Какую правду обещал «перешептать» перед смертью собаке Антипыч?
Слайд 22- Как вы понимаете слова «Для Травки вообще все люди делились
на Антипыча и на его врага»?
- Как Травка распознала в Митраше именно такого, доброго, человека?
- Почему она решила, что человек, увязший в болоте, ее Антипыч?
- Почему она сразу не бросилась к любимому хозяину?
- Почему Митраша хитрил?
- Как Травка наконец при-знала в Митраше Антипыча?
Слайд 23Особенности композиции и смысл названия сказки-были
М. Пришвина «Кладовая солнца».
работа с
текстом
Слайд 24Композиция – построение произведения
Экспозиция ( обрисовка положения действующих лиц, в котором
они находятся до начала действия),
1. завязка (событие, знаменующее начало развития действия),
2.развитие действия (система событий, подводящих к кульминации, кульминация (момент наивысшего действия),
3.развязка ( один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении)
Слайд 25План сказки – были «Кладовая солнца»:
а) Жизнь Насти и Митраши после
смерти родителей.
б) За клюквой.
в) Восход солнца в лесу; уЛежачего камня.
г) История Травки.
д) Блудово болото.
е) Путь Митраши.
ж) Путь Насти.
з) Закат солнца в лесу.
и) Спасение Митраши.
к) Счастливый конец.
Какой из пунктов предложенного плана вы назвали по-другому?
Сравни с цитатным планом:
Слайд 261. «В одном селе, возле Блудова болота, ... осиротело двое детей...».
2.
«Митраша и Настя стали собираться за клюквой
3. «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети...».
4. «Ужасное несчастье в жизни Травки».
5. «Не зная броду... Митраша прямо полез в Слепую елань».
7. Насте «захотелось идти по набитой тропе».
8. «День кончился... последним легким дыханием».
9. «У маленького человека в словах не только дружба и радость была, ... а таился и хитрый план своего спасения».
10.«Серый Помещик» окончил жизнь свою без всяких мучений».
11. «Охотники за сладкой клюквой идут из леса гуськом, и на плечах у них шест с тяжелой корзиной, и рядом с ними Травка...».
Слайд 27Как называется самое напряженное место в развитии действия художественного произведения?
-
Какова кульминация в развитии действия «Кладовой солнца»?
Слайд 28Смысл названия произведения сказка-быль
Сказочные элементы в произведении Пришвина не
более, но и не менее сказочны, чем все остальные образы произведения. Следовательно, здесь все можно назвать сказкой и одновременно былью.
Отметим и особенности стиля писателя: когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит: «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия.
В «Кладовой солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования - они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста»
Слайд 29сказка – это повествование, основанное на вымысле.
сказочный зачин (брат
и сестра пошли за ягодами и заблудились
герои стоят перед выбором пути-испытания у камня: хороший или плохой путь выбрать.
присутствие врага героя: в рассказе это волк, елочки-старушки, черный ворон.
есть предмет-помощник – это компас.
природа предостерегает о приближении опасности (елочки пугают героя, вороны и сороки трещат, предчувствуя наживу, природа хмурится, наблюдая за ссорой сестры и брата.
добро побеждает зло, и в рассказе все заканчивается благополучно.
название болота – Блудово – от слова «заблуждаться», «скитаться в поисках истины». Так и наши герои искали и нашли истину, преодолев все испытания этого враждебного человеку места.
поучительный смысл «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»: надо жить дружно, заботиться друг о друге. Самая большая правда «есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Эту правду герои поняли в конце своего пути-испытания.
Слайд 30Быль – это история о том, что действительно было.
В начале
рассказа писатель рисует голодную, трудовую, сиротливую послевоенную жизнь русских людей. Называет реально существующий город Переяславль-Залесский и торфяное месторождение, где работают геологи.
В простой и ясной форме Пришвин рассказывает о серьезных естественнонаучных открытиях: «Солнце отдает свое тепло растениям, умершие и упавшие в болото, они скапливают эту энергию и образуют горючее вещество – торф.
Герои рассказа Настя и Митраша выходят победителями из этой истории не потому, что им помогали волшебные существа и предметы, а потому, что они прислушивались к советам старших, любили и знали природу, повадки животных.
Урок, который вынесли ребята из похода за клюквой, есть главный закон жизни на земле, залог счастья.
Слайд 31Автор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю,
произошедшую с конкретными детьми, но и в более широком, обобщенном, символическом смысле.
В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего, о людях, их душевном богатстве. Человеческая жизнь – это кладовая душевного тепла, любви. Писатель показывает, что важнейший смысл «правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека.
Рассказ «Кладовая солнца» заставляет нас задуматься над многими вопросами: в чем смысл жизни человека, как нужно относиться к природе и животным, где граница между добром и злом. Чтобы, прочитав это произведение, люди стали чуточку добрее, поняли, как нужно относиться к природе и животным, не нужно быть легкомысленными и равнодушными.
Слайд 32«Плач (ребенка) не могла выносить Травка», «хозяин любил ее, кормил и
берег от волков», «собака сразу поняла человека», «увидела маленького человека и, забыв о зайце, остановилась», «скорее всего, это Антипыч» и др.
Травка - результат созидательной деятельности прошлых поколений на пользу будущих. Люди, по мысли писателя, жили в сотворчестве с природой и тем самым утверждали человечность.
Слайд 33- Открылся ли перед детьми путь к утверждению человечности?
Как называется
этот элемент сюжета?
- Какова развязка «Кладовой солнца»?
Слайд 34Дети спасли от одиночества Травку, избавились от порочных качеств характера -
жадности, упрямства, помогали эвакуированным детям, как помогали и им люди после смерти родителей. Это первые победы над собой, над страхом перед жизнью (Серым Помещиком), первые шаги по пути «вековечной суровой борьбы людей за любовь».
Слайд 35 - Что общего имеет развязка «Кладовой солнца» со сказочным концом?
Слайд 36
Утверждается возможность победы над злыми силами.
Что хотел сказать автор нам с
вами, так тесно переплетая сказочное и реалистическое?
Слайд 37Авторская мысль в том, что мир полон чудес, которые надо научиться
видеть.
Борьба добра и зла вечна.
Она нашла отражение и в сказках.
Слайд 38 Подведём итоги
Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг
человека». Как вы думаете, почему М.Пришвин отказался от этого названия?
Какой смысл вложил писатель в выражение «сказка-быль»?
Как вы понимает выражение: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь»?
Слайд 39«Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» — восклицает рассказчик. Только
ли о торфе, о клюкве говорится в этой фразе? Как вы ее поняли? Обоснуйте свой ответ.